Найти тему

"Воспитательный грех" одиноких мам, детская агрессивность и вражда между братьями

"Как получаются малолетние убийцы", в чем "воспитательный грех" одиноких мам и почему очень часто родные братья/сестры не ладят всю жизнь?

Ответы на эти вопросы стали "побочным следствием" разработки вопроса детской агрессивности. Для ответа на него я перечитываю один авторитетный сборник трудов на эту тему. Выпишу некоторые моменты, не относящиеся к области моего интереса, но которые могут быть интересны с воспитательной точки зрения. В том числе родителям.

В результате работы Геттинга (Goetting, 1989) выяснилось, что "малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей". Параллельно сообщается (McCarthy, 1974), что "малолетние убийцы, как правило, происходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в жизни ребенка".

К сожалению, в книге не дается ответа на вопрос "А почему же так?". Я не претендую на звание блистательного теоретика или практика в этом вопросе, но кое-что могу "подсветить".

В неполных семьях, как правило, нет отца. Это почти всегда автоматически означает отсутствие "жесткой", а порой, по необходимости, и жестокой руки. То есть, детям из таких семей позволено больше, чем из "полных". Не вижу ничего удивительно в том, что привыкший к вседозволенности и безнаказанности подросток может выбрать самые крайние способы достижения желаемого. В школах я очень часто видел "непуганных" детей, по поводу которых иногда восторгаются как самые обычные, далекие от педагогики, граждане, так и маститые педагоги.

Например, Евгений Шоломович Ямбург рад, что "выросло поколение небитых детей".
Например, Евгений Шоломович Ямбург рад, что "выросло поколение небитых детей".

Кроме того, матери в таких семьях по моим наблюдениям более других склонны "пустословить" в конфликтах с детьми. Не умея или не желая применять действенные наказания, они не брезгуют угрозами применения этих наказаний. Да и вообще, общение с детьми в конфликтных случаях строится на крике и пустых угрозах. Ничего удивительного в том, что и все остальные угрозы, в том числе "общественные", данные дети учатся "пропускать мимо ушей".

Что касается цитаты McCarthy об "атмосфере беспорядка и безмолвия", то быт таких семей, на мой взгляд, так или иначе, но приходит ровно к тому же -- пустые угрозы, крик, фактическая безнаказанность и вседозволенность. Но к этому добавляется еще и слаборазвитая способность к сочувствию или, как сегодня модно, к эмпатии.

Интересна и следующая цитата:

Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность (Hanson, Henggeler, Haefele & Rodick, 1984); будут ополчаться на других детей (Jones, Ferreira, Brown & Macdonald, 1979); сверстники будут отзываться о них как об агрессивных (Eron, Walder, Huesmann & Lefkowitz, 1978; Lefkowitz, Eron, Walder & Huesmann, 1977); будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям (Peek et al., 1985).

Но тут, с точки зрения практика, следует переставить местами высказывания. Практика показывает, что такие дети действительно более агрессивны, чем остальные. Из-за этого они, как правило, занимают высокие места в социальной иерархии класса. Очень часто затевая и поддерживая травлю некоторых одноклассников (подробнее об этом тут):

-2

А получив реальную власть, они знакомятся с соблазнами ее использования: деньги "стрясти" или заставить выполнить поручение и т.д. Что, в свою очередь, может привести "на кривую дорожку" преступного пути.

Следующая цитата подтверждает мое предположение с другой стороны, со стороны тех, кто на приведенной выше схеме обознан зелеными и/или желтыми кружками:

Кон (Conn, 1990) сообщает, что ненадежно привязанные дети оценивались своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.

Если сказать это простым русским языком, то речь идет о "маменькиных сынках". Чем ближе ребенок к маме, чем более он покладист и привязан, тем дальше он от позиции лидера в местной иерархии и тем хуже у него отношения со сверстниками. И наоборот. Я допускаю, что есть исключения из этого "моего" правила. Но я их, наверное, и не видел. Не припомню.

Дальше очень интересно о семьях с двумя детьми. Я со своей сестрой не общаюсь с десятого класса вообще. И готов подписаться под предположением Фельсона:

Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

Кроме этого, авторы ссылаются и на других исследователей, которые утверждают, что "...исходя из этих данных представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье... оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения». Интересно, правда?

Дело в том, что мой отец с моей теткой тоже очень давно перестали общаться. И мне сразу вспоминается другой исследователь, о котором я писал в этой статье:

Лидия Денворт очень хорошо объяснила, как от поколения к поколению могут передаваться модели поведения. Поэтому такая преемственность в моей семье и в семьях многих других знакомых людей мне не кажется удивительной. Возникает вопрос, почему именно братья и сестры? И на него книга дает удививший меня своей очевидностью ответ:

Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями-сестрами (Bennett, 1990; Dunn & Munn, 1986; Felson, 1983; Felson & Russo, 1988). Фельсон и Руссо (Felson & Russo, 1988) утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод — «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте».

Лично в моей семье именно так всё и было. Я постоянно "огребал" под нотации о том, что маленьким и, тем более, девочкам, нужно помогать, защищать их и оберегать. А не спорить с ними или переваливать на них обязанности и вину.

С другой стороны, не могу утверждать, что данная установка не верна в корне. Тут дело, скорее, в перегибах и в нежелании родителей или отсутствии у них возможности вникать во все конфликты между детьми. Когда в целях упрощения и экономии времени и нервов виноватым по определению назначается старший, а младший получает "индульгенцию".

Ну и в заключение приведу цитату из сборника "Капитана Очевидность" или, как любил я поправлять своих школьников и студентов, -- "Майора Ясен-хрен":

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей (Егоп & Huesmann, 1984; Olweus, 1980; Trickett & Kuczynski, 1986), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Loeber & Dishion, 1983; Petterson & Stouthamer-Loeber, 1984).

Если у моих уважаемых читателей есть сложные истории из школьной практики, какие-то личные приемы или наработки, то призываю присылать их мне. Я с удовольствием опубликую всё на радость и подмогу другим учителям. С изменением или оригинальными ФИО по желанию. Пишите в "телегу". По другим вопросам писать можно туда же.

Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).

Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).

Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).

Все о безопасности детей от ОБЖшника.

"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).

Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).

Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).

Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).

Новости образования.

Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).