Личное общение может оставить совершенно другое впечатление, чем творчество человека. Это совершенно нормально. Художник - это человек со всеми человеческими особенностями. А картины - это его вдохновенное творчество. Философ может быть мудрым и великим. Но в личном общении оказаться замкнутым молчуном и раздражительным неврастеником. Гениальный психолог может быть невыносимым в быту. А писатель - неуравновешенным и депрессивным.
Личное общение - оно совсем другое. Это нормально. И не надо воображать идеального человека, если не хочешь разочароваться. Надо восхищаться творчеством. Оно идет от Творца через человека. А человеком восхищаться не стоит. По крайней мере, тут же звать его жить к себе точно не стоит.
Все мы люди. И в быту любой может показать себя не с самой светлой стороны. Поэтому торопиться со сближением не стоит.
Хотя ошибки допускают даже великие люди, знатоки психологии, гении! Вот Диккенс пригласил в гости гениального сказочника Андерсена. В душе Диккенс наивно полагал, что сказочник такой же, как его сказки. Но все оказалось не совсем так. И сам Диккенс описал совместное проживание с прекрасным писателем Андерсеном.
Диккенс сказками Андерсена восхищался и пригласил писателя к себе в гости, в свою семью, в Лондон. Он ещё не знал, что Андерсен очень любит ездить в гости. Уже бывал у Гюго, у Бальзака, у братьев Гримм, у обоих Дюма и у короля Максимиллиана.
Не знал он также, что дедушка Андерсена был городским сумасшедшим, бабушка сидела в тюрьме за распутство, тетя содержала «весёлый дом», а незаконнорожденная сестра работала не хочу писать, кем. Ну, и мама страдала алкоголизмом. Как и сапожник-папа. У того ещё и мания величия была.
Это не очень важно, конечно, но психическая наследственность все же отягощенная... Андерсен преодолел эти чудовищные условия рождения и детства. Но некоторый отпечаток они наложили. Характер у сказочника был сложным.
Ну вот, Андерсен приехал. А Диккенс через неделю уехал, оставив свой дом, жену, детей и доброго сказочника. Трусливо сбежал, как сам писал об этом.
Андерсен, видите ли, с собой возил веревку, чтобы спуститься из окна в случае пожара. И колокольчик привязывал к руке: вдруг он погрузится в летаргический сон, его Диккенсы примут за мертвого и похоронят. Тогда он позвенит в колокольчик из могилы. И его откопают.
Ещё Андерсен катался по лужайке перед домом и рыдал - прочёл в газете критику о своих сказках. Ещё он бегал топиться в Темзе, если на него не так смотрела миссис Диккенс или кто-то из детей. Или ему казалось, что на него не так смотрели. С недостаточной любовью.
Потом у него запой случился. А потом он влюбился в миссис Диккенс и ещё больше стал рыдать, пить и кататься по лужайке.
Вместо недели Андерсен жил в гостях у Диккенса полтора месяца. Ему очень-очень нравилось гостить. Он даже не заметил, что хозяин сбежал… Ах, да, Андерсен ещё прятал в башмаки от воров свой кошелёк и часы. И почему-то ножницы. Натирал ноги всем этим добром и плакал жалобно…
Диккенс в конце концов вернулся - запряг лошадку в тележку и приехал домой. Молча сложил в тележку чемоданы сказочника, отвёз его на вокзал и вручил план со стрелочками, как добраться до Копенгагена. Молча.
Андерсен с умилением потом вспоминал, как отлично он гостил у Диккенса. Особенно его растрогало, как Диккенс вручил ему план. И как сам грузил его чемоданы... Может, конечно, он только это и запомнил.
А Диккенс не заходил больше в комнату, где гостил Андерсен. И прибил к дверям табличку: «В этой комнате пять недель жил великий сказочник Андерсен. Эти пять недель показались нам вечностью!».
Вот так встретились два самых великих и добрых писателя своего времени. И воспоминаний надолго хватило. Особенно Диккенсу. Поэтому есть люди, с которыми лучше общаться на расстоянии. Уважать, любить, поддерживать. Но в гости не звать. По крайней мере, не сразу звать. А узнав человека поближе.
И это комичный эпизод из жизни великих людей, чье величие ничуть не померкло после этой истории. Чьи доброта, талант и великодушие по-прежнему остались запечатленными на века в их прекрасных произведениях. Но это урок всем. Идеализировать никого не надо. И моментально приглашать в свою жизнь - тоже.
И еще: надо ценить близких, которые принимают нас со всеми нашими недостатками. И живут бок о бок долгие годы. Мы так часто жалуемся на близких. А ведь и наш характер терпеть и понимать непросто. Все мы не ангелы. Как Диккенс и Андерсен.
Анна Кирьянова