Российская революция 1917 года оказала огромное влияние на уровень и качество жизни населения страны. Но, прежде чем говорить об изменениях, произошедших в повседневной жизни в 1917 году, стоит обратить внимание на предшествующие годы.
Немного о заработной плате
Быстрое экономическое развитие страны в канун Первой Мировой войны способствовало и повышению жизненного уровня населения. За период с 1908 по 1913 г. национальный доход на душу населения вырос на 17%. Впрочем, по западным стандартам он оставался весьма невысоким. Лиц (физических и юридических), получавших в год не менее 1000 руб. чистого дохода насчитывалось в 1910 г. менее 700 тыс., что было, разумеется, очень мало для страны, численность населения которой приближалась к 160 млн человек.
Революция 1905–1907 гг. заставила предпринимателей пересмотреть свое отношение к заработкам рабочих. Происходило всеобщее повышение заработной платы. Самые добросовестные из рабочих стали получать к праздникам премии. И все-таки, у подавляющей части рабочих средней и низшей квалификации зарплата не покрывала семейных расходов. Вот почему при заработке менее 400 руб. в год часто не решались завести семью.
Квартира или изба?
Большую часть заработной платы на рубеже ХIХ–ХХ вв. «съедала» плата за жилье. Рабочие высшей квалификации были в состоянии оплачивать наем квартиры. Иметь отдельное жилье стремились и рабочие средней квалификации, но стимулы здесь были другого толка. Для рабочих средней квалификации съём квартиры служил средством дополнительного заработка за счет подселения угловых жильцов, которые в значительной мере покрывали расходы по квартирной оплате основного квартиросъемщика. Супруга в этом случае оставляла работу на фабрике и занималась приготовлением пищи на всех, стиркой белья своих жильцов, зарабатывая 30–40 руб. в месяц. Цены на квартиры в крупных промышленных центрах были достаточно высокими.Понятно,что одинокие рабочие с годовым заработком 350–400 руб. очень редко снимали комнаты и в основном составляли армию угловых жильцов.
Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина – это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялись посредством мирской или соседской помощи. Избы строили из круглых неотесанных бревен. Исключение составляли степные районы южных уездов Курской и Воронежской губерний. Здесь преобладали мазаные малороссийские хаты. Состояние крестьянских жилищ в полной мере отражало материальный достаток их владельцев. По убранству жилища можно было безошибочно определить материальное положение жильцов.
Условия труда
Продолжительность рабочего дня на российских предприятиях до революции 1905 г. действительно во многом зависела от произвола хозяев. Рабочие активно боролись за сокращение рабочего дня, который продолжался от 12 до 14 часов. Существенные изменения в сокращении рабочего дня произошли лишь после революции 1905 г. К 1913 г. снизилось количество сверхурочных часов, рабочий день стал составлять 9–10 часов.
Стоит отметить, что среди владельцев заводов и фабрик были, конечно, люди просвещенные, отличавшиеся высоким уровнем социальной ответственности, считавшие своим долгом заботу о рабочих. К таким предпринимателям можно отнести С.И. Прохорова и А.И. Коновалова. Результатом их деятельности, направленной на улучшение жизни рабочих, стало повышение производительности труда и отсутствие стачек.
Были владельцы фабрик, которые совсем иначе решали проблему снятия социальной напряженности. Глава торговой фирмы сибиряк И.Ф. Смирнов дважды в год устраивал для своих работников«грандиозное пьянство за счет фирмы», приурочивая эту акцию к какому-либо празднику. Каждый имел право напиться до потери сознания.
Пьянство и его причины
Говоря об алкоголе, следует отметить, что весьма обременительной статьей расхода рабочего бюджета была так называемая «питейная статья».
Основными причинами пьянства были, с одной стороны, деревенская традиция праздников, с другой – изнурительная работа. Алкогольные традиции в деревне соблюдались с особой тщательностью. Праздники длились по нескольку дней, многие напивались до потери сознания.
Если говорить о городе, то статистика подсчета употребления городскими жителями вина была во многом приблизительна. Боязнь прослыть «питухом» удерживала некоторых горожан от прямого ответа. Однако с развитием капитализма именно население крупных городов становится основным потребителем водки.
Кто во что одет?
Приобретение одежды было крупной статьей расхода рабочего бюджета, так как спецодежду на предприятиях не выдавали. В начале ХХ века на чисто материальные потребности – жилье, пищу,одежду и личную гигиену типичные для Петербурга группы рабочих расходовали примерно 80% годовой зарплаты.
В одежде крестьян сохранялись традиционные, архаические черты, сформировавшиеся в далекой древности. Но в ней отразились и новые явления, характерные для периода развития капиталистических отношений. Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только зажиточная часть деревни позволяла покупать себе фабричные ткани.
Крестьянский быт выступал не только показателем социально-экономических и культурных условий развития русского села, но и проявлением обыденной психологии его жителей. Традиционно в деревне большое внимание уделялось показной стороне жизни семьи. В деревне хорошо помнили, что «встречают по одежке». С этой целью зажиточные хозяева и в будние дни носили высокие сапоги с бесчисленными сборками («в гармошку»), и в теплую погоду накидывали на плечи синие, тонкого фабричного сукна, кафтаны. А, что не могли показать, о том говорили. Крестьянин всегда стремился к тому, чтобы у него было все не хуже, чему соседа.
Обед по расписанию
Питание, как и жилье, всегда относились к наиболее важным компонентам материальной жизни. Набор самых необходимых продуктов на одного взрослого человека в городе стоил 26 коп.в день. Калорийность этого набора для одного человека составляла 3,255 кал. Цены на продукты питания в последней трети ХIХ и в начале ХХ века повышались незначительно. Зарплата же выросла за это время на 74 %.
Описывая один из самых распространенных видов питания для малоимущих в городах, московский купец И.А. Слонов вспоминал: «Главным перлом толкучки между Владимирскими и Проломными воротами была «царская кухня», где целый день проходила кормежка пролетариата, который за две копейки мог получить миску горячих щей и кусок черного хлеба. Тут же несколько разносчиков с небольшими лотками с лежащими на них вареными рубцами, печенкой, колбасой и обрезками мяса и сала, называемыми «собачьей радостью». Эти продукты пролетариат покупал для закуски, завертывал в грязную бумагу, клал в карман и шел с ней в кабак».
Артельное питание было сытным, но однообразным. Молочные продукты в этом рационе отсутствовали, но мясная порция на человека в день составляла 200 граммов. В шлиссельбургских харчевых артелях в конце 90-х годов преобладала мучная пища. Ржаного хлеба съедалось до 2 кг в день. Чай пили артельный или «собственный». Стоимость обедов была невысокой.
Традиционно состав крестьянской пищи определялся выращенными полевыми и огородными культурами. Покупные яства в деревне были редкостью. Пища отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовалось минимум времени на приготовление.Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельские женщины были консервативны в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции.
На основе изученных этнографических источников можно с высокой долей вероятности реконструировать повседневный рацион русского крестьянина. Сельская пища состояла из традиционного перечня яств. В Орловской губернии, например, повседневную пищу как богатых, так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья заправляли свиным салом или «затолокой» (нутряным свиным жиром), по постным дням –конопляным маслом. Праздничная пища отличалась тем, что ее лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб.
Не хлебом единым…
Если говорить об уровне образования непривилегированных слоев общества, то можно отметить, что он был невысоким. Простой народ читал, и читал не только газеты и развлекательные «книжки», но и более серьезную литературу. Но чтение их было бессистемным, прочитанное сразу же забывалось. Равнодушны люди были и к другим видам искусства. Кардинально изменить вкусы большей части населения стран было пока невозможно. Со временем, ближе к революции 1917 г., уровень грамотности лиц молодого возраста и подрастающего поколения рабочих и крестьян заметно повысился.
Дорогие читатели, мы никогда не предоставим вам непроверенную информацию. Данная статья написана на основе научных исследований, список которых представлен ниже.
Источники:
1. Квашнина К.В. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА // Исторический феномен революции 1917 года в России [Текст] : материалы науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов (с междунар. участием) – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017.
2. Безгин В.Б. Традиции крестьянского быта конца XIX начала XX веков (пища, жилище, одежда) // Вестник ТГТУ. 2005. №4.
3. Ермолов В.А. Повседневная жизнь российских рабочих на рубеже XIX-XX вв. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. №1.