Из-за мировых проблем, вызванных пандемией и кризисом, и, наоборот, непрерывными технологическими достижениями, логистическая отрасль претерпела быстрые изменения за последние несколько лет. Тем не менее, эта перестройка не показывает признаков упадка и замедления. По оценкам многих исследователей, отрасль будет переживать дальнейшую эволюцию и трансформацию.
Что ждет транспортные компании? Разбираем прогнозы исследователей и даем экспертные оценки, которые, вероятно, определят будущее логистики.
Технология блокчейн
Изначально разработанный для финансового сектора децентрализованный и зашифрованный подход к хранению и отслеживанию данных превратился в революционную технологию и для логистических процессов. Прогнозируется, что рынок блокчейнов, используемых мировыми транспортными компаниями, станет примером ошеломляющего среднегодового темпа роста в 39.78% с 2022 по 2027 год и увеличится более чем на 2 миллиарда долларов (1).
Решения на основе блокчейна демонстрируют исключительный потенциал для повышения эффективности, безопасности и прозрачности в отрасли, прокладывая путь к новой эре инноваций в логистике.
Например, еще в 2015 году Mitsubishi Technologies (2) разработала блокчейн-трекер, отслеживающий транспортировку лекарств в рефрижераторе, позволяя клиентам видеть погрузку и разгрузку фармацевтических товаров на каждой точке и температуру хранения. Технология блокчейна позволяет обмениваться между участниками логистического процесса любыми необходимыми данными, защищенными от несанкционированного доступа.
Еще один крупный революционер — компания VeChain (3). Она совершенствует отрасль, благодаря блокчейн-платформе, которая предлагает решения для управления цепочками поставок и простой возможности внедрения смарт-контрактов.
Обострение кадровой проблемы
Еще с прошлого года во многих компаниях наметилась проблема падения спроса со стороны соискателей на должность водителя-экспедитора. По данным трендвотчера: «В сравнении с первым полугодием 2022 и 2023 годов спрос со стороны кандидатов на вакансию водитель-экспедитор сократился практически вдвое. Средний дефицит персонала в зависимости от компаний может варьироваться в пределах 15-25%». Тенденция недостатка персонала сократится и в будущем из-за высокого спроса транспортных услуг и низкой мотивации кандидатов. Компании будут бороться за профессиональных водителей с помощью различных привилегий: более высокой рыночной зарплаты, льгот, ДМС, дополнительной системы мотивации.
Еще одно решение будущего — замена автопарка беспилотными автомобилями. Это не только потенциальная возможность для сокращение затрат на зарплатный фонд, но и улучшение процесса транспортировки. Машины можно запрограммировать на динамическое изменение заранее установленных маршрутов и скорости на основе информационных данных.
Звучит, как фантазии далекого будущего? Может быть. Но уже в 2023 году Илон Маск в интервью телеканалу CNBC (4) анонсировал выход полностью беспилотного электромобиля Tesla, что в свою очередь становится предвестником беспилотной эры и на рынке грузовых транспортных средств.
Внедрение Искусственного интеллекта
AI не является новой технологией в логистике, но уже сегодняшние колоссальные достижения в рамках управления цепочками поставок ИИ позволяют предположить, что это ключевое направление для развития транспортных услуг в будущем.
Например, сегодня услуги искусственного интеллекта применяются для прогнозирования. Эти передовые инструменты могут точно определять будущий спрос, сезонность, помогают избежать дефицита, анализируя исторические данные, текущие тенденции и даже выявляя тонкие закономерности.
В будущем алгоритмы искусственного интеллекта смогут легко создавать наиболее эффективные пути транспортировки с учетом пробок, погоды, других ситуаций на дороге в любой точке мира.
Например, компания Carrier Logistics Inc.AI (5) постоянно усовершенствует ИИ для транспортных компаний. Искусственный интеллект умеет выстраивать логику маршрутизации, автоматически подбирает конкретный автомобиль под груз, анализируя состояние автопарка. Такая оптимизация не только снижает расход топлива и затраты на эксплуатацию, но и обеспечивает своевременные поставки, что приводит к удовлетворению клиентов и положительной репутации бренда. Также ИИ может оценивать клиентов для выявления повышенных рисков, чтобы сохранить ресурсы компании и сократить их финансовые и юридические проблемы.
Цифровые двойники
Цифровой двойник — это виртуальная копия физической системы, процесса или объекта, постоянно обновляемая в режиме реального времени. Технология основана на алгоритмах искусственного интеллекта и машинного обучения для моделирования реального поведения машин, что позволяет предприятиям прогнозировать срок их службы и предвидеть потребности в техническом обслуживании.
Поскольку рынок готов резко вырасти с 6,9 млрд долларов США в 2022 году до 73,5 млрд долларов США к 2027 году, эта передовая инновация в логистике призвана произвести революцию в отрасли (6).
Цифровой двойник представляет из себя 3D-визуализацию, которая отражает всю цепочку поставок. Такая модель позволяет выявить риски, смягчить или устранить транспортные проблемы, оценить наихудшие сценарии не внедряясь в настоящие рабочие логистические процессы.
Цифровые двойники могут помочь в управлении складом, максимально эффективно построить цепочку поставок, выявить и устранить узкие места в логистике, безопасно проводить любые эксперименты, тестировать план действий в чрезвычайных ситуациях, искать стратегии снижения эксплуатационных расходов за счет экономии на рабочей силе, запасах, транспортных и складских расходах и многое другое.
Прогнозируется, что объем мирового рынка цифровых двойников вырастет с 10,1 млрд долларов США в 2023 году до 110,1 млрд долларов США к 2028 году при среднегодовом темпе роста 61,3% в течение прогнозируемого периода (7). Ключевыми факторами, способствующими росту этого рынка, являются снижения затрат, а также прозрачность действий, сокращение временного и рабочего ресурса для осуществления цепочек поставок.
Интернет вещей (IoT)
Подобно тому, как Интернет соединяет различные компьютеры друг с другом, IoT объединяет множество устройств и датчиков, позволяя им взаимодействовать друг с другом.
Устройства Интернета вещей собирают и анализируют данные в секторе логистики, чтобы помочь компаниям оптимизировать свои транспортные операции. Учитывая широкие возможности IoT, прогнозируется, что к 2030 году количество устройств удвоится и достигнет 30 миллиардов (8).
Одним из важнейших применений IoT является отслеживание транспортного средства в режиме реального времени. Местоположение, состояние ТС, ожидаемое время прибытия создают условия гибкого и упрощенного менеджмента логистического процесса.
Данные с устройств IoT дают возможность прогнозировать и планировать техническое обслуживание автопарка, снижать затраты на топливо, оптимизировать маршруты на основе данных о погоде и дорожном движении в режиме реального времени.
Интернет вещей также трансформирует управление складом и запасами, поскольку помогает контролировать уровень заполняемости, отслеживать движение товаров и поддерживать оптимальные условия хранения.
Удивительно, но IoT позволяют даже повысить безопасность работников. Например, DHL (9), всемирно известная логистическая компания, прикрепляет устройства IoT к складским контейнерам, чтобы предотвратить непредвиденное движение ящиков и не навредить работникам. Также компания устанавливает датчики для контроля температуры, что значительно экономит деньги на электричестве.
Интернет вещей активно используется в логистике уже сейчас. Например, технологии транспортно-экспедиционной компании «Ювента» позволяют клиентам получать доступ к местонахождению ТС в режиме реального времени через личный кабинет и наблюдать за перемещением груза, контролировать норму температурного режима, готовится к разгрузке заранее для предотвращения нарушения холодовой цепи.
В будущем Интернет вещей будет расширяться и развиваться, что приведет к инновационным методам доставки, например, к транспортировке с помощью дронов (10).
Подводя итоги
В 2023 году логистическая отрасль претерпевает значительные преобразования, обусловленные новыми технологическими тенденциями. Меняющийся геополитический и экономический ландшафт установил новые стандарты, вознаграждая гибкие компании, которые не испытывают страх перед будущим.
Инвестиции в развитие технологий и адаптивность являются ключевыми элементами успешной и экономически рентабельной работы транспортных компаний, обеспечивая им стабильность в условиях общей нестабильности.
Источники: