Найти в Дзене
Спроси учителя

Универсальный путеводитель по темам итогового сочинения 11

Оглавление

Блок 3. "Природа и культура в жизни человека". Категория 3.3. Искусство и человек. Литературные аргументы.

Основные понятия: творчество, вечная тема, служение искусству, роль искусства, образ художника, назначение писателя, герой литературы, читатель, место литературы в жизни, величайшее достижение культуры, язык искусства, свобода творчества, виды искусства, мир художественного произведения, культура.

Назначение искусства

В категории "Искусство и человек" большое место отведено целям и задачам искусства для человека и человечества. Как всегда, следует определиться с основным понятием. Обратившись к словарям, выясним, что искусство, не как мастерство, а как творческая художественная деятельность - это "Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах". (Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.) Таким образом, что это такое - предположительно понятно. А вот зачем действительность отражать в художественных образах раз за разом? Что даёт человечеству это самое "творческое отражение"?

Уникальность художественного познания мира состоит в том, то оно одновременно и отражает действительность и создаёт новую реальность. Читая книгу, слушая музыку, рассматривая картину, мы попадаем в иллюзорный мир выдуманных художником образов, с одной стороны. А с другой - познаём мир вокруг нас, и даже внутри нас.

И в книгах каждый находит для себя что-то своё. И на вопрос о назначении искусства отвечает каждый тоже по-своему. Да и книга книге рознь!

Читая, мы отдыхаем, развлекаемся, узнаём что-то новое, глубже понимаем какие-то процессы в жизни, изменяемся, формируемся как личность. А потому, если вам попадётся тема наподобие такой:

Какое место литература занимает в Вашей жизни?

Надеюсь, справится с задачей любой, самый неталантливый и "бедный" читатель. Просто стараемся подробнее рассказать, о любой книге, обозначив цель чтения (одну или несколько из вышеперечисленных). Идеально, если вы можете не только пересказать общее содержание, а конкретизировать, что вы узнали об истории страны, о географии мира, об интересных людях или, быть может, задумались о том, как следует (не следует) поступать и думать. Собственно, в этом и заключается назначение искусства.

Миссия художника

Темы, звучащие пафосно, не следует раскрывать на примере "бульварной" литературы-однодневки. Но в школьной программе таких произведений просто нет. Поэтому опять же подойдёт любое произведение в указанных рамках. Только здесь тоже следует обратиться к соответствующему пафосу и не писать, что "книжки нужны для того, чтобы убить время". А говорить о миссии просветительской и воспитательной. Чему вы научились, что поняли, читая?

Образ художника. Служение искусству

Казалось бы, в темах указанного русла уже не обойдёшься любой книгой. Ведь, например, как отвечать на вопрос: "Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?" Вроде бы, напрашивается само собой - найти такое произведение, в котором есть образ творца! И это не очень легко...

А вот и нет! Всё дело в том, что "образ творца", иначе - автора, есть в каждом произведении! А если вам ещё известно хоть что-нибудь о личности художника, его характере, судьбе, то такая тема - просто подарок судьбы!

Но если и ничего не известно, а только прочитана книга? Ну и что! Книга-то прочитана! И если вы можете сказать, чему нас учит автор, то можете легко предположить, каким он был человеком, что ценил в жизни и людях, а что осуждал.

В качестве небольшого подспорья предлагаю вашему вниманию мини-обзор литературных произведений, так или иначе отражающих тему "Служения искусству"

И.С. Тургенев "Ася"

"Гагин сообщил мне свои планы на будущее: владея порядочным состоянием и ни от кого не завися, он хотел посвятить себя живописи и только сожалел о том, что поздно хватился за ум и много времени потратил по-пустому". (Глава III)
"Гагин раскрыл мне все свои картоны. В его этюдах было много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но ни один из них не был окончен, и рисунок показался мне небрежен и неверен. Я откровенно высказал ему мое мнение.
— Да, да, — подхватил он со вздохом, — вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать! Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении тотчас ослабеешь и устаешь.
Я начал было ободрять его, но он махнул рукой и, собравши картоны в охапку, бросил их на диван.
— Коли хватит терпенья, из меня выйдет что-нибудь, — промолвил он сквозь зубы, — не хватит, останусь недорослем из дворян. Пойдемте-ка лучше Асю отыскивать". (там же)
"Гагин находился в том особенном состоянии художнического жара и ярости, которое, в виде припадка, внезапно овладевает дилетантами, когда они вообразят, что им удалось, как они выражаются, «поймать природу за хвост». Он стоял, весь взъерошенный и выпачканный красками, перед натянутым холстом и, широко размахивая по нем кистью, почти свирепо кивнул мне головой, отодвинулся, прищурил глаза и снова накинулся на свою картину". (Глава XI)

Как видим из приведённых отрывков, для искусства требуется не только талант, но и терпение, да и обучение не помешает. Но обратите внимание и на то, что ценит автор в искусстве: рассказчик подмечает как достоинство этюдов тот факт, что в них "было много жизни и правды".

А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"

Конечно, вряд ли вы запомните наизусть все строки из романа, в которых автор делится размышлениями о творчестве, и о своей судьбе, и чуть ли не обо всём на свете. Но просто запомните, что указанное произведение является самым основательным аргументом к темам, раскрывающим тему творчества и искусства, а также чтения. А я напомню несколько цитат.

Глава первая, LX

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

Глава вторая, XXXIX

Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
Ее ничтожность разумею
И мало к ней привязан я;
Для призраков закрыл я вежды;
Но отдаленные надежды
Тревожат сердце иногда:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
XL
И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!

Глава шестая, XLVI

Дай оглянусь. Простите ж, сени,
Где дни мои текли в глуши,
Исполнены страстей и лени
И снов задумчивой души.
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!

Что ждёт поэта, творца в этом мире? И слава, и брань, и надежды на бессмертие, а значит, и любовь, и понимание читателей. Но самое главное - душа его не должна очерстветь и ожесточиться, должна быть живой и откликающейся. Вспомните

стихотворение А.С. Пушкина "Пророк"

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Краткие тезисы: "духовная жажда" делает человека художником и творцом; став таковым, он исполняет божественную волю на земле, будя сердца людей, т.е. борясь с их равнодушием. Основные качества художника - чуткость ко всему сущему: вещие зеницы (всё видят), чуткий слух (слышит, как растёт лоза вдали), мудрая, острая речь ("жало мудрыя змеи") и пылающее сердце.

Таков обобщённый образ поэта.

Очень надеюсь, что новую тему мы почти рассмотрели, а ваш список для чтения не увеличился ни на одну книгу. Почему почти? Остался всё-таки один нюанс.

В КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ есть уточнение о том, что темы третьего раздела "касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами)".

К юбилейным датам обратимся в следующий раз. Но вы и сами можете уточнить по ним информацию. Вас ждёт ещё разговор о совершенно новом направлении "Языковая личность". Надеюсь, вы не забыли подписаться на канал?

Осталась ровно неделя до итогового сочинения. Я вам советую спокойно и сосредоточенно перечитать статьи по списку. Они помогут собраться с мыслями и обрести уверенность. Тем более что, цитаты и тезисы позволят вспомнить тексты, не листая множество страниц.