Найти тему
Обычный Человек

Съёмка репортажа, жанровое фото, стрит фото. Часть 3.

Автор фото 1 Анна Тихая©
Автор фото 1 Анна Тихая©

Технические и композиционные особенности репортажной и жанровой фотографии. Особенности выделения главного при съёмке репортажа и последующем кадрировании снимков. Как передать эффект присутствия в репортажной, жанровой фотографии. Драматургия репортажа. Одиночный кадр, фотоочерк. Подписи и комментарии к репортажным, жанровым снимкам. Описание файла. File info. Метаданные. Технические проблемы съёмки репортажа, с которыми сталкиваются фотографы и их решение.

В репортажной, жанровой фотографии автор, в зависимости от уровня своего развития и своих целей решает несколько задач:

- Резко и качественно показать объект съёмки (точность передачи изображения);

- Включать в кадр только те объекты, которые в сочетании или сопоставлении друг с другом несут определённый смысл (выделить главное и расставить нужные акценты);

- Целенаправленно строить изображение – светом, выбором точки съёмки, чередованием планов, резкостью выделить одни участки изображения, другие приглушить. В результате может получиться совсем не то, что было в действительности (реальной жизни);

- Сочетать объекты в кадре, добиваясь их согласованности и в этой согласованности искать смысл.

Композиционные приёмы в репортажной, жанровой фотографии. (Более подробно об этом я написал в своих статьях по композиции).

Композиция в репортажной фотографии, при которой наш взгляд, подчиняясь направлению основных конструктивных линий кадра, следует за ними внутрь снимка, можно назвать замкнутой композицией. Такой вид композиции применяется если автору необходимо «держать» внимание зрителя на сюжетно-важном центре изображения.

Если же в снимке основные линии, уводят наш взгляд за пределы кадра, то композиция называется открытой, при такой композиции мы в большей степени ощущаем пространство за пределами кадра, чем при замкнутой композиции. Если автору, кроме сосредоточения внимания на главном сюжете изображения, ещё необходимо показать зрителю развитие другого сюжета или предложить домыслить происходящее за пределами кадра, то применяется открытая композиция.

На фото 2 (снизу) пример использования замкнутой композиции – лица людей образуют конструкцию в виде овала, а направление движения их рук направлены в центр кадра, не давая взгляду зрителя выйти из изображения.

Автор Добрый Человек фото 2.
Автор Добрый Человек фото 2.
Автор  Добрый Человек фото 3.
Автор Добрый Человек фото 3.

На фото 3 (сверху) есть два сюжета – первый: тренер бьёт ученика, а тот пытается защититься и второй – ученик спокойно уходит в сторону не обращая внимания на происходящее. Направление движение уходящего из кадра мальчика открывает композицию изображения, предоставляя зрителям домыслить сюжет – в одной части кадра драма, насилие, в другой равнодушие.

При создании фотографии, прежде чем нажимать на кнопку спуска затвора камеры, фотограф должен:

Определить смысловой центр сюжета и совместить его с изобразительным, совершив следующие действия:

Уравновесить изображение размещением по полю кадра объектов, либо использовать неуравновешенную композицию, в зависимости от замысла.

Если в этом есть необходимость, сформировать внутри кадра конструкции, геометрические фигуры, образованные воображаемыми линиями, по которым следует взгляд зрителя – активными линиями. Активные линии формируются направлениями взглядов людей. Подобно линиям направления взглядов, в композиции важны и линии направления движения – воображаемые линии, которые как бы вносятся в кадр зрителем в процессе восприятия изображения. При помощи световых, цветовых и других акцентов, активных линий фотограф формирует «рисунок» внутри изображения.

Использовать повторяющиеся детали, ритм в фотографии, если это необходимо.

Выделить главное в фотографии (композиционный центр) при помощи:

Света: самый светлый участок изображения в первую очередь привлекает внимание зрителя, чем больше его масса, тем больше внимания.

Цвета: доминирующий, самый активный цвет-красный, на него зритель реагирует в первую очередь, по мере уменьшения силы воздействия синий, зелёный, желтый и т.д.

Резкости: главный объект в фокусе, остальные расфокусированы.

Размещением в кадре: Самое простое - разместить в центре кадра или в области точек пересечения линий делящих кадр на три части (прием третей) или в других местах кадра, в зависимости от замысла.

Размещения главного на переднем плане.

Укрупнения главного объекта, относительно остальных.

Выделения контрастом - разместить на тёмном фоне светлый объект или наоборот, один лысый человек, а остальные с волосами…

Найти и усилить внутри кадра изобразительные и смысловые связи между объектами.

Особенности в выделении главного объекта при съёмке репортажа и последующем кадрировании снимков.

Все это подробно описано мной в статьях про композицию.

Напомню, что зритель, в любой фотографии, сразу выделяет наиболее значимый для него элемент – образ человека, себе подобного существа, затем по мере уменьшения значимости – домашних животных – кошек, собак, коров, лошадей…, объектов, связанных с человеком – автомобили, дома, вещи… и т.д.

Фотограф-репортёр, часто работает в кадре с большим количеством людей, изображения которых являются композиционными элементами и все важны для зрителя. Из большого количества разных объектов – людей, техники, зданий, предметов обихода – разноцветной «каши» фотографу необходимо выделить главного героя и создать упорядоченное изображение.

Для уменьшения значения и важности в композиции кадра одних людей по отношению к другим, помимо описанных выше приёмов, можно использовать:

Кадрирование при съёмке – обрезать границами кадра изображения фигур, лиц, рук, ног людей, имеющих второстепенное значение в сюжете, а главного героя, при этом показать целиком. Такое кадрирование можно сделать и после съёмки, с уже готовым изображением.

На фото 4 и 5 авторы сосредоточили внимание зрителя на главных героях, обрезав части изображений других людей.

Автор Ami Vitale© фото 4.
Автор Ami Vitale© фото 4.
Автор Сергей Максимишин© фото 5.
Автор Сергей Максимишин© фото 5.

Взгляд в объектив или в сторону объектива одного из людей в кадре сразу привлекает внимание, и это можно использовать как знак, что смотрящий и есть главный герой. При этом взгляды остальных участников должны быть направлены в сторону от объектива фотографа.

Примеры на фото 6 и 7. На фото 6 главный герой мальчик, который смотрит из окна автобуса, а на фото 7 – девочка, наблюдающая за священником.

Автор Tomas Munita фото 6.
Автор Tomas Munita фото 6.
Автор Добрый Человек фото 7
Автор Добрый Человек фото 7

Направления взглядов, движения людей – активные линии-указатели на главного героя или на смысловой центр.

На фото 8 автор исключил из кадра лицо мужчины несущего коробку, чтобы сосредоточить внимание зрителя на взгляде молодой девушки, который, в свою очередь указывает опять на коробку с чем-то важным.

Автор Francesco Zizola фото 8.
Автор Francesco Zizola фото 8.
Автор James Nachtway фото 9.
Автор James Nachtway фото 9.

На фото 9 взгляды и движения спасателей справа и слева в кадре, направлены в строну человека в центре, сообщая, что он и есть главный объект.

Автор Alex Webb фото 10.
Автор Alex Webb фото 10.

Контраст – противопоставление динамики и статики - статичный объект на фоне двигающихся и наоборот, при помощи применения смаза или проводки, разницы эмоций и состояний – группа людей в возбуждённом состоянии, а главный герой спокоен…

На фото 10 неподвижно стоящий мальчик на контрасте с идущими прохожими, чьи изображения смазаны, привлекает внимание зрителя.

Автор Сергей Максимишин фото 11.
Автор Сергей Максимишин фото 11.

На фото 11 единственный наиболее чётко изображенный объект – ребёнок за спиной матери. Он и является главным объектом в кадре.

После выполнения всех этих действий, нужно выбрать правильный момент съемки и нажать своевременно на спуск затвора фотокамеры.

Композиционные, творческие приёмы:

Снимайте сюжеты с близкого расстояния. Если в действии принимают участие большое количество людей, то нужно войти в их группу и показывать это действие так, как видит его участник. Фото 12.

Автор фото 12 Томас Мунита©
Автор фото 12 Томас Мунита©

Применяйте пространственное (в глубину) построение кадра – используйте несколько планов, это позволяет в одном кадре совместить несколько сюжетов и делает изображение объёмным. Фото 13.

Автор фото Добрый Человек© Фото 13. Пространственное построение кадра в глубину. Несколько планов, плотное заполнение кадра, зритель - участник..
Автор фото Добрый Человек© Фото 13. Пространственное построение кадра в глубину. Несколько планов, плотное заполнение кадра, зритель - участник..

Главный принцип – зрителя из наблюдателя сделать участником – всегда выбирать такие точки съёмки и крупности плана, чтобы они соответствовали взгляду человека, находящегося внутри ситуации. Фото 14,15.

Автор Добрый Человек фото 14. Зритель - участник события.
Автор Добрый Человек фото 14. Зритель - участник события.
Автор Добрый Человек фото 15. Передний план- руки и ржавое железо, зритель - участник события, плотное заполнение кадра.
Автор Добрый Человек фото 15. Передний план- руки и ржавое железо, зритель - участник события, плотное заполнение кадра.

Включайте в кадр передний план – части зданий, автомобилей, фигур людей и др., связанных по смыслу с основным сюжетом изображения, главными действующими лицами. Передний план в жанровой фотографии стирает границу реальности и изображения, оживляет его и усиливает эмоциональную составляющую фотографии. Фото 16,17.

Плотно заполняйте кадр во время съёмки. Если нет задачи сделать сюжет легким и воздушным, конечно. Не страшно, что будут обрезаны лица в изображении, руки – это подразумевает, что за пределами кадра много участников события. Есть даже такой приём у репортёров – чтобы показать массовость события при малом количестве людей они делают плотное кадрирование, а зритель дальше сам домысливает масштабы происходящего. Фото 13,14,15,16,17.

Автор фото Alex Webb© Плотное заполнение кадра..
Автор фото Alex Webb© Плотное заполнение кадра..

Автор Alex Webb фото 16. Передний план. Плотное заполнение кадра.
Автор Alex Webb фото 16. Передний план. Плотное заполнение кадра.
Автор Alex Webb фото 17. Передний план - рука на стволе дерева. Плотное заполнение кадра.
Автор Alex Webb фото 17. Передний план - рука на стволе дерева. Плотное заполнение кадра.

Старайтесь фиксировать (останавливать мгновение) не статичное положение объектов, а их подразумевающееся или длящееся движение. Фото 18,19,20.

Автор фото 18 Добрый Человек© Длящееся движете в кадре, отсутствие статики, плотное кадрирование.
Автор фото 18 Добрый Человек© Длящееся движете в кадре, отсутствие статики, плотное кадрирование.
Автор фото 19 Добрый Человек© Длящееся движение. Динамика в кадре.
Автор фото 19 Добрый Человек© Длящееся движение. Динамика в кадре.
Автор фото 20 Добрый Человек© Длящееся движение. Динамика.
Автор фото 20 Добрый Человек© Длящееся движение. Динамика.

Если главная задача передать глубину внутреннего состояния героев, то напротив не используйте композиционные приёмы для передачи динамики, напряжения, это будет отвлекать зрителя. Фото 21,22 – уравновешенные композиции без применения отвлекающих от состояния героев приёмов.

Автор фото 21 Добрый Человек© Уравновешенная статичная композиция.
Автор фото 21 Добрый Человек© Уравновешенная статичная композиция.
Автор фото 22 Добрый Человек© Уравновешенная, статичная композиция.
Автор фото 22 Добрый Человек© Уравновешенная, статичная композиция.

Включайте в кадр характерные детали окружающей обстановки, рассказывающей о действии, герое, месте, времени действия.Фото 23.

Автор фото 23 Добрый Человек© Использование деталей обстановки для информирования зрителя. Динамика в кадре, внутреннее напряжение, плотное кадрирование.
Автор фото 23 Добрый Человек© Использование деталей обстановки для информирования зрителя. Динамика в кадре, внутреннее напряжение, плотное кадрирование.

Следите за внутренним напряжением в кадре и показывайте его. Изобразительное напряжение в кадре – это незавершенность движений людей, неуравновешенные композиции, использование диагональных линий в кадре, наклон горизонта. Фото 23, 24.

Автор Добрый Человек© фото 24. Напряжение, внутреннняя динамика.
Автор Добрый Человек© фото 24. Напряжение, внутреннняя динамика.

Для усиления передачи эмоционального состояния в сюжете (героев и их взаимоотношения) можно использовать творческие объективы – моноколь, Lensbaby, объективы с мягким фокусом, уменьшая детализацию изображений. Такой приём позволяет зрителю меньше отвлекаться на лишние детали в кадре и больше сосредоточиться на своих ощущениях от просмотра. Фотография становится менее информативной, но более изобразительной. Фото 25.

Автор фото 25 Георгий Колосов© Использование монокля в жанровой фотографии.
Автор фото 25 Георгий Колосов© Использование монокля в жанровой фотографии.

Драматургия репортажа. Одиночный кадр, серия.

Одиночный репортажный снимок должен раскрывать суть происходящего, содержать сообщение, из которого зрителю будет понятно, что произошло, где, когда и с кем. В идеальном варианте репортажный снимок должен содержать обобщение, образ, метафору и быть авторским высказыванием.

Автор фото 26 Добрый Человек©.
Автор фото 26 Добрый Человек©.
 Автор Ray McManus фото 27.
Автор Ray McManus фото 27.

Например кадры событийного репортажа с футбольного матча на фото 26 и с матча по регби на фото 27. На них видна суть игры, её особенности на примере острых моментов.

Автор Adam Pretty© фото 27.
Автор Adam Pretty© фото 27.

На фото 27 ярко и динамично показан сюжет олимпийских игр – бег с препятствиями.

Автор Сергей Пономарёв© фото 28.
Автор Сергей Пономарёв© фото 28.

На фото 28 – противостояние полиции и протестующих в Москве.

Автор фото 29 Анна Тихая©.
Автор фото 29 Анна Тихая©.

На фото 29 – добыча лосося на Амуре – повседневный репортаж.

Автор Добрый Человек© фото 30.
Автор Добрый Человек© фото 30.

На фото 30 – конкурс детской художественной самодеятельности в казачьей станице.

Такие одиночные кадры, как правило, самодостаточны и не нуждаются в дополнениях, однако они могут быть и главными изображениями в репортажных сериях.

Репортаж-серия. Фотоочерк.

Серия репортажных снимков строится по подобию повествования, рассказа. Если это рассказ о событии, то его структура может быть такова - сначала нужно показать зрителю подготовку – что предшествовало событию, затем сосредоточить внимание на действующих лицах и месте действия, затем начало события, суть действия, окончание и результат всего происходящего.

При съёмке таких репортажей фотографу важно представлять себе последовательность событий или интуитивно предугадывать их ход, выбирать при этом подходящие точки съёмки и крупности плана, что поможет сосредоточиться на главном и не пропустить нужный момент.

В результате желательно иметь фотографии общего, среднего и крупного планов.

При съёмке следует руководствоваться принципом – сначала информативные, «нужные» фотографии, а потом, когда «костяк» уже есть, можно проявить творческий подход и постараться сделать художественные кадры, если в этом будет необходимость. Всегда снимайте больше сюжетов чем от Вас требуется. Пример событийного репортажа на фотоколлаже 31 снизу. Фотоочерк (событийный репортаж) о соревнованиях по «Панкратиону» (бои без правил) в шести фотографиях.

Авторы серии фото 31 Добрый Человек© и Анна Тихая©
Авторы серии фото 31 Добрый Человек© и Анна Тихая©

Повседневный репортаж – рассказ о жизни, которая состоит не только из катастроф, чемпионатов и ярких событий, о тех людях, кто делает добрые дела, совершает подвиги, строит будущее, спасает других людей, и делает это, порой, тихо и незаметно.

Если Вы снимаете такой репортаж, то его структура будет отличаться от событийного – нужно показать героя (героев) и его окружающую обстановку – место жительства, работы – улицу, дом, предприятие…, затем зритель должен увидеть его в деле – профессиональной деятельности, обязательно нужно сделать портреты – в окружающей обстановке и крупные планы, показать взаимодействие героя с другими людьми, в результате которого проявляются его черты характера, покажите отношение других людей к герою (это один из способов проявить Вам своё авторское отношение). Пример повседневного репортажа на фотоколлаже 32 снизу. Фотоочерк (повседневный репортаж) о том как мастер-кузнец куёт топор в четырёх фотографиях.

Автор повседневного фотоочерка 32 Добрый Человек©
Автор повседневного фотоочерка 32 Добрый Человек©

Фоторепортаж, во всяком случае, его основная часть, может быть построен в хронологической последовательности кадров, а может по изобразительному принципу – чередование планов, главное, чтобы изображения были объединены одной темой.

Нужно обязательно помнить, что фоторепортаж «держит» один главный, самый выразительный снимок, который мог бы быть одиночным, самодостаточным, и выражать всю суть происходящего.

После съёмки отбирайте те кадры, что несут информацию и передают атмосферу действия. В отборе не должно быть повторяющихся сюжетов – одного и того же или подобного действия снятого с разных сторон или в разное время.

Если вы снимаете репортаж для публикации в СМИ, то окончательное решение в отборе кадров принимает редактор издания. Вы, как автор, можете только направлять его выбор, предлагая те сюжеты, которые кажутся Вам наиболее интересно снятыми. Но это становится возможно только по приобретению Вами достаточного опыта в съёмке и самостоятельном отборе изображений.

Если Вы снимаете репортаж для собственной презентации, то сами решаете какие кадры и в какой последовательности показывать.

Интереснее и живее смотрится репортаж если крупности плана в визуальном ряду чередуются через один, например: общий план, крупный, средний, суперкрупный, общий, средний…

По мере участия автора в описании событий или героев, любой фоторепортаж можно отнести к трём типам:

  • хроникальный, когда автор фиксирует, документирует событие в строгой временной последовательности, без собственной интерпретации.
  • фоторепортаж-отчет, когда автор рассказывает о событии так, как увидел и понял происходящие он.
  • аналитический фоторепортаж, с оценочным началом, когда автор анализирует происходящие и, подаёт событие под определённым углом зрения, предлагая зрителю готовые выводы либо направляя ход его мыслей. Это достигается тем, что фоторепортёр снимает только те сюжеты из события и тех героев (или отбирает из всей съёмки кадры), которые ему нужны для формирования отношения зрителей к происходящему.

Подписи и комментарии к репортажным, жанровым снимкам.

Люди верят фотографии. Она убеждает, дает в сотни раз больше информации о самом герое, о том, что его окружает, нежели самый подробный журналистский текст. Но, как бы ни был красив и убедителен документальный снимок, он не будет представлять никакой исторической ценности в отрыве от временного и пространственного контекста.

Зритель должен хорошо представлять, где и когда произошло то, что он видит на фотографии, иначе информация, которой «насыщено» изображение, не будет прочитана целостно. В таком случае фотография оценивается зрителем чисто эстетически, а важная документальная составляющая ускользает. Поэтому для многих репортажных и жанровых снимков необходим комментарий — когда, где и при каких условиях был он сделан. Однако, при наличии комментария, снимок приобретает дополнительное значение, когда становится известна его история.

Примеры написания комментариев к репортажным снимкам.

Автор фото 33 Анна Тихая©
Автор фото 33 Анна Тихая©

Фото 33. Узбекистан, Бухарская область, кишлак Хонабад. 28.04.2014 года. Во время празднования Навруза, восточного Нового Года, молодые девочки и женщины танцуют в национальных костюмах перед зданием школы.

Автор фото 34 Добрый Человек©
Автор фото 34 Добрый Человек©

Фото 34. Украина, Черновицкая область, село Красноильск. 14.01.2014 года. В Красноильске большинство жителей этнические румыны. Каждый год, в новогоднюю ночь по старому стилю в посёлке проводится древний румынский языческий обряд Маланка - зрелые мужчины и молодые парни в самодельных костюмах офицеров, царей, медведей ходят по селу, исполняют ритуальные танцы и песни, желают процветания и здоровья жителям села в новом году.

Описание файла. File info. Метаданные.

Кроме сопроводительного текста к фотографии или серии, фотограф-репортёр, при помощи специальных программ заносит информацию в сам файл. Как Вы уже знаете, каждый цифровое изображение содержит информацию о названии фотокамеры, объективе, которыми сделан кадр, установках в камере на момент съёмки, дате и времени и т.д. – так называемые метаданные или exif данные. Кроме этой информации необходимо указать место съёмки, кто автор, кто обладает правом собственности или пользования на фотографию и дать краткое описание сюжета. Вся эта информация необходима для последующего определения подлинности файла и подтверждения авторства. Даже если Вы не профессиональный репортёр и фотографии не продаёте, то всё равно озаботьтесь заранее о том, чтобы ваши авторские и другие права не были нарушены – пишите описание в файлах перед тем как публиковать фотографии в сети интернет. Так же рекомендуется делать описание файла при подаче фотографий и серий на международные и российские фотоконкурсы.

В программе Adob Photoshop, например, описание файла заносится через меню «File» - «File info» - открывается диалоговое окно для записей.

Если Вы хотите продавать свои работы через фотобанки и агентства, то благодаря правильно составленному описанию и подбору ключевых слов к каждому изображению можно существенно повысить шансы на продажу. Для того чтобы ваша работа начала продаваться в фотобанке, она должна иметь название (Title), описание (Description) и набор ключевых слов (Keywords), наиболее полно характеризующих ваше изображение. Проще всего и удобнее заполнять и хранить эти метаданные, записывая их в поля IPTC во время работы с ними на компьютере. Они будут автоматически прочитаны при загрузке изображений на сайт фотобанка. Сделать это можно в огромном количестве программ: Photoshop, Lightroom, Bridge, Aperture, Photo Mechanic и многие другие.

Технические проблемы съёмки репортажа, с которыми сталкиваются фотографы и их решение.

Автор фото 35 Добрый Человек© Съёмка в контровом свете - сложный сюжет для автоматики камеры.
Автор фото 35 Добрый Человек© Съёмка в контровом свете - сложный сюжет для автоматики камеры.

Если фотограф знает свою камеру и умеет ей пользоваться – уверенно выбирает нужный режим съёмки, баланс белого, ISO, вносит экспокоррекцию то при съёмке репортажа может возникнуть лишь одна техническая проблема – невозможность системы автофокуса навести резкость на нужном автору объекте. Ситуация из разряда обычных, но если она случается впервые, фотограф может растеряться и пропустить все важные кадры.

Рассмотрим возможные причины отказа системы автофокуса камеры и как их устранить:

  • Низко контрастный сюжет (все объекты в кадре освещены равномерно).
  • Высоко контрастный сюжет (в кадре объекты с большой разницей в уровне освещённости).
  • Съёмка против света и в контровом свете.
  • Съёмка во время снегопада или дождя, когда между объектом и фотокамерой перемещаются мелкие частицы – снежинки, капли, или когда между объективом и главным объектом съёмки постоянно перемещаются люди или другие объекты.

Во всех этих случаях следует отключить автофокус на объективе и фокусироваться вручную.

Если Вы снимаете приближающиеся к вам объекты или удаляющиеся от Вас – бегущих людей, велосипедистов, то переведите автофокус в режим слежения. При этом будет меньше нерезких кадров.

Если сюжет динамичный, то следует воспользоваться серийной съёмкой.

Объектив со стабилизатором изображения часто «тормозит» работу системы автофокусировки, по этому, при съёмке динамичных сюжетов отключайте его. Так же, для расфокусировки фона, относительно главных объектов, установите минимальное значение диафрагмы на объективе, то есть откройте диафрагму максимально.

Если из-за слабой освещённости невозможно снять движущийся объект в резкости, применяйте проводку или смаз. Как на фото 36 снизу.

Автор фото 36 Добрый Человек© Кадр снятый с проводкой.
Автор фото 36 Добрый Человек© Кадр снятый с проводкой.

Спасибо за внимание.