Переходный возраст – это самый трудный этап в жизни любого человека, так как здесь происходят не только физические изменения, но и психологические.
У ребёнка происходит полное переосмысление самого себя и бывает такое, что он себе не нравится.
Это выражается в агрессии и насилии к самому себе, а также апатии.
Всё это в будущем может привести к более серьёзным проблемам, поэтому важно понять скрытые причины такого поведения и постараться решить вопрос.
Как это проявляется?
- В первую очередь ребёнок забрасывает все свои увлечения и навыки, так как считает, что у него ничего не получается и нет смысла пытаться.
Иногда такое поведение выражено ярко с чертами агрессии, а иногда более апатично.
Часто дети могут прямо говорить, что у них «ничего не получается» и то, что им «ничего не нравится».
- Некоторые дети могут в этот период причинять себе боль: удары, укусы, голодание и другие способы.
Это крайне серьёзная стадия, видя которую требуется обратиться к специалисту.
Причины
Как бы это не было прискорбно, но часто в таком поведении виноваты родители. Есть множество примеров, когда взрослые напрямую говорят «ты никто» или «ты ничего не добьёшься», тем самым ломая неокрепшую психику.
- Яркий пример – Альберт Эйнштейн, которого родители называли «недоразвитым».
Зачем родители это делают? Это называется «ошибка выжившего», так как по мнению некоторых взрослых, если напоминать ребёнку о его недостатках, то он их решит. Но такого почти никогда не происходит.
Не смотря на Нобелевскую премию и другие достижения, тот же Альберт имел много психических проблем, которые просто мешали ему жить.
Но не всегда виноваты родители. Иногда причиной такого поведения становится «сбой» в формировании самооценки, когда у детей нет здравого примера.
Люди склонные показывать только успехи, но уделяя внимание неудачам и процессу, из-за чего дети неправильно понимают этот мир и считают, что у всех всё просто, а они «неудачники».
Как решить проблему?
- В первую очередь проявите эмпатию и позвольте ребёнку выразить свои мысли и чувства.
- Слушайте его и покажите, что вы понимаете его проблему.
- Помогите ребёнку отметить и осознать свои сильные стороны и достижения.
- Поощряйте его силы и успехи, даже в малом.
Здесь очень важно объяснить, что кроме видимого успеха есть ещё и неудачи, и долгий путь, который многие люди просто не показывают.
- Помогите ребёнку отслеживать и переоценивать свои отрицательные мысли.
- Учите его заменять негативные мысли более позитивными и заботьтесь о развитии его внутреннего монолога.