Сегодня мы хотим с вами поговорить о самых естественных способах физического развития ребенка от 0 до 6 месяцев. Имеются в виду простейшие действия, занятия и игры, которые в определенном возрасте важны для освоения своего тела и навыков.
Многие родители очень волнуются по поводу развития ребенка и пытаются сравнить его с другими детьми, однако, все дети разные и темпы развития у всех свои. Есть общие отправные точки в умениях и навыках, а также определенные методики их проверки и развития. Формирование навыков идет поэтапно с первых же дней крохи, средним разбросом для признака является примерно плюс-минус 2-4 недели в обе стороны.
В возрасте 10 дней.
Малыш может удерживать в поле зрения игрушку или движущийся медленно предмет. Чтобы стимулировать зрительные реакции малыша, возьмите мячик или погремушку с шариком не менее 5-10 см в диаметре. Малыша положите на спину и расположите игрушку на расстоянии 30-40 см от груди крохи. Медленно перемещайте игрушку на расстояние до 30 см влево и вправо, делайте так 2-3 раза. Малыш будет пытаться на 5-10 секунд фиксировать взгляд, но движения глаз пока скачкообразны.
Можно развивать и слуховые реакции малыша, малыш обычно вздрагивает при резких звуках или мигает при слабых. Положите его на ровную поверхность и слегка постучите по краю стола – малыш оживится и замигает.
В возрасте 18-20 дней.
Малыш может удерживать в поле зрения неподвижный предмет или лицо мамы и папы. Обычно можно развивать его способности таким образом - привлекаем внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, остаемся неподвижными или держим игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка. в ответ ребенок затормаживает движения, фиксирует взглядом предмет в течение 5-10 сек.
Кроме того, малыш успокаивается при сильном звуке. Возьмите погремушку и во время беспокойного состояния ребенка, лежащего на спине, ласково говорите с ним или гремите погремушкой, находясь вне поля зрения ребенка. Ребенок через 10-15 сек успокаивается и сосредотачивает слух, прислушивается до 10-15 сек.
В возрасте 1 месяца.
Малыш плавно прослеживает движущийся предмет. Возьмите яркую игрушку, внимание лежащего на спине ребенка привлеките к игрушке, которую затем передвигайте вправо и влево до 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Обычно малыш сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), поворачивая голову вправо и влево.
Можно развивать и его длительное слуховое сосредоточение, ребенок прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Возьмите погремушку и на расстоянии 50 см. от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения погремите 5-10 сек. Ребенок прислушивается во время и после звучания погремушки 10-15 сек., его движения становятся заторможенными.
В это время появляется первая улыбка в ответ на разговоры взрослых. Поговорите с ребенком, лежащим на спине, ласково, улыбайтесь, вызывая у него зрительное сосредоточение на своем лице, через несколько сеансов вы получите слабую улыбку в ответ на 3-4 обращения к крохе.
Лежа на животе, малыш уже пытается поднимать и удерживать голову. Положите ребенка на живот, пусть он пытается приподнимать голову, удерживать ее 15-20 секунд и опускать.
Кроха уже издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Наклонившись над лежащим на спине ребенком на расстоянии 25-30 см, ласково говорите, произносите певучие звуки (1-2 мин.). Он, сосредоточив взгляд на вашем лице, отвечает 2-3 раза отдельными звуками.
В возрасте 2 месяца.
Малыш длительно зрительно сосредотачивается, смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Возьмите яркую игрушку диаметром 5-10 см - наблюдайте за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держите игрушку. Кроха смотрит на игрушку 25-30 сек, не двигаясь.
Он длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Привлеките внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и передвигайте ее вправо и влево на высоте 40-50 см. Малыш следит непрерывно (10-15 сек.) за игрушкой (до 70 см), поворачивая голову вправо и влево.
Ребенок делает ищущие повороты головы при длительном звуке. Возьмите громко звучащую игрушку, и гремите 10-15 сек на расстоянии 40-50 см вне поля зрения лежащего на спине ребенка. Он слушает 10-15 сек, и поворачивает голову 2-3 раза вправо и влево. Малыш поворачивает голову в сторону голоса взрослого, поэтому много ласково говорите с лежащим на спине ребенком на расстоянии 40-50 см вне поля его зрения. Он прислушивается 5-10 сек., поворачивает голову, ищет вас глазами. Кроме того он быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
Лежа на животе, малыш поднимает и некоторое время удерживает голову. Ребенка кладите на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставьте игрушку, гремите ею и поднимайте. Крохе будет интересно и он будет поднимать голову чаще и выше. Малыш повторно произносит отдельные звуки. Понаблюдайте за ребенком, лежащим на спине. Он издает отдельные гласные и согласные звуки без учитываемого раздражителя. Поговорите с ним, повторяя его звуки.
В возрасте 3 месяца.
В это время малыш показывает зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке. Расположите ребенка в вертикальном положении на руках у себя, головой уприте его в плечо. Папа пусть встанет на расстоянии 50 см и разговаривает с ребенком,
либо одной рукой держите ребенка, а другой показывайте ему игрушку, держите ее неподвижно. Обычно малыш после 2-3 обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку 30-40 сек.
Кроха проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или разговор. Поэтому, наклонившись над лежащим на спине ребенком (до 25-30 см), ласково говорите, улыбайтесь в течение 1-2 мин. Малыш пусть смотрит на ваше лицо. После 1-2 обращений он широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения до 15-20 сек.
Малыш случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Возьмите 2 погремушки (шарики на кольцах диаметром 5-10 см), подвесьте на цветных лентах на высоте 10-15 см над грудью ребенка справа и слева. Малыш, оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения рук.
Кроха может лежать несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову Ребенка кладут на живот и наблюдают, если он опускает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребенка. Малыш, рассматривая игрушку и прислушиваясь, высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята и лежит 2-2,5 мин.
При поддержке под мышки малыш крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Возьмите ребенка под мышки лицом к себе и опускайте ногами на твердую опору. Кроха выпрямляет ноги в коленном суставе и опирается на всю ступню (до 1 мин). Но ставить его на ножки нельзя!
Малыш уже удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенка держите на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой - под мышки. Он удерживает голову прямо до 1-1,5 мин.
В возрасте 4 месяца.
Малыш узнает вас и радуется. К лежащему на спине ребенку поочередно с паузой 10-15 сек. и повторно пусть подходят и наклоняются над ним мама, папа или незнакомый взрослый. На вас малыш смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Он будет недоволен, если вы отходите. Не сразу переводит взгляд на незнакомого, смотрит на него спокойно, отвлекается.
Малыш поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его взглядом. Вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 70 см -1 м гремите погремушкой 3-4 раза (паузы - 2 сек.). В помещении должно быть тихо! Малыш слушает 2-3 сек. и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку и смотрит на нее до 10 сек.Ребенок по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.
Лежащему на спине ребенку напевайте или включайте колыбельную (спокойную) мелодию, после паузы 15-30 сек. плясовую мелодию и опять колыбельную. Малыш спокойно слушает колыбельную. Слушая плясовую мелодию, радуется, у него появляется «комплекс оживления», сохраняющийся 5-10 сек. Слушая колыбельную, успокаивается.
Во время бодрствования у крохи часто и легко возникает «комплекс оживления». Повесьте в кроватку игрушки на высоту около 30 см, издали наблюдайте за ребенком, лежащим на спине под низко висящими игрушками. Ребенок рассматривает игрушки, захватывает их или следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться до 4 мин. Он громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним, поэтому, наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, оживленно говорите с ним 1-1,5 мин. Малыш радуется, громко смеется.
Малыш рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Повесьте погремушки (шарики на кольце диаметром 15 см) на длинных лентах на высоте 5-10 см над грудью ребенка справа и слева. Понаблюдайте издали за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок бездействует, коснитесь его рук игрушками, раскачивайте их. Кроха смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т. д.
Малыш гулит, наблюдая издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками в тихом помещении наклонитесь над ним, произносите гласные звуки и наблюдайте. Крошка гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками. При виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления - руки на бутылочке.
В возрасте 5 месяцев.
Малыш хорошо отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого. При виде знакомого взрослого малыш радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать. Он узнает голос матери или близкого человека.
Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует. С ребенком, лежащим на спине, не наклоняясь к нему, поговорите ласково, после паузы (5-10 сек.) - строго и опять ласково. Малыш на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую - сосредоточивается, хмурится, может заплакать.
Кроха четко берет игрушку из рук взрослого. На высоте 20-30 см над грудью ребенка, лежащего на спине, подержите погремушку 20-30 сек., привлеките к ней внимание, можно прикоснуться игрушкой к тыльной стороне его руки. Ребенок смотрит на игрушку, выпрямляя руки, направляет их к игрушке и четко берет ее (может одной рукой). Удерживает в руке игрушку, а взяв игрушку, не роняет и удерживает 1-2 мин.
Он долго лежит на животе, подняв, корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Ребенка кладут на живот, перед ним на расстоянии 50 см ставят игрушку и наблюдают он самопроизвольно или при виде игрушки выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса; лежит, опираясь на кисти выпрямленных рук и приближая их к корпусу. Переворачивается со спины на живот, внимание ребенка, лежащего на спине, привлеките к игрушке, передвигая ее сверху вниз, и кладите рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять. Малыш следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову.
Малыш подолгу певуче гулит, в тихом помещении длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки).