Найти в Дзене
Военно-технический сундук

В Корее наши МиГ-15 нанесли ВВС США тяжелое поражение, от которого американцы так и не оправились до самого конца войны

Американская официальная статистика утверждает, что во время Корейской войны 1950-1953 гг. ВВС США потеряли почти две трети своих боевых самолетов из-за каких-то «небоевых» потерь, определение которым они дают совершенно интересное – мол, 2500 потерянных за эти годы своих машин из 4-х тысяч им пришлось просто утилизировать из-за высокой степени повреждений. Но при этом почему-то не упоминается о том, в результате чего такие повреждения вообще появились. А появились эти повреждения из-за убойного огня пушек наших «мигов», которые своими точными ударами обращали американцев в бегство, не только выводя их из боя, но и превращая их самолеты в металлолом, который после этого уже ни на что не годился.

Рисунок "МиГ-15 против "Суперкрепости" Б-29"
Рисунок "МиГ-15 против "Суперкрепости" Б-29"

Корейская война – это самая интересная война из всех, развернувшихся в XX веке. Да, Первая мировая представила миру боевую авиацию, Вторая Мировая – авиацию ударную, а война Корейская - реактивную. И если, начиная с 1914 года, способы использования самолетов-бипланов и монопланов с поршневыми двигателями варьировались в горизонтальной, так сказать плоскости, то реактивный самолет порушил практически все концепции ведения воздушного боя, переведя ее в плоскость вертикальную.

Однако не сразу реактивная авиация в Корейской войне вступила в бой, а только через несколько месяцев, когда американскими истребителями была уничтожена практически вся северокорейская авиация. До этого борьба шла не на равных, и ни о какой новой концепции говорить не приходилось. Однако осенью 1950 года в Китай прибыли советские реактивные истребители МиГ-15, о которых американцы и слыхом не слыхивали.

Как итог – была разрушена концепция стратегической бомбардировочной авиации, которая с появлением МиГ-15 не просто устарела, а была ликвидирована. После поистине ужасающих потерь своих прежде смертоносных бомбардировщиков B-29 «Суперкрепость» американцы вообще отказались от их применения в подобных конфликтах. Таким образом Корейская война выдвинула новую концепцию воздушного боя, в которой первую роль стали играть не бомбы и пули, а ракеты. Классические бомбардировщики буквально за несколько месяцев исчезли как вид.

Примерная операционная зона наших "мигов" осенью 1950 года, когда американцы понесли самые крупные потери своих "Суперкрепостей"
Примерная операционная зона наших "мигов" осенью 1950 года, когда американцы понесли самые крупные потери своих "Суперкрепостей"

Но речь моя не об этом, а о том, кто же в итоге в Корейской воздушной войне победил.

Интересно, что американцы признали, что за три года войны в Корее они потеряли около 4000 самолетов, а по некоторым данным – гораздо больше. Интересная получается цифра, так как согласно ей ВВС США и их союзников теряли в среднем почти по 4 самолета в день. При этом американские «историки» утверждали, что в воздушных боях и от воздействия огня ПВО было потеряно всего около 1500 самолетов, а остальные 2500 – это потери небоевые.

В принципе, если сопоставить эти цифры с потерями США и их западных союзников во время Второй Мировой, то они выглядят правдоподобными. Вот только смотря что понимать под «небоевыми» потерями?

Аварии на аэродромах, что ли? Это слишком неправдоподобно, и если углубиться в тему, то оказывается, что львиную долю этих «небоевых» потерь составляли самолеты, поврежденные вражеским огнем в небе и чудом дотянувших до своих баз. При этом, когда дело касалось бомбардировщиков, то эти самолеты, поврежденные над вражеской территорией, привозили на своих бортах множество трупов летчиков. Таким образом, учитывая то, что самолет был фактически потерян (шел на слом из-за невозможности восстановления), так еще и экипаж часто сокращался более чем наполовину, особенно если учитывать и тяжелораненых, которые для участия в войне уже не годились. Это и есть всё боевые потери, и называть их «небоевыми» просто аморально.

Точно таким же образом дело обстояло и в небе Северной Кореи в начале 50-х, причем конкретно в небе именно Северной Кореи, потому что наши летчики на американские войска и морские военные корабли нападений не совершали, не совершала их и корейская и китайская авиация. Таким образом все усилия истребительной авиации «северной коалиции» (Сев. Корея, Китай и СССР) были направлены исключительно на отражение воздушных атак на ключевые объекты Северной Кореи.

МиГ-15 на аэродроме в Китае, 1950 г.
МиГ-15 на аэродроме в Китае, 1950 г.

Однако интенсивность боев в разные годы той войны была разная, и наибольшего пика она достигла в 1952-м, когда в сентябре в воздушных боях было потеряно 42 МиГ-15 и 13 наших пилотов. Однако и американцы несли потери, тоже немалые, а то и большие, учитывая, что с их стороны действовали бомбардировщики с многочисленными экипажами, которые в большинстве своем при сбитии самолета или гибли, или попадали в плен.

А вот сколько точно погибло пилотов американских и союзных истребителей – неизвестно даже сегодня, как и точное число погибших наших летчиков. Есть цифра 117 пилотов «мигов», не вернувшихся из боя, но эта цифра приблизительная, основана только на имеющихся в открытом доступе данных, а сколько данных еще предстоит получить из архивов – неизвестно.

По американцам могу привести цифры, но они совершенно не точные, а только приблизительные: погибло 1150 летчиков, 220 оказались в плену, 40 пропало без вести. Можно этим цифрам верить, можно не верить, они взяты из непроверенных источников.

В общем, о некоторых наиболее интересных моментах боевых будней наших летчиков во время Корейской войны лучше меня расскажет специалист, непосредственный участник тех событий - Георгий Агеевич Лобов, который в 1950-1953 гг. командовал 64 истребительным авиационным корпусом, и даже сумел сбить четыре американских истребителя, правда, не F-84 «Сейбр», которые были в Корее основными противниками наших «мигов», а F-80 «Шутинг Стар». Один из очерков этого аса Великой Отечественной я на своем канале опубликовал ранее – «В Корейской войне на каждый сбитый F-86 «Сейбр» приходилось 14 сбитых МиГ-15. Но потом оказалось, что это всё враки», и вот решил я представить своим читателям еще одно произведение Г. Лобова, которое вошло в его «корейскую» эпопею под названием «В небе Северной Кореи».

F-86 "Сейбр" на аэродроме в Японии
F-86 "Сейбр" на аэродроме в Японии

Сведения и на самом деле интересные, но у многих читателей наверняка вызовет неприятие упоминание Лобовым некоего «интернационального долга», который наши летчики в 50-х годах отдали «народу Северной Кореи и Китая». Конечно, сегодня это всё кажется не только устаревшим, но и неправильным. Кто-то подумает – что это за «интернациональный долг» такой! Это просто коммунистическая агрессия в Корее в угоду Сталину и его большевистским приспешникам, и ничего больше. Не существует никакого интернационального долга, а гнали наших летчиков в Корею просто на убой против их воли, а только по приказу.

Ну, тем, кто так думает, я порекомендую рассказать мне в комментариях – а США в Афганистане и Ираке в 2000-х какой «интернациональный долг» исполняли? Кто погнал на убой сотни тысяч американских солдат, моряков и летчиков в эти горы и пустыни, тысячи и тысячи которых сгинули в этих горах и пустынях, до которых Америке вообще-то не должно быть никакого дела?

Так что таких противников всяких «интернациональных долгов» попрошу сильно не распространять свои глупости на публике и не позориться перед моей аудиторией. Уж если прославленный наш ас 30 лет назад написал о том, что он лично выполнял интернациональный долг, то он выполнял именно интернациональный долг и воевал как положено воину, а не рекруту, загнанному Сталиным палкой куда-то на край земли, до которого ему якобы не должно было быть никакого дела.

Г. Лобов, "В небе Северной Кореи", 1991 г.
Г. Лобов, "В небе Северной Кореи", 1991 г.

Журнал «Авиация м космонавтика», 1991 г., №3

РАСЧЕТЫ И ПОДСЧЕТЫ

Генерал-лейтенант авиации в отставке Г. Лобов, Герой Советского Союза

В статье «Обеспечение» из уже упоминавшегося сборника «Воздушная мощь - решающая сила в Корее» (под редакцией Дж. Стюарта) приведены довольно любопытные данные, исподволь проливающие свет на реальные потери американской авиации.

Например: «Боевые воздушные патрули аварийно-спасательной службы, выполняя свои ежедневные задачи по обеспечению операций 5-й воздушной армии, оказали помощь в спасении за линией фронта более 1000 человек личного состава...»

B это число, судя по тексту, не входят летчики бомбардировочного командования, авиации ВМС, сухопутных войск и корпуса морской пехоты. К тому же, и это особенно важно подчеркнуть, наибольшие потери противник (конкретно 5 Воздушной Армии) понес в одноместных самолетах, причем в районах северо-западнее Пхеньяна, то есть в зоне активных действий «мигов». Здесь аварийно-спасательная служба 5 ВА действовала лишь эпизодически, и американцы редко предпринимали попытки выручить своих летчиков, выбросившихся с парашютом из сбитых и поврежденных в бою самолетов. Свою главную работу, как это явствует из статьи, спасатели вели на море. Таким образом, за приведенными цифрами, характеризующими деятельность АСС (аварийно-спасательной службы – прим. ред.), видны гораздо более значительные боевые потери авиации США.

Рисунок Е. Селезнева к очерку Г. Лобова "В небе Северной Кореи"
Рисунок Е. Селезнева к очерку Г. Лобова "В небе Северной Кореи"

Точки над «i» окончательно расставляет сравнительный анализ методик исчисления боевых потерь, принятых в советской авиации и у американцев. Мы считали самолеты противника сбитыми не только по фотопленкам, фиксирующим попадания в них. В дополнение к кадрам фотопулеметов обязательно прилагались акт поисковой группы, свидетельства участников воздушного боя и подтверждение местных властей района, где упал сбитый самолет.

Примером нашей скрупулезности в подсчетах может служить такой факт. После воздушного боя один из самых храбрых и умелых советских летчиков - капитан Г. Гесь доложил, что сбил очередной американский самолет. По словам офицера, он вел огонь с короткой дистанции и машина противника взорвалась в воздухе. Это подтвердили другие летчики, участвовавшие в схватке. Однако пленка фотопулемета, работавшего синхронно с пушками, не могла служить доказательством результативной атаки. Бой проходил в большом диапазоне высот, стекло фотопулемета при пикировании запотело, снимок получился размытым.

Командование оказалось в затруднении. Не решалось доложить в вышестоящий штаб об уничтожении самолета, хотя верило капитану Гесю и его товарищам. Сомнения рассеял механик, производивший послеполетный осмотр истребителя. В крыле «мига» Гесь «привез» кусок снаряженной ленты пулемета «Кольт-Браунинг» со взорвавшегося в воздухе самолета противника.

У нас были достаточно веские основания для того, чтобы только по результатам фотоконтроля считать самолет противника сбитым. Главным из них служила мощь огня трех пушек МиГ-15.

Пушечная мощь "мига"
Пушечная мощь "мига"

Действительно, пушки «мигов» обладали большой разрушительной силой. Всего за двухсекундную очередь по противнику выпускалось около 14 кг снарядов! Они пробивали любую броню американских самолетов и разрушали протекторный слой топливных баков. Попадание одного или нескольких таких снарядов приводило в большинстве случаев к гибели самолетов противника если не в районе воздушного боя, то при возвращении на аэродром или при посадке. Мы же в своей практике, когда не было подтверждений падения машин, относили такие самолеты в разряд подбитых. А их были сотни.

За всеми этими особенностями войны кроется ответ на вопрос, почему небоевые потери американцев исчисляются в тысячах самолетов, и одновременно объяснение столь внушительного числа спасенных летчиков, покинувших самолеты при возвращении на свой аэродром после боя. Безусловно, такое количество (свыше 2000 самолетов) небоевых потерь отнюдь не красит авиацию США. Однако отнести большую часть этих машин в разряд потерянных в бою, то признать подлинную правду, значило нанести непоправимый удар по престижу своих ВВС. Потому в ход и пошли различные манипуляции.

Обломки B-29, сбитого 9 ноября 1950 года советскими МиГ-15
Обломки B-29, сбитого 9 ноября 1950 года советскими МиГ-15

Совсем иначе выглядят подсчеты американцами OBA (Корейско-Китайская объединенная воздушная армия – прим. ред.) и советской авиации. Основанием для этого у них служили только субъективные свидетельства летчиков и, казалось бы, объективные доказательства - кинопленка, фиксировавшая попадания очередей крупнокалиберных пулеметов «Кольт-Браунинг».

Ясно, что не подтвержденные другими источниками доклады летчиков не могут приниматься в расчет. В таком случае потери противника преувеличиваются настолько, насколько хватит фантазии у воздушных бойцов. Это давно всем известно. A вот как быть с кинопленкой, которая запечатлевает попадания, даже много попаданий в самолет противника?

Дело в том, что по отношению к огню 12,7-мм пулеметов МиГ-15 был очень живуч. Летчика защищали лобовое бронестекло и 20-мм бронезаголовник, не пробиваемые пулями даже при прямом попадании по нормали. Двигатель BK-1 оказался также малоуязвим. Протекторы топливных баков быстро затягивали пробоины. Даже при попадании множества пуль МиГ-15 в большинстве случаев дотягивал до аэродрома или продолжал бой.

Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29, 1951 год
Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29, 1951 год

Самолеты, получившие десятки пробоин, авиаспециалисты быстро ремонтировали и возвращали в строй. Так, в тяжелом бою один из «Мигов» получил 120 пробоин, но благополучно произвел посадку, был отремонтирован и продолжал полеты. Безусловно, пленки кинопулеметов противника зафиксировали множество попаданий в этот самолет, и у американцев он числился сбитым. Мало того, если этот МиГ-15 атаковали несколько F-86, то вполне возможно, что не один летчик записал его на свой счет.

Советская реактивная истребительная авиация, уступавшая по численности самолетов и еще в большей степени летчиков (американцы имели значительный их резерв), нанесла крупное поражение ВВС США. О многих факторах, способствовавших этому, говорилось в предыдущих публикациях. Но главным нашим оружием была глубокая вера в правоту идей, за которые мы сражались в небе Кореи и Китая.

Эта вера служила основой героизма и высокой моральной стойкости воинов-интернационалистов. Приведу только два примера, показывающие моральный облик советских и американских летчиков.

В мае 1951 года в воздушном бою командир звена старший лейтенант Е. Стельмах сбил В-29 и зажег второй бомбардировщик. В этот момент он сам был атакован. Пилоту F-86 длинной очередью удалось перебить тяги управления рулем высоты МиГ-15. Стельмах принял решение покинуть самолет. На беду, все произошло в районе, где действовали диверсионные группы противника. Бандиты трижды ранили снижавшегося на парашюте советского летчика. Но истекавший кровью Стельмах, приземлившись, вступил в свой последний и неравный бой. Оказавшееся неподалеку подразделение китайских добровольцев пробилось к месту трагедии. Но было уже поздно. Расстреляв имевшиеся у него две обоймы патронов, Евгений последнюю пулю оставил для себя. Мужественному летчику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

И ни один из сбитых американских пилотов, спасшихся на парашюте, не оказал сопротивления при пленении. Все они просили о пощаде и больше всего боялись встречи с жертвами и очевидцами их варварских налетов. Я рассказывал о посещении группой советских авиационных командиров города Синыйчжу, полностью разрушенного и сожженного американскими летчиками, об ужасе и горе чудом оставшихся в живых его жителей. Корейские товарищи показали нам один экипаж сбитого B-29, принимавший участие в налете. Американские летчики находились в полуразрушенной ими же местной тюрьме.

Сравнительные габариты F-86 "Сейбр" и МиГ-15
Сравнительные габариты F-86 "Сейбр" и МиГ-15

Старший из американцев обратился к нам с жалобой на плохие условия содержания их в плену, ссылаясь при этом на международные конвенции, определяющие порядок обращения с пленными. Тогда мы спросили: не хочет ли экипаж встретиться с уцелевшими от бомб жителями города и в их присутствии изложить свои претензии? Американцы пришли в ужас и стали просить, чтобы такой встречи не было.

В 64 иак (истребительный авиационный корпус – прим. ред.), в отличие от противника, не существовало никаких норм вылетов, после выполнения которых летчики могли бы убыть на Родину. Все летали вплоть до замены авиачасти. Вместе с тем старались придерживаться определенных правил. Так, каждый катапультировавшийся летчик подлежал отправке на Родину для тщательного медицинского обследования. Откомандировывались и получившие ранения, если для лечения требовалось длительное время, страдавшие тяжелыми болезнями.

Каждый раз, когда решались вопросы такого порядка, летчики под всякими предлогами пытались остаться в строю, продолжать боевую работу.

И командиры частей, тоже не желая расставаться с опытными воздушными бойцами, иногда шли на уступки подчиненным. Например, капитан Лев Кириллович Щукин - один из самых доблестных наших летчиков - уничтожил 10 самолетов, был дважды сбит, катапультировался, но продолжал летать. Пополнил свой боевой счет еще пятью машинами, опять был сбит, ему пришлось покинуть самолет. И снова продолжал летать. Такая же история произошла с капитаном Полянским, который трижды катапультировался, но оставался в строю. Только после вмешательства командира корпуса удалось заставить неуемных летчиков и их командиров соблюдать установленные правила.

Думается, эти примеры достаточно ярко характеризуют моральный облик и бойцовские качества советских летчиков, сражавшихся за свободу и независимость братских народов КНДР и КНР. Интернациональный подвиг участников войны в Корее заслуживает славы и доброй памяти.

K сожалению, «мода» на очернение нашей истории позволила некоторым журналистам и общественным деятелям безапелляционно взять на себя роль судей в оценке действий Советских войск за пределами CCCP. И оценка эта, разумеется, во всех случаях заведомо отрицательная. Война в Корее - не исключение.

Истребитель МиГ-15бис Капитана М. И. Михина, 518-й ИАП, 1952-1953 гг.
Истребитель МиГ-15бис Капитана М. И. Михина, 518-й ИАП, 1952-1953 гг.

Так вот, и с политической, и с военной точек зрения боевая деятельность 64 истребительного авиакорпуса не дает для критики ни малейшего повода. Советские воины прибыли в Корею с чистыми, благородными целями, после неоднократных, настойчивых просьб правительств КНДР и КНР.

Корпус выполнял сугубо оборонительные задачи по прикрытию даже не столько военных объектов, сколько городов и сел, ирригационных сооружений, дорог, мирного населения. Такой щит был просто необходим. Ведь из миллионов погибших корейцев значительную часть составляли мирные жители. И большинство из них стали жертвами ударов авиации интервентов.

Многие летчики 64 иак отмечали недостаточную стойкость американских пилотов в бою и плохую взаимовыручку. Полагаю, что это логическое следствие системы комплектования вооруженных сил США - службы по контракту, проще говоря, наемничества. Может быть, мои мысли на сей счет кому-то покажутся несовременными, однако история убедительно доказывает, что отлично обученные и вооруженные наемники в бою с равным по силам, но более убежденным в правоте защищаемых идеалов противником, как правило, стойкости не проявляют. Среди них никогда не было и не будет своих Гастелло и Матросовых, Щукиных, Стельмахов, Шебановых, Бойцовых... Наемники не случайно получили презрительную кличку «гуси». Вербовка в большинстве случаев осуществляется тайно, и настоящие имена они предпочитают не называть.

Наши авиаторы не имели наступательного оружия. Даже на складах не было ни бомб, ни ракет, ни баков с напалмом. Да и штатный состав корпуса соответствовал задачам обороны. Кроме того, существовавшие ограничения района боевых действий корпуса линией Пхеньян - Вонсан на юге, то есть практически 39-й параллелью, удаляли нас на сто с лишним километров от линии фронта. Запрет действовать над морем даже в пределах границ КНДР еще в большей степени подчеркивал оборонительный характер задач 64 иак.

Американцы в качестве заслуги своих ВВС часто подчеркивают тот факт, что их авиация, несмотря на примерно равное с противником количество потерь, сумела сохранить превосходство в воздухе и не допустила ударов по сухопутным войскам и флоту.

Ну к чему такое лицемерие? Объективному историку, внимательному читателю из опубликованных в журнале материалов уже известно, что абсолютное превосходство в воздухе ВВС США под ударами наших «мигов» было безвозвратно потеряно еще летом 1951 года.

Да, ни один кореец, ни один американский пехотинец или моряк не погибли от ударов советских авиаторов. Но совсем не потому, что американская авиация служила надежным щитом. Просто характер боевых действий советских воинов-интернационалистов определялся целями и задачами, поставленными перед ними: помочь корейскому и китайскому народам отстоять свободу и независимость своей родины.

Конечно, и мы в ожесточенных боях потеряли немало летчиков, зенитчиков. Все погибшие в Корее советские воины-интернационалисты похоронены на Русском кладбище в Даляне (КНР). Раньше этот город назывался Дальний, здесь находилась русская военно-морская крепость Порт- Артур. В этом историческом месте рядом с погибшими участниками русско-японской войны 1904-1905 годов покоятся и мои боевые товарищи. Вечная им всем память!

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Десять убойных уроков, которые преподала израильская авиация арабам и всему миру в «Шестидневной войне» 1967 года

Самые известные управляемые и неуправляемые боевые ракеты Третьего Рейха

Россия – одна из крупнейших авиационных держав мира, а то и вообще первая. Рассматриваем ее главные достижения

Как советский капитан 1-го ранга 30 лет назад очень точно предсказал технологию ведения нынешних войн