Недавно товарищ предложил проработать труд Менделеева "Попытка химического понимания мирового эфира". Я решил снова уже не бегло, а внимательно его прочитать. И прочтение несколько вдохновило меня. Подобный ясный уровень изложения и аргументации, как был у Менделеева в 1905-ом году за 2 года до его смерти, похоже, недостижим для современных специалистов, находящихся в полном здравии.
Менделеев рассуждает о том, что с момента выдвижения им первого варианта периодической системы стало известно о благородных газах, которые крайне неохотно вступают в реакцию с другими химическими элементами. И эти элементы весьма элегантно вписались в старую версию таблицы, образовав собой отдельный столбец. Если остальные элементы показывали возможную степень окисления от первой до седьмой, то благородные газы такой возможности не демонстрируют. И закономерно заняли нулевой столбец.
Конечно, для первой строки таблицы не находилось элемента, который невозможно окислить. И у Дмитрия Ивановича возникла мысль о том, что должен присутствовать некий дополнительный элемент легче водорода, чтобы заполнить нулевой столбец первой строки. Оценить его физические свойства он попробовал с помощью простой прикидки по известным данным.
Поскольку он не останавливался на осознании лишь химической составляющей природы, а хотел разобраться в том числе с гравитацией, он предположил, что существует ещё более лёгкий элемент, через который реализуется гравитация. И уже из разнообразных механических соображений он выдвинул значение массы частиц эфира на 6-11 порядков легче, чем водород. Удивительная прозорливость Менделеева позволила начать системно рассматривать сущность эфира.