В моем представлении румынский криминальный кинематограф является суровым и сумрачным в стиле «Человека в реглане» или «Последнего патрона». А всё потому, что он уходит «сюжетными корнями» в политический ландшафт 30-ых годов, когда карлисты убивали гвардистов, гвардисты убивали царанистов и т.д.
Одним словом творился сплошной дунайский беспредел, что являлось идеальным историческим фоном для псевдо-гангстерского кино как одного из проявлений нуарной культурной матрицы. Каково же было мое удивление, когда я увидел фильм этого года «Рамон».
Это была криминальная комедия, которая мне казалось жанром, не совсем свойственным для Румынии. Но получилось неплохо. Не читайте замечаний критиков, мол, юмор странноватый и есть сюжетные натяжки. Оные, наверное, не видели «Старых кляч» Рязанова.
Приключения, точнее говоря, злоключения добродушной деревенщины в большом городе как сюжетная модель всегда являлась идеальной для наполнения «национальными формами иронии». У нас были «Баламут» и «Не послать ли нам… гонца». А у румын есть «Рамон».
Многие из действующих лиц удивляются его имени. Здесь тоже имеется элемент комедии положений: родители думали, что родится девочка, а потому заранее нарекли ребенка Рамоной. Но появился на свет мальчик. В конце концов, не менять же из-за такой «накладки» своё решение?
Если отвлекаться от собственно криминальной линии, связанной с похищением сюрреалистической картины из музея, в чём подозревают бедолагу, по недоразумению оказавшегося в Бухаресте, то лента - явный оммаж в сторону классических криминальных комедий: от «Как разобраться с делами» до «Однажды преступив закон».
Несмотря на то, что сюжет как бы дает множество поводов для сомнительных шуток, таковых не будет. Ни одной!!! Наоборот, создатели ленты неявно иронизируют над «повесткой», ехидно высмеивая «новомодные веяния». Взять хотя веганство «Букашки».
А если учесть, что большую часть действия сопровождает музыкальное наполнение, вызывающее в памяти проекты Диснея, то можно выдвинуть версию: Рамон - это своего рода медвежонок Паддингтон. И если вы будет смотреть фильм, вооружившись именно этой мыслью, то обнаружите в кинокартине «дополнительные смыслы».
Незлобливый и готовый придти на помощь владелец виноградника в сельской глуши как раз оказывается втянут в череду неприятностей по причине свой наивной доброты. Если итальянская комедия положений строится на одном очень важном акте путаницы, то здесь таковых будет очень много.
От ошибочной записки, принятой за признание в любви, до помощи криминальным типам, которым хотя бы в силу их внешности не надо было помогать. Но как можно не помочь человеку, который оказался в сложной ситуации? В деревне так не принято… Хотя на селе и непредвиденных проблем будет поменьше, чем в мегаполисе.