Найти тему

Педиатр назвала нормальные показатели нервно-психического развития детей от рожения до 6 месяцев

Сегодня мы хотим с вами поговорить о самых естественных способах физического развития ребенка от 0 до 6 месяцев. Имеются в виду простейшие действия, занятия и игры, которые в определенном возрасте важны для освоения своего тела и навыков.

Многие родители очень волнуются по поводу развития ребенка и пытаются сравнить его с другими детьми, однако, все дети разные и темпы развития у всех свои. Есть общие отправные точки в умениях и навыках, а также определенные методики их проверки и развития. Формирование навыков идет поэтапно с первых же дней крохи, средним разбросом для признака является примерно плюс-минус 2-4 недели в обе стороны.

В возрасте 10 дней.

Малыш может удерживать в поле зрения игрушку или движущийся медленно предмет. Чтобы стимулировать зрительные реакции малыша, возьмите мячик или погремушку с шариком не менее 5-10 см в диаметре. Малыша положите на спину и расположите игрушку на расстоянии 30-40 см от груди крохи. Медленно перемещайте игрушку на расстояние до 30 см влево и вправо, делайте так 2-3 раза. Малыш будет пытаться на 5-10 секунд фиксировать взгляд, но движения глаз пока скачкообразны.

Можно развивать и слуховые реакции малыша, малыш обычно вздрагивает при резких звуках или мигает при слабых. Положите его на ровную поверхность и слегка постучите по краю стола – малыш оживится и замигает.

В возрасте 18-20 дней.

Малыш может удерживать в поле зрения неподвижный предмет или лицо мамы и папы. Обычно можно развивать его способности таким образом - привлекаем внимание лежа­щего на спине ребенка, раскачивая игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, остаемся неподвижными или держим игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка. в ответ ребенок затормаживает движения, фиксирует взглядом предмет в течение 5-10 сек.

-2

Кроме того, малыш успокаивается при сильном звуке. Возьмите погремушку и во время беспокойного состояния ребенка, лежащего на спине, ласково говорите с ним или гремите погре­мушкой, находясь вне поля зрения ребенка. Ребенок через 10-15 сек успокаивается и сосредотачивает слух, прислушивается до 10-15 сек.

В возрасте 1 месяца.

Малыш плавно прослеживает движущийся предмет. Возьмите яркую игрушку, внимание лежащего на спине ребенка привлеките к игрушке, которую затем пере­двигайте вправо и влево до 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Обычно малыш сосредоточивает взгляд на игруш­ке, плавно следит за ней (до 30 см), поворачивая голову вправо и влево.

Можно развивать и его длительное слуховое сосредоточение, ребенок прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Возьмите погремушку и на расстоянии 50 см. от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения погремите 5-10 сек. Ребенок прислушивается во время и после звучания погремушки 10-15 сек., его движения становятся заторможенными.

В это время появляется первая улыбка в ответ на разговоры взрослых. Поговорите с ребенком, лежащим на спине, ласково, улыбайтесь, вызывая у него зрительное сосредоточение на своем лице, через несколько сеансов вы получите слабую улыбку в ответ на 3-4 обращения к крохе.

-3

Лежа на животе, малыш уже пытается поднимать и удерживать голо­ву. Положите ребенка на живот, пусть он пытается приподнимать голову, удерживать ее 15-20 секунд и опускать.

Кроха уже издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Наклонившись над лежащим на спине ребенком на расстоянии 25-30 см, ласково говорите, произносите певучие звуки (1-2 мин.). Он, сосредоточив взгляд на вашем лице, отвечает 2-3 раза отдельными звуками.

В возрасте 2 месяца.

Малыш длительно зрительно сосредотачивается, смотрит на при­влекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Возьмите яркую игрушку диаметром 5-10 см - наблюдайте за ребенком, лежащим под игрушкой, подве­шенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высо­те неподвижно держите игрушку. Кроха смотрит на игрушку 25-30 сек, не двигаясь.

Он длительно следит за движущейся игрушкой или взрос­лым. Привлеките внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и передвигайте ее вправо и влево на высоте 40-50 см. Малыш следит непрерывно (10-15 сек.) за игрушкой (до 70 см), поворачивая голову вправо и влево.

Ребенок делает ищущие повороты головы при длительном звуке. Возьмите громко звучащую игрушку, и гремите 10-15 сек на расстоянии 40-50 см вне поля зрения лежащего на спине ребенка. Он слушает 10-15 сек, и поворачивает голову 2-3 раза вправо и влево. Малыш поворачивает голову в сторону голоса взрослого, поэтому много ласково говорите с лежащим на спине ребенком на расстоянии 40-50 см вне поля его зрения. Он прислушивается 5-10 сек., поворачивает голову, ищет вас глазами. Кроме того он быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

-4

Лежа на животе, малыш поднимает и некоторое время удерживает голову. Ребенка кладите на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставьте игрушку, гремите ею и поднимайте. Крохе будет интересно и он будет поднимать голову чаще и выше. Малыш повторно произносит отдельные звуки. Понаблюдайте за ребенком, лежащим на спине. Он издает отдельные гласные и согласные звуки без учи­тываемого раздражителя. Поговорите с ним, повторяя его звуки.

В возрасте 3 месяца.

В это время малыш показывает зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке. Расположите ребенка в вертикальном положении на руках у себя, головой уприте его в плечо. Папа пусть встанет на расстоя­нии 50 см и разговаривает с ребенком,

либо одной рукой держите ребенка, а другой по­казывайте ему игрушку, держите ее неподвижно. Обычно малыш после 2-3 обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку 30-40 сек.

Кроха проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или разговор. Поэтому, наклонившись над лежащим на спине ребенком (до 25-30 см), ласково говорите, улыбайтесь в течение 1-2 мин. Малыш пусть смотрит на ваше лицо. После 1-2 обращений он широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Ожив­ление нарастает и сохраняется после обращения до 15-20 сек.

-5

Малыш случайно наталкивается руками на игрушки, низко вися­щие над грудью. Возьмите 2 погремушки (шарики на кольцах диаметром 5-10 см), подвесьте на цветных лентах на высоте 10-15 см над грудью ребенка справа и слева. Малыш, ожив­ляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения рук.

Кроха может лежать несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову Ребенка кладут на живот и наблюдают, если он опускает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребен­ка. Малыш, рассматривая игрушку и прислушиваясь, высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята и лежит 2-2,5 мин.

При поддержке под мышки малыш крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Возьмите ребенка под мышки лицом к себе и опускайте ногами на твердую опору. Кроха выпрямляет ноги в коленном суставе и опирается на всю ступню (до 1 мин). Но ставить его на ножки нельзя!

Малыш уже удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенка держите на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой - под мышки. Он удерживает голову прямо до 1-1,5 мин.

В возрасте 4 месяца.

Малыш узнает вас и радуется. К лежащему на спине ребенку поочередно с паузой 10-15 сек. и повторно пусть подходят и наклоняются над ним мама, папа или незнакомый взрослый. На вас малыш смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Он будет не­доволен, если вы отходите. Не сразу переводит взгляд на незна­комого, смотрит на него спокойно, отвлекается.

Малыш поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его взглядом. Вне поля зрения ребенка, ле­жащего на спине, на расстоянии 70 см -1 м гремите погремушкой 3-4 раза (паузы - 2 сек.). В помещении должно быть тихо! Малыш слушает 2-3 сек. и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку и смотрит на нее до 10 сек.Ребенок по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.

-6

Лежащему на спине ребенку напевайте или включайте колыбельную (спокойную) мелодию, после паузы 15-30 сек. плясовую мелодию и опять колыбельную. Малыш спокойно слушает колыбельную. Слушая плясовую мелодию, радуется, у него появляется «комплекс оживления», сохраняющийся 5-10 сек. Слушая колыбельную, успокаивается.

Во время бодрствования у крохи часто и легко возникает «комплекс оживления». Повесьте в кроватку игрушки на высоту около 30 см, издали наблюдайте за ребен­ком, лежащим на спине под низко висящими игрушками. Ребенок рассматривает игрушки, захватывает их или следит за окружающим, приходит в оживленное состоя­ние, которое может длиться до 4 мин. Он громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним, поэтому, наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, оживленно говорите с ним 1-1,5 мин. Малыш радуется, громко смеется.

Малыш рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Повесьте погремушки (шарики на коль­це диаметром 15 см) на длинных лентах на высоте 5-10 см над грудью ребенка справа и слева. Понаблюдайте издали за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок бездействует, коснитесь его рук игрушками, раскачивайте их. Кроха смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толка­ет, следит за ней взглядом и т. д.

Малыш гулит, наблюдая издали за ре­бенком, лежащим на спине под игрушками в тихом помещении наклонитесь над ним, произносите гласные звуки и наблюдайте. Крошка гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним. Во время кормления придерживает грудь матери или бу­тылочку руками. При виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления - руки на бутылочке.

В возрасте 5 месяцев.

Малыш хорошо отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого. При виде знакомого взрослого малыш радуется, ожив­ляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать. Он узнает голос матери или близкого человека.

-7

Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует. С ребенком, лежащим на спине, не наклоняясь к нему, поговорите ласково, после паузы (5-10 сек.) - строго и опять ласково. Малыш на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую - сосредоточивается, хмурится, может заплакать.

Кроха четко берет игрушку из рук взрослого. На высоте 20-30 см над грудью ребенка, лежащего на спине, подержите погремушку 20-30 сек., привлеките к ней внимание, можно прикоснуться игрушкой к тыльной стороне его руки. Ребенок смотрит на игрушку, выпрямляя руки, направля­ет их к игрушке и четко берет ее (может одной рукой). Удерживает в руке игрушку, а взяв игрушку, не роняет и удерживает 1-2 мин.

Он долго лежит на животе, подняв, корпус и опираясь на ладо­ни выпрямленных рук. Ребенка кладут на живот, перед ним на расстоянии 50 см ставят игрушку и наблюдают он самопроизвольно или при виде игрушки выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса; лежит, опи­раясь на кисти выпрямленных рук и приближая их к корпусу. Переворачивается со спины на живот, внимание ребенка, лежащего на спине, привлеките к игрушке, передвигая ее сверху вниз, и кладите рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять. Малыш следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ло­жится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову.

Малыш подолгу певуче гулит, в тихом помещении длительно, нараспев произносит гласные звуки (без ви­димых воздействий, при виде взрослого, игрушки).