Найти тему
Архивариус Кот

«Умом, обманом, даже преступленьем добьюсь венца!»

Б.Г.Невзоров в роли Шуйского
Б.Г.Невзоров в роли Шуйского

В хронике Островского в первой же картине мы видим Шуйского за стараниями по осуществлению своей цели, о которой он сам скажет очень ясно: «Умом, обманом, даже преступленьем добьюсь венца!» Он хорошо осознаёт весь риск – пояснит же брату:

Для нас теперь, Димитрий,

Нет выбора другого: или плаха,

Иль золотая шапка Мономаха!

И сам он тщательно подготавливает почву, чтобы получить эту самую «золотую шапку». Мы видим самых разных людей, пришедших к нему в дом: купцов, московского дьяка, калачника, юродивого. Каждому из них отведена роль в предстоящем действе.

Самозванец стоит под стенами Москвы, завтра он вступит в город, где готовится торжественная встреча. А Шуйский с каждым из своих посетителей ведёт разные речи. Одного он запугает: «Антихрист он или его предтеча», - потом, правда, смягчит свои слова:

Не знаю, друг, похоже-то похоже,

А заверять не стану: ошибёшься,

Да и тебя введёшь в обман и грех.

Что он поляк и езовитской веры —

Вот это верно, Бог тебе порукой.

Этому посетителю, дьяку Осипову, он ясно скажет, что самозванец – не Отрепьев («Не «чернецом он смотрит… Ошиблись мы с Борисом»), а вот купцов станет уверять: «Отрепьев ли?» -«Отрепьев». И, по своему обыкновению, очень уклончиво ответит на просьбу «Побожися! Дай руку!»:

Вот рука, зачем божиться!

Я целовал икону всенародно

И с лобного сказал, что он — Отрепьев.

А тем, кто верит в то, что у Москвы стоит именно Димитрий, подпустит свою ложку дёгтя в бочку мёда. У них единственное сомнение:

Кругом царя мы иноверцев видим;

Дозволь спросить, прилежен ли Димитрий

До церкви Божьей? -

Значит, нужно ответить:

Царь благочестивый

И набожный: с ним два попа латинских… (а там сами решайте!)

И решительно откажет брату, призвавшему объявить, что «в Угличе хоронил другого»:

Меня на то и ловят,

Да не поймать! Я даром лгать не стану.

Я хоронил царевича; я знаю,

Кто жив, кто нет; один я правду знаю…

Им ложь нужна, а я почёт люблю.

Я подожду, куда мне торопиться;

Придёт пора, и правда пригодится.

При торжественной встрече нового царя он будет потихоньку подавать ядовитые реплики (вроде «Не торопись, поспеешь! Боярам честь потом, а немцам прежде. Дай с немцами ему наговориться»). Удивительно ли, что, когда поймали того, кто «мутил народ», вывод делается однозначный: «Хоть побожусь, что он подослан Шуйским».

И будет донос, и будут увещевания:

Великий царь, не верь своим боярам,

Не верь речам, улыбкам и поклонам —

Казни ты их направо и налево,

А Шуйского вперёд — он всем начало.

А Дмитрий станет искать «средство из бывшего врага сделать друга и лучшего слугу». И Шуйский поведёт себя очень хитро (недаром бояре будут перешёптываться: «Иль он себя нарочно губит, или — тут умысел!» - «Темна душа Василья»).

Он, кажется, полностью признает, что именно его слова о самозванце повторяли в народе («Моя вина! Винюсь перед собором… Мои слова, великий государь!»), однако о пощаде не молит: «Моя вина — слепое исполненье велений царских». И пояснит, что «утверждался крестным целованьем царю Борису», а потому -

Меня, раба, Борис послал к народу,

И раб пошёл, творя его веленье,

И говорил, что не царевич Дмитрий

Идёт в Москву с иноплеменной силой,

А вор, расстрига, еретик Отрепьев.

Поверили иль нет, и кто поверил

Словам моим — не знаю; я исполнил,

Что царь велел. Вот вся вина моя!

А попутно не забудет и бросить тень на тех, кто сейчас кажется преданным Димитрию, - Басманова, Бельского… Он скажет, что не видел смысла «клясться в том, чему и так все верят», а потому действия сторонников «воскресшего царевича» подозрительны: «А без нужды божиться, лишь в сомненье народ вводить…»

Сцена из спектакля Малого театра
Сцена из спектакля Малого театра

Ему вынесен смертный приговор, об изменении которого, как я уже писала, самозванец распорядится. Более того, на вопрос, «куда сослать», ответит:

За Кострому — и завтра же отправить!

Не доезжая места, воротить

Его в Москву и возвратить боярство,

И вотчины, и всё его именье…

Проиграл ли Шуйский первый раунд своей борьбы за престол? Он ведь заранее просчитал судьбу самозванца:

Он вскормленник прямой панов хвастливых!

Недолго ждать, он прыть свою покажет,

И скоро люд московский, православный,

Бесчиния такого на престоле

Насмотрится, чего во сне не снилось!

Забвения отеческих преданий,

Кощунства иноземцев над святыней,

На грозном троне шутовских забав

Народ не любит.

Вот и станет всячески потакать «бесчинию» правителя, преследуя всё ту же цель…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь