Найти тему
Лающая Рыба

Слух в кохлеарном импланте. Речь у ребенка с кохлеарным имплантом.

Оглавление

Часто родители задаются вопросами, какой слух у ребенка в кохлеарном импланте или какая речь у ребенка с кохлеарным имплантом? Кохлеарная имплантация преподносится им как чудо, с которым решатся все проблемы ребенка: нужно только сделать операцию, - и малыш услышит и заговорит. Да, кохлеарная имплантация (и другие современные способы протезирования слуха) сейчас творят чудеса! Но часто бывает, что техника работает, а ребенок молчит. В этой статье я попробую разобрать проблему на части и объяснить, почему так происходит. Кохлеарный имплант (слуховой аппарат, либо другая система протезирования слуха) не может обеспечить глухому от рождения ребенку речь. Это знает каждый сурдопедагог.

1. Кохлеарный имплант

2. Слух

3. Понимание речи

4. Речь

5. Вывод

1. Кохлеарный имплант. (так же, как и слуховой аппарат, аппарат костной проводимости, стволомозговой имплант и даже слуховой рожок или любой другой способ протезирования слуха)

Рис 1. Кохлеарный имплант и речевой процессор, как и любые другие средства протезирования слуха - это всего лишь предмет.
Рис 1. Кохлеарный имплант и речевой процессор, как и любые другие средства протезирования слуха - это всего лишь предмет.

Кохлеарный имплант – это высокотехнологичный слуховой протез. Даже в случае успешной операции он не гарантирует слух. Он дает лишь возможность его развивать. То же самое относится к любым другим средствам протезирования слуха у детей с врожденной глухотой и тугоухостью. В зависимости от того, насколько эффективными будут настройка, коррекционно-развивающий маршрут и его реализация, а так же, каковы индивидуальные особенности ребенка, можно предполагать, будет у ребенка слух или нет. Да, вы не ошиблись, слуха с КИ (и с другими техническими средствами) может и не быть. Все мы знаем, что наличие автомобиля не гарантирует способности её водить. Так почему же наличие аппарата на ухе у многих логопедов и родителей вызывает полную уверенность в том, что ребёнок их слышит?

КИ - не равно слух!

Слуховой протез - это всего лишь предмет.

2. Слух.

Рис 2. Слух - это способность воспринимать звуки окружающей среды, которую обеспечивают слуховой анализатор и слуховое восприятие.
Рис 2. Слух - это способность воспринимать звуки окружающей среды, которую обеспечивают слуховой анализатор и слуховое восприятие.

Слух - это способность живого организма к приему сенсорных раздражителей и переработка их в отделах головного мозга. Слух обусловлен состоянием слухового анализатора (или слухового протеза) и слуховым восприятием. Чем лучше развито восприятие и качественнее настройка протеза, тем лучше слух ребенка. Настройка кохлеарного импланта (и других технических средств) должна быть регулярной. Слуховое восприятие развивается посредством правильно встроенного коррекционно-развивающего маршрута на протяжении нескольких лет. Восприятие является необходимым звеном между анализатором (который не умеет думать) и когнитивной сферой. Поскольку глухой и слабослышащий ребенок имеют нарушения, недоразвитие или специфику формирования слухового восприятия и других высших психических функций, у него может быть слух, но может не быть понимания.

Слух - не равно понимание.

3. Понимание речи.

Рис 3. Понимание речи - это совокупная работа высших психических функций, представления о мире и опыт ребенка.
Рис 3. Понимание речи - это совокупная работа высших психических функций, представления о мире и опыт ребенка.

Понимание речи - деятельность человека, обусловленная не только слуховым восприятием, но и совокупностью всех психических процессов (и не только ими) - восприятием, памятью, мышлением, речью, вниманием. Понимание — это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком; это процесс превращения воспринимаемой речи в лежащий за ней смысл. Смысл речевого высказывания понимается исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его представлений о мире и жизненного опыта. Если у ребенка присутствуют проблемы восприятия, речи, мышления, памяти, внимания, а так же связей между ними, если у него ограниченные представления об окружающем и ограниченный опыт, то понимание ребенком речи затруднено.

Понимание речи - это совокупная работа высших психических функций, представления о мире и опыт ребенка.

4. А теперь то, что вы искали - речь.

Рис 4. Речь - это высшая психическая функция.
Рис 4. Речь - это высшая психическая функция.

Речь - это высшая психическая функция. Она включает в себя многие компоненты: звуковую и смысловую сторону, фонетику, фонематику, лексику, грамматику, просодику. Здесь работает анализ, синтез и восприятие. Более подробно можно почитать в статье 4.1. Развитие речи у слышащего малыша начинается тихо и незаметно для нетерпеливых родителей. Так же тихо и незаметно её развитие не начинается у глухого ребенка или у ребенка при наличии других отклонений. Поскольку глухие и слабослышащие дети имеют нарушения в развитии восприятия, высших психических функций, всех сторон и компонентов речи, речь может отсутствовать даже при ее понимании. И на то может быть целый ряд причин.

Понимание речи - не равно наличие речи.

5. Вывод.

Эту статью я буду в шутку называть "от земной материи к слову". Итак, кохлеарный имплант не равно слух, слух - не равно понимание, понимание - не равно речь. Следовательно наличие кохлеарного импланта (а так же любого другого средства протезирования слуха) не гарантирует ребенку с врожденной глухотой наличие речи. На каждом этапе может возникнуть целый ряд сложностей. Глухие дети с кохлеарными имплантами (слуховыми аппаратами, аппаратами костной проводимости, стволомозговыми имплантами) остаются глухими детьми. К ним требуется особый индивидуальный подход. В первую очередь, эти дети должны быть в поле ведения специалистов-сурдопедагогов.

Следующая статья - "Почему ребенок со слуховым аппаратом (кохлеарным имплантом) не говорит?"

Предыдущая статья - "Нужно ли носить слуховые аппараты при большой потере слуха?"