Вышла на днях из супермаркета, вызвала такси. Обычно приезжают "опеля" - астры да вектры. А тут вдруг прикатывает огромный жирный "Ниссан". Белый, как свежеспеченная невеста. Дорогой - это я даже своим подслеповатым взглядом усмотрела.
И напряглась внутренне.
Не люблю я в таких машинах ездить. И не умею. Сижу, как пасочка, чтоб лишний раз не двинуться - боюсь, что мы с моей плебейской неуклюжестью щас тут чего-нибудь сломаем, и водитель на нас каааак посмотрит осуждающие, да каааак пожурит монтировкой... Черт его знает, откуда это. Эхо лихих 90-х, вестимо.
Но делать нечего, ехать надо. Залезла в машину, конечности под себя подобрала, чтоб меньше места занимать и не испачкать ничего ненароком.
- Барев дзес! - приветливо говорю в водительский затылок.
Он в ответ едва заметно дергается. И я напрягаюсь ещё больше.
Во-первых, потому что эту дрожь затылка при всем желании не назовешь дружелюбной. А я за последние полгода я так привыкла к всеобщей фонтанирующей доброжелательности, что любое проявление неблагодушия воспринимаю почти как оскорбление.
А во-вторых, потому что по очертаниям затылка безошибочно определяю его возраст - и он мне не нравится. Я люблю таксистов зрелых - они в массе своей ласковые и кроткие, как дюгони. Всего раз попался мне пожилой таксист-мангуст - агрессивный и нетерпимый к представителям иных биологических видов. Но в целом возрастные водители безобидные и даже милые.
А вот таксисты помоложе - это лотерея. Среди них гораздо чаще и бараны попадаются, и шакалы, и откровенные гамадрилы. "Интересно, этот из каких?" - пытаюсь понять я, разглядывая хмурый коротко стриженный затылок. Так и не приняв однозначного решения, лезу в кошелек за деньгами, и тут понимаю, что налички на поездку не хватает.
Вот блин, думаю. Ну почему именно сейчас?.. Подавив раздражение, извиняющимся голосом прошу:
- Вы не могли бы остановить возле банкомата? Мне деньги нужно снять.
Говорю, а сама понимаю, что по пути банкоматов нет. Ни одного.
Таксист молча меняет маршрут. Мы огибаем большую просторную площадь и заворачиваем на тихую улицу.
Машина притормаживает возле банкомата. Но я не выхожу. Я раздосадована и этой дорогой машиной, и демонстративным молчанием аккуратного затылка, и собственной оплошностью с наличными деньгами.
- Чуть дальше есть еще один банкомат, там комиссия меньше, - говорю. - Давайте к нему подъедем.
По-прежнему не произнося ни слова, он срывается с места и проезжает еще двести метров. Останавливается.
Я вылезаю из машины, зачем-то сообщив:
- Вернусь через две минуты.
Но не возвращаюсь даже через пять. Потому что этот банкомат не работает и мне все-таки приходится идти обратно, к предыдущему. А там уже очередь. И я долго жду, пока дедушка в модной красной куртке, явно с сыновьего плеча, справится с непослушной пластиковой картой. А потом оказывается, что он выбрал все мелкие купюры и на мою долю остаются только по 20 000 драмов.
А ведь на такой машине он, наверное, в день на бензин тратит больше, отчего-то злорадно думаю я, забираясь обратно в "Ниссан".
- Извините, - говорю. - Там банкомат не работает...
Таксист молча нажимает на газ, и мы едем дальше в полном безмолвии.
Ну точно баран, почти восхищенно думаю я. Ни разу даже голову не повернул.
Когда он останавливается возле дома, я не могу сдержать вздоха облегчения. Достаю купюру, притягиваю ему. Он смотрит искоса.
- Нэт сдачи, - отрицательно мотает головой. - Многа дэнэг даешь, столько нэт у меня...
Твоюмать, думаю я. Выезжаешь на маршрут на такой тачке, в середине дня берешь пассажира, а у самого сдачи с "двадцатки" нет. Гамадрил.
Бормочу что-то невразумительное, вытряхиваю из кошелька мелочь. Пересчитываю - 460 драмов. А надо 500.
- Больше нету... Четыреста шестьдесят и "двадцатка".
Ну, думаю, щас этот шакал меня в магазин повезет деньги менять. А меня дома уже ждут, и работа срочная стоит, и вообще жрать хочется...
И тут он наконец-то оборачивается. Я вижу его лицо. Обычное лицо, не звериная морда. Такое... Смущенное.
Он протягивает руку за мелочью.
- Хватыт, хватыт... Нычыво страшнава!..
А я внезапно говорю:
- Но мне неловко - вы меня до банкомата довезли, ждали там...
- Эээ!.. Ерунда! Мнэ всё равно надо врэмя патрачывать... Атэц в балнице, аперация у нэво. Я вабшэ нэ таксыст. Катаюс вот, штоб нэ так страшна была...
И он улыбается измученной тоскливой улыбкой.
Человеческой.
Еще:
_______________________
- Подписка на канал, лайки и репосты строго приветствуются.
- Чтобы не пропускать новые материалы, подписывайтесь на бесплатный канал в Телеграме.
- Чтобы читать посты в режиме реального времени, задавать вопросы и комментировать в атмосфере тепла и дружеской поддержки - на приватный Телеграм-канал.