Найти тему
Pervoe.Online

Любовь длиною в вечность: «Долгие годы» в Театре Вахтангова

На Симоновской сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Долгие годы» в постановке Георгия Долмазяна. Сценическая версия создана самим режиссером, а за основу взят роман Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго» и фильм Лео Маккэри «Уступи место завтрашнему дню». В Театре Моссовета по этому же материалу в репертуаре был легендарный спектакль «Дальше – тишина» в постановке Анатолия Эфроса, где в главных ролях блистали народные артисты СССР Фаина Раневская и Ростислав Плятт.

На протяжении 12 лет на Основной сцене Театра Вахтангова шел замечательный спектакль «Последние луны» в постановке Римаса Туминаса, а режиссером был Алексей Кузнецов. Тема одиночества двух пожилых людей, их взаимоотношений с близкими, мысли и чувства раскрывались в двух историях по пьесам «Последние луны» Фурио Бордона и «Тихая ночь» Гаральда Мюллера. Каждый спектакль, фраза, звук со сцены проникали в души тысячи зрителей в исполнении народного артиста СССР Василия Ланового и народной артистки России Ирины Купченко.

Георгий Долмазян в спектакле «Долгие годы» на первый план выводит не родителей, а детей и их отношение к своим близким.  Готовы ли они взять ответственность за судьбу своих родителей? Могут ли проявить любовь, сострадание, милосердие, доброту? Над этими вопросами задумывается режиссер и задает их зрителям, которые через призму своего опыта должны попытаться ответить на них.

Огромное счастье и удовольствие видеть на сцене Ольгу Гаврилюк (исполнительница роли матери – Люси Купер) и Михаила Васькова (исполнитель роли отца – Барклей Купер). Настолько филигранно точно переданы возвышенные чувства по отношению друг к другу и своим детям. За 50 лет брака они не утратили чувства влюбленности, радости жизни, заботы друг о друге как о самом дорогом, что у них есть.

Действие начинается в доме семьи Купер, где прошли самые лучшие годы и выросли все их дети. Круглый стол, который сервируют в суете уже совсем взрослые дети, а на стене посередине – большой портрет главы семьи. Они все не виделись друг с другом полгода, кажется, они за это время даже не узнавали ничего нового о делах друг друга. Во время семейного обеда Барклей Купер сообщает, что вынужден заложить дом из-за задолженности банку, а через неделю они с матерью окажутся на улице. Детей повергло это известие в шок, однако это не из-за беспокойства о судьбе родителей, а о том, что им как-то придется решать эту проблему и куда-то их определять. Купер же просит купить им небольшой домик, чтобы не создавать никому неудобства.

Поскольку родные браться и сестры не смогли определиться, кто из них будет заботиться о пожилых родителях, они решили, что хотя бы на три месяца их можно расселить: мать переедет к сыну Джорджу (Александр Галочкин/Иван Захава), а отец – к дочери Коре (Полина Бондарь). Именно ей достались одни из самых глубоки переживаний из-за ситуации, в которую попала ее семья. И первые наворачивающиеся зрительские слезы, несомненно, принадлежат героине Полины Бондарь.

Ни у кого из четверых детей не нашлось места для родителей, которые теперь впервые в жизни должны были разлучиться. Этот переломный момент четко выражен режиссерским решением в один момент убрать со сцены камин, стол и все то, что когда-то создавало уют домашнего очага. А вся семья смотрит на это с неким недопониманием того, что больше они никогда не смогут вернуться в свое родовое гнездышко.

Переехав на новые места в дома к своим детям, Люси и Барклей становятся только помехой для всех проживающих рядом. Бабушку поселяют в одну комнату с внучкой Родой (Анна Чумак/Анна Ляхова), которая является дочерью сына Джорджа и его жены Аниты (Анастасия Жданова/Ольга Боровская). Рода, в свою очередь, старается избавиться от портрета своего дедушки, обвиняет бабушку за присутствие в ее личном пространстве, за то, что дети вообще никому не нужны – они как игрушки для родителей. Невольно возникает соответствующий вопрос: а кем будут являться в таком случае родители для детей?

-2

Главе семьи Купер тоже живется сложно без всей любви своей жизни. Он хочет начать как-то зарабатывать, чтобы самостоятельно купить им с женой отдельный дом, глубоко тоскует о вынужденном положении. Левицкий (народный артист России Евгений Карельских/заслуженный артист России Александр Павлов) очень бережно и трогательно читает ему письмо от Люси, отчего Барклей не может найти себе места. В связи с чем он произносит такую фразу:

«Как было бы хорошо, если бы наши дети никогда не взрослели, а всегда оставались маленькими»

Совершенно потрясающее перевоплощение актрисы Дарьи Щербаковой, которая в спектакле исполняет две роли: дочь Нелли и секретаршу (также в составе Анастасия Джентилини). Каждая роль проработана так, что далеко не каждый зритель сможет понять, что это один и тот же человек – заметная смена характеров от внешней строгости до непосредственности.

-3

Все переживания героев сопровождаются напряженной музыкой, которая погружает зрителей в сценическое действие и заставляет обратить особое внимание на то, какие темы поднимаются в спектакле. Возможно ли в нашем современном мире оставаться человеком с естественным пониманием любви, душевного благородства, искренности, отзывчивости, ответственности за близких людей? Насколько важно детям не переставать думать о родителях, которые предоставили им возможность встать на жизненный путь и дали негасимый огонь любви? Может ли он погаснуть под воздействием материальных предпочтений? А есть ли надежда на счастье? Каждый найдет в этом спектакле что-то свое – именно то, что будет ему близко или то, чего так не хватает сегодня человеку для ощущения неподдельной любви к родителям и своей жизни.

-4
-5
-6