В 2021-м году, не побоюсь этого слова, культовая картина Жа́на Оноре́ Фрагона́ра "Качели" была, наконец, отреставрирована! Эта картина находится в Коллекции Уоллеса (один из ведущих культурных центров Великобритании) и является, без преувеличения, его "жемчужиной", самой известной картиной этого французского мастера:
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Картина "Качели" знакома многим. Немного фрагментов в прекрасном качестве, увеличивайте: Молодая мадам, устремившаяся на качелях ввысь... Лёгкая изящная туфелька, слетевшая с миниатюрной ножки...
Счастливый юный любовник, затаившийся в кустах и наслаждающийся открывающимся видом взлетевших вверх пышных юбок и шелковых чулочков... Молодые люди, встретившись взглядами, улыбаются и радуются жизни.
А справа в глубине, на скамеечке, сидит престарелый, ничего не подозревающий муж.
Наивный в своём неведении, он, подтягивая к себе качели двумя веревками, а потом снова их отпуская, отправяляет свою кокетливую супругу, раз за разом, навстречу влюбленным, горящим, азартным глазам юноши.
На Дзене об этой картине можно найти с десяток статей и все они искусствоведческого толка: что изображено, где, как и с каким смыслом. Я свожу такие описания к минимуму, чтобы бо́льше внимания уделить всё-таки реставрации. Вот в таком виде эта картина дошла до наших дней:
Я хочу напомнить вам один важный нюанс, который знают фотографы, занимающиеся фотосъемкой живописи (и реставраторы, конечно). На фотографии картины всегда выглядят на порядок лучше, чище, ярче, чем в действительности - это особенность фотосъемки. Вдобавок, перед печатью файлы дополнительно редактируют, "вытягивают". И глядя на предыдущее фото, вы должны понимать, что это максимально улучшенное фото для публикации, а посетители музея эту прекрасную картину видели примерно такой:
Вы уже знаете, что реставрация это рутинный процесс, через который, время от времени, должны проходить все картины определенного возраста. Реставрация необходима, чтобы поддерживать картину в надлежащем экспозиционном виде.
Какое-то время можно обходиться лёгкой косметической реставрацией, но это - до поры до времени. После нескольких покрытий лаком любая живопись приобретает ядрёно-желтый оттенок, который искажает первоначальный авторский колорит.
Особенно страдают светлые оттенки, белые, серые, светло-голубые, нежно-розовые. И вот, представьте себе, "Качели" не реставрировались более ста лет! Последние десятилетия мы видели её через фильтр цвета... извиняюсь, но я это называю фильтр цвета ослиной мочи:
100 лет... Век человека короче... Мы могли и не дожить до этого момента, не увидеть её истинную, первозданную красоту. Жак Оноре Фрагонар - галантный волшебник кисти, Маэстро свежих ясных цветов, воздушных зефирных оттенков, мастер эпохи "рококо", куртуазного 18-го века. Художник прославился, создавая полотна с любовными, изящно-фривольными сценами. Эта картина в тот период тоже считалась пикантной, неприличной, такие картины размещались в дальних комнатах, в будуарах, спальнях и нередко находились за занавесочками. Хозяин отдергивал занавесочку, демонстрируя такую картину гостям, а потом снова закрывал её.
Как только не трактуют "знаки и символы" этой сцены искусствоведы. Они в ней находят всё, от классического любовного треугольника до грядущей кровавой революции, и в каждом мельчайшем фрагменте находят подтверждение и тому, и другому.
Именно поэтому я не люблю анализ сюжетов живописи в духе "а что нам хотел сказать автор". Я чёрствый реставратор, мне комфортнее оперировать фактами.
Итак... "Фактов подано"!
Первым владельцем картины был Мари-Франсуа-Давид Бойю де Сен-Жюльен, более известный, как барон де Сен-Жюльен (1713–1788).
Однажды ему захотелось заказать пикантную, со значением, картину, и чтобы на ней красовалась его дама сердца. Прямо в их тайное гнёздышко для свиданий он пригласил художника, имя которого накануне было у всех на слуху: на последнем Салоне тот представил картину на религиозную тему "Чудо в часовне Святой Женевьевы".Художника звали Габриель Франсуа Дуайен.
Нимало не смущаясь неприличием ситуации, Сен-Жюльен стал излагать идею будущей живописной композиции.
Драматург Шарль Колле, в своих мемуарах, в октябре 1767 года, передал нам прямую речь Дуайена:
"Он (заказчик) был в своей "холостяцкой квартире" вместе с возлюбленной… Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания, и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше". Признаюсь, - говорил Дуайен, - что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами". Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения".
Видимо, Дуайена покоробило подобное предложение, писать фривольные картинки он считал недостойным занятием. Однако, история расставила приоритеты с точностью до наоборот: имя и творчество Дуайена теперь известны разве что знатокам, в то время как "Качели" Фрагонара считаются настоящим символом французской культуры.
Реставрация длилась четыре месяца. Мы не знаем точно, какая по счёту это была реставрация, но судя по возрасту живописного полотна, не первая и не вторая точно.
Основанием для реставрации стала утрата картиной экспозиционного вида: пожелтение и помутнение старого реставрационного лака и изменение в цвете старых реставрационных записей, которые стали заметны.
Всё это - процессы естественного старения, которые идут, даже когда картина находится в идеальных условиях. Соответственно, возникла очевидная необходимость восстановить первоначальный вид картины.
Также учёные воспользовались возможностью изучить произведение в рентгеновском и инфракрасном излучении, такие исследования ранее с этой картиной не проводились. И сделали открытие: при съемке в ИК-лучах эксперты не обнаружили подготовительного авторского рисунка, наброска композиции карандашом или углём, который обычно выявляет такое исследование. Фрагонар пропустил этот этап и намечал композицию сразу красками.
Методика на реставрацию и пробные работы были разработаны Мартином Уайлдом, руководителем отдела консервации Национальной галереи Лондона, который раньше реставрировал произведения таких художников, как Леонардо да Винчи и Веласкес.
Результаты были представлены комитету попечителей коллекции Уоллеса.
Реставратор проекта Мартин Уайлд определил наиболее эффективный метод удаления лака на основе проведенных пробных работ.
Затем расчистка продолжалась по всей поверхности, старый натуральный смоляной лак аккуратно удалялся, а ход работы контролировался в микроскоп.
Поверхность открывшегося авторского красочного слоя оказалась в отличном состоянии, вероятно потому, что картина провела большую часть своей жизни на Манчестер-сквер в хороших условиях.
Удаление пожелтевшего лака и старых записей преобразило живопись, открыв насыщенность и свежесть авторского красочного слоя Фрагонара.
Белые и розовые оттенки платья молодой женщины стали более светлыми, свежими и сверкающими.
Розовый оттенок на лице молодого месье более выражен, юноша оказался ещё моложе и румянее.
Мерцающий синий цвет ткани на одежде старого месье стал выглядеть действительно синим, а не серым, как до расчистки.
После расчистки, удаления старого лака, появилось ощущение глубины и перспективы картины.
Женщина на качелях буквально выпрыгивает из её плоскости...
При удалении старых записей открылись прежние утраты красочного слоя и грунта, заполненные реставрационным грунтом.
Галочками показала авторский красочный слой по границе с грунтовой вставкой.
В реставрации используются специальные краски, с пониженным содержанием масла. Такие краски практически не темнеют.
После покрытия картины реставрационным лаком Мартин Уайлд делает реставрационные тонировки. Обратите внимание на размер его кисточки. Он касается картины кончиком кисти и ставит лишь штрихи и точки в местах утрат авторского красочного слоя.
И теперь в воздух летит нежно-розовая туфелька-мюли, соскользнувшая с белоснежного шелкового чулочка.
А, главное, небо - голубое-голубое!!!
Возрожденную картину возвращают в экспозицию музея в зал Фрагонара.
Рама тоже была приведена в порядок и почищена. И сегодня мы можем наслаждаться первозданной авторской живописью, теперь нам ничего не мешает это сделать!
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.