В Японии считается, что нет ничего красивее пустого листа. А в западном искусстве всегда существовало понятие негативного пространства, под которым надо понимать фон, необходимый, чтобы подчеркнуть каждый отдельный элемент на картине или в интерьере. Давно доказано, что переизбыток всего хоть на холсте, хоть в реальном мире не добавляет ни гармонии, ни прелести. Напротив, чем больше элементов, тем сложнее из общего выделить главное. Возникает ощущение хаоса, а в квартире, где отдана дань функциональности в ущерб свободе движения, появляется захламленность, сколько ее ни убирай.
Получается, свободное пространство, которое мы стараемся максимально заполнить, чтобы втиснуть раковину в совмещенный санузел типовой хрущевки, гладильную доску в крохотную спальню или холодильник в семиметровую кухню, вопреки практичности необходимо. Оно нужно и для эстетики, и для комфортного самочувствия. Психологи утверждают, что в тесноте возникает раздражение, а то и агрессия. Человек, вынужденный постоянно протискиваться по узеньким тропкам между предметами обстановки, зажатый в коридоре, шириной менее девяноста сантиметров, бьющийся бедрами и коленями об углы столов, испытывает практически клаустрофобию. И это совершенно точно не хорошо. Вот почему, делая ремонт нельзя забывать о том, что функциональность это важно, но наше тело нуждается в том, чтобы не задевать вещи на каждом шагу, а наша психика хочет расслабиться в домашней атмосфере вместо того, чтобы постоянно следить за тем, как руки передвигают стулья и кресла по пути из гостиной в спальню, освобождая себе проход. Одним словом, каждому из нас нужно пространство для жизни.
Пустые метры не только позволяют нам легче перемещаться и чувствовать большую свободу, но и лучше воспринимать интерьерные изыски. Расстояние, которое отделяет группу предметов (например, диван, пару кресел и журнальный столик) от остальных вещей, помогает создать из них композицию. Равные расстояния между всеми элементами интерьера не дают выделить группу, зонировать помещение и сделать акценты. А все это необходимо, особенно если мы говорим о совмещенных пространствах (например, объединенные кухнях и столовых, гостиных и кабинетах).
Есть и еще один момент, связанный с негативным пространством. Каждый аксессуар, который с любовью выбирался на этапе ремонта, требует, чтобы а него смотрели с определенного удаления. Так большую картину разглядывать вблизи и при этом оценить п достоинству в принципе невозможно. Зачем вам все эти красивости, если любой человек, который приходит к вам в гости, будет вынужден сконцентрировать все свое внимание на прохождении лабиринта из мебели, а посмотреть на ваш декор сможет, лишь уткнувшись в него носом? Кстати, еще у него не выйдет оценить интерьер целиком. Не поверите, но и для этого нужно место.
И, наконец, свободное пространство требуется для игры света и тени. Так создается ощущение наполненности комнаты воздухом, даже если она не очень большая. Чем больше предметов расположено на квадратном метре, тем более душной воспринимается обстановка. Невольно хочется убрать шторы, распахнуть окно и пустить внутрь хоть немного кислорода. Увы, в перегруженном помещении не поможет даже это. Пусть молекул кислорода и будет много, ваша психика этого не распознает.
Негативное или свободное пространство - тот фон, который оттенит ваш интерьер, сделает его действительно красивым и комфортным. Поэтому последнее дело оставлять пустоты только там, где без них не обойтись, например, между столом и креслом (иначе, как вы сможете сидеть за ужином?). Недаром такие "щели" называют отрицательным пространством. Они отрицают саму возможность свободы в вашем доме.