Сейчас я буду придираться, и придираться очень жёстко. Тем не менее, надеюсь на понимание…
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Уважаемые читатели! Давайте сейчас поговорим о проблемах с космосом, которые очень сильно раздражают в фантастике. Я напомню, что фантастика, и космическая опера – это жанр, у которого есть свои законы. Да, я понимаю, что в этом жанре твориться может всё, что угодно, что для кого-то, все эти корабли, космос и прочее – просто антураж, а пишет он, например, «любовную драму», или детектив какой-нибудь. Но, если пара Дивов-Прокопчик смогла в детектив («Профессия – Инквизитор»), то вот что касается остальных авторов, особенно западных – то тут порой всё очень и очень печально. Как говорится, «не выходит каменный цветок»…
И начать я хотел бы с «Песен Гипериона» Дэна ненашего Симмонса. Собственно, я не раз писал про это произведение. Более того, я вполне могу сказать, что оно мне даже нравится. Там неплохой сюжет, более-менее сносно раскрыты герои и персонажи, и вообще, сама тетралогия, как говорится, «цепляет». И лично у меня не было бы к ней особых претензий, если бы не одно «но». И «но» это называется «космические перелёты».
И тут вот в чём проблема. Дело в том, что Симмонс, такое ощущение, совершенно никак не говорит нам, как именно летают его корабли. То есть, из контекста мы можем понять, что летают они быстрее света. Упоминается даже такой термин, как «гиперпрыжок», и это я не говорю об «Архангелах», которые я вообще трогать не собираюсь. И, казалось бы, всё просто, не так ли? Но! Почему же тогда, на эти корабли действует то самое «эйнштейново замедление времени». То есть, корабли и так летают быстрее света, причём тут замедление времени, которое работает только на релятивистских скоростях?
На самом деле, ответ на этот вопрос есть. Это было нужно ровно для одной истории – рассказа Консула, «Вспоминая Сири», о том, как его предок полюбил эту самую Сири, о том, как в первый раз она была невинной девочкой, во второй его визит – взрослой женщиной, потом старушкой, а потом, когда он снова прибыл на ту планету, она уже была мертва. На самом деле, несмотря на то что рассказ более полно раскрывает нам Консула, он – один из самых неинтересных во всей истории. Более того, если учесть, что герой этой истории не чай пил с Сири, когда они только познакомились, то он ещё и… очень неприятный, если не выразиться сильнее. Что же касается других произведений, то эта «фишка» с тем, что на корабле время идёт медленнее, чем на планете, не используется. Более того, она только мешает. Например, все эти истории о том, что «Бродяги прибудут к этой планете только через пять лет, и мы ничего не сможем сделать» - только портят всё впечатление от чтения – и автор, что хуже всего, даже не пытается как-то это дело объяснить.
Кстати, мне уже писали о том, что корабли у Симмонса летают медленнее света. Мол, потому и замедление времени, что летают на «досвете». Но тут, как мне кажется, у тех, кто так думает, большие проблемы. Дело в том, что расстояния между некоторыми планетными системами, описанными в книгах Симмонса (а там есть немало на самом деле реальных планетных систем), таково, что корабль, летящий на «досвете», добираться туда будет очень и очень долго. Несколько тысяч лет, как минимум! А «двигатель Хокинга», как гласит та же «вики», что описывает мир «Гипериона», всё же, перемещает корабль быстрее света…
«Двигатель Хокинга
Первое устройство, позволяющее перемещаться быстрее света. Было разработано ещё до Большой Ошибки. По словам Энеи — первая, неудачная, попытка человека вторгнуться в гиперпространство. Впоследствии было модернизировано сначала Бродягами, потом Энеанами. Обе модификации преследовали своей целью как повысить скорость межзвёздных перелётов, так и снизить пусть и не столь существенный, как другие «подарки» Техно-Центра, но всё же губительный для экологии Связующей Бездны вред. Двигатель изобретён ИскИнами и назван в честь Стивена Хокинга.»
Но вот, от «замедления времени» так никуда и не делись. Почему? Как я уже говорил – потому, что это было нужно автору для той новеллы про Сири…
Собственно, именно эти «штучки» с космическими перелётами в разных книгах, с тем, что на корабль, который может совершать прыжок через гиперпространство, может действовать замедление времени, портят не только «Песни Гипериона», но и другие произведения. Например, почему мне так не нравятся романы про Эндера Виггина? Да всё по той же причине. Корабли запросто могут летать на большие расстояния, совершая прыжки. Никакой проблемы с этим делом нет. Кроме одной – чтобы добраться до точки прыжка (кстати, а где она находится?), надо лететь очень и очень долго, и на корабль действуют все эти эффекты с замедлением времени. И опять же, автор никак не объяснят нам, что и как, но это нужно для «трагизма». Мол, на Земле прошло уже несколько тысяч лет, про Эндера почти все забыли, а он спокойно путешествует по новым колониям, занимаясь тем, что «говорит от имени мёртвых». И, знаете, я всё понимаю, это не самые плохие книги – но именно эта «фишка» довольно сильно портит удовольствие от чтения. Мол, у вас тут такие технологии, а как летать без этого «замедления времени», так никто и не придумал…
Кстати говоря, в том же «Голосе Тех Кого Нет», то, как Эндер прощался со своей сестрой, которая постарела, пока он летел на планету со «свинксами», было очень печально, как и то, что его позвала туда девочка, а когда он долетел, она была уже взрослой женщиной… Но, тут, всё же, у автора были свои «тараканы», ему это было нужно для сюжета, а вот, как это обосновать с точки зрения науки (всё же, тут у нас фантастика, или что?), он даже и не подумал… И это, конечно, печально.
Можно сказать несколько слов и про «Бесконечную войну» Джо Холдемана. Сказать по чести, мне этот роман как-то не особенно понравился. Да, я его читал, но вот перечитывать его у меня нет никакого желания. И да, не в последнюю очередь – как раз именно из-за «космической составляющей» романа. Напомню, что роман повествует о войне между людьми и иной расой. Специально для ведения боевых действий за пределами Земли и основания колоний, был набран отряд. Главный герой как раз из этого отряда. Каждый раз, когда герой отправляется на очередное задание, на Земле проходят целые эпохи. И вот в чём тут проблема…
«Двенадцать лет назад, когда мне было всего десять лет, был открыт коллапсарный прыжок. Направьте предмет с достаточной скоростью прямо в коллапсар – и вот он уже выпрыгивает где-то совсем в другой части Галактики. Быстро нашли закономерность, позволяющую определить место выхода: объект как бы движется в начальном направлении вдоль «линии» (то есть вдоль эйнштейновской геодезической линии) и выпрыгивает в пространство, когда эта воображаемая «линия» упирается в другой коллапсар. Причем объект выпрыгивает в обычное пространство в том же направлении и с той же скоростью, с какой он вошел в первый коллапсар. Время перехода между двумя коллапсарами практически ноль.»
Казалось бы, сам прыжок не занимает вообще никакого времени, так в чем же дело? А дело в том, что до коллапсара надо ещё долететь. А так как лететь до него, как правило, очень и очень долго, мы снова упираемся в то самое «эйнштейново замедление времени». И, как я уже говорил, автору это было нужно, чтобы показать, как между заданиями, на которые отправляется главный герой романа, на Земле протекают столетия и тысячелетия. Земля меняется так сильно, что жители Земли становятся для героя просто чужими… И, наверное, это может быть очень интересно в плане сюжета (а я прочитал роман), но… потом это просто утомляет, на самом деле…
И сейчас, на самом деле, кто-то скажет, что «ты чего придираешься к интересным произведениям? Не нравится тебе – не читай, а нам интересно!». Но я скажу так. Во-первых, я читал все эти книги. И я не скажу, что они плохие. Я просто сделал упор на том, что лично у меня вызвало… как минимум, непонимание. На том, что можно было написать и лучше. И, что касается «Бесконечной войны» - я понимаю, что это «основная фишка» романа, что на этом деле всё держится. А вот, что касается произведений предыдущих, то там это именно, что «авторский произвол»…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!