Мариинский театр Санкт-Петербурга - один из ведущих и всемирно известных музыкальных театров России. Его труппа, основанная ещё в XVIII веке, до революции функционировала под руководством дирекции Императорских театров.
В 1783 году был издан Указ императрицы Екатерины Великой об утверждении театрального комитета "для управления зрелищами и музыкой". В том же году был открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого и ведёт отсчёт история Мариинского театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.
В 1784 - 1886 годах для постановки балетных и оперных спектаклей в Санкт-Петербурге использовалось преимущественно здание Большого Каменного театра, которое в 1896 году было перестроено архитектором В. В. Николя для размещения Санкт-Петербургской консерватории.
В 1859 году, после того, как сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк, построенный по проекту Альберто Кавоса в 1847-1848 годах, архитектор возвёл на этом месте новое театральное здание, предназначенное для труппы Императорских театров. Театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны "По Высочайшему повелению о наименовании театра-цирка Мариинским". Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя", оркестром дирижировал Константин Николаевич Лядов.
Спустя 163 года - в прошедшем 2023 году нам довелось попасть в Мариинку на постановку той же оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя". Оркестром дирижировал Валерий Гергиев - художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра.
Премьера оперы Глинки "Жизнь за царя" состоялась 27 ноября 1836 года на сцене Большого Каменного театра в присутствии императора Николая I, который по окончании спектакля пожаловал Глинке бриллиантовый перстень. Михаил Глинка назвал свое произведение "отечественной героико-трагической оперой", которую он посвятил подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, погибшего ради спасения юного Михаила Романова - первого царя из династии Романовых, занявшего престол после изгнания из Москвы польских интервентов.
После Отечественной войны 1812 года многие драматурги пытались литературно пересказать народное предание о том, как поляки шли в Кострому, чтобы убить молодого боярина Михаила Романова, как в пути они заблудились, как дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними.
Прославиться и "оставить след в истории" удалось Михаилу Глинке, создавшему русскую оперу, в сюжет которой композитор включил и историю с Иваном Сусаниным, и войну, и любовь, и картины народного быта, и контрастный образ культуры польских интервентов.
Автором либретто оперы "Жизнь за царя" был барон Георгий Розен. Но Михаил Глинка в итоге сам внёс много исправлений в либретто уже после написания партитуры. Барона Розена, недостаточно хорошо владевшего русским языком, современники часто критиковали за то, что он написал "косноязычное" либретто для русской оперы.
В советский период по идеологическим соображениям известным поэтом Сергеем Городецким была сделана новая редакция либретто - более "грамотная" и освобождённая от "монархических" идей. Опера в те годы называлась не "Жизнь за царя", а по "народной" версии - "Иван Сусанин".
В 2004 году в Мариинском театре вновь появилась опера "Жизнь за царя" в оригинальной версии с либретто барона Розена, но в новой постановке Дмитрия Чернякова.
Больше всего зрителям в новой постановке понравился "польский акт", точнее - второй акт оперы - самый эффектный и зрелищный, в котором сам Глинка создал с помощью национальных польских танцев весёлую атмосферу в замке польского короля Сигизмунда. В новой постановке воссозданы такие танцевальные номера как: полонез, краковяк, вальс и мазурка, из которых Глинка составил целую танцевальную сюиту. По сюжету второго акта оперы - на балу безрассудная польская шляхта самонадеянно мечтает о полном покорении Руси, о новых победах и богатой добыче.
Бал прерывается при появлении гонца из России. Он нарушает радостное настроение шляхты докладом о том, что польские войска в Москве осаждены народным ополчением, а русский народ выбрал себе нового царя - Михаила Романова. Гости короля после бала снаряжают отряд польских шляхтичей и отправляют его в поход на Москву, чтобы покорить Русь "огнем и мечом" и захватить Михаила Романова.
"Иван Сусанин" - опера героическая и одновременно трагическая. Но героического в творении Глинки больше чем трагического. Иван Сусанин погибает сам, но спасает при этом не только царя, но и своё отечество.
Песня "Славься", написанная Глинкой для эпилога, стала гимном для торжественно-радостного и оптимистического завершения оперы. Идею Глинки выразил даже не барон Розен, а Сергей Городецкий, в версии которого гимн "Славься" прославлял не русского царя, а родную страну: "Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна!"
Во всех вариациях опера Глинки неизменно попадала под удар критиков. В XIX веке публику шокировал тот мир, который Глинка представил на сцене императорского театра - с крестьянской жизнью, портретами простых людей и патриархальными образами. Советский вариант считали лишённым духовной силы. Новую версию оперы раскритиковали уже наши современники, как минимум - за акцент на контрасте двух культур, за нелепые костюмы и сомнительный реквизит. Но все недостатки воссозданной оперы меркнут перед блистательным исполнением оперных партий лауреатами международных конкурсов и заслуженными артистами, эффектным "балетным" актом и потрясающим оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.
Продолжительность всей оперы "Жизнь за царя" - больше четырёх часов. К счастью, опера идёт с двумя антрактами, во время которых можно прогуляться по фойе Мариинского театра и рассмотреть императорскую ложу, украшенную позолоченной короной.
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство - мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны - сохранено до наших дней.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторял узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, по сей день освещает зрительный зал Мариинского театра. Каждый год гигантскую люстру опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
В 90-е годы XX века был воссоздан декор Царской ложи: возвращена на прежнее место позолоченная корона и императорская монограмма ложи с первыми буквы имён царя Александра II и его супруги. В советские годы на месте императорской монограммы сияла эмблема с серпом и молотом.
В 1935 - 1992 годах Мариинский театр носил имя С. М. Кирова. В советское время было принято присваивать всем заслуженным коллективам революционные ордена. Полное название театра в те годы - Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Чаще театр тогда называли Кировским., но в просторечии сохранялось и старое название - Мариинка.
В 1992 году Мариинскому театру было официально возвращено его историческое название.
Рядом с историческим зданием Мариинского театра в 2013 году был построен современный театр, под названием - Мариинский-2.
Билеты в Мариинку можно купить на официальном сайте театра.
О некоторых других достопримечательностях Санкт-Петербурга можно прочитать в моих фотоотчётах, собранных в подборке "Восхитительный Питер".
Продолжение следует... Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.