В статье рассказывается о самых интересных образцах управляемых и неуправляемых ракет, которые Люфтваффе применяло в боях Второй Мировой войны, или только планировало поставить на вооружение.
Немецким конструкторам и ученым удалось в очень короткое время создать множество оригинальных и разнообразных типов боевых ракет. Некоторые из них были доведены до серийного производства, а после Второй Мировой войны германское ракетостроение стало родоначальником многих видов современного ракетного оружия.
Для борьбы с тяжелыми англо-американскими бомбардировщиками большое распространение получили неуправляемые ракеты. Для этих целей в первую очередь адаптировались ракеты класса «поверхность-поверхность» типа W.Gr.42 (210 мм) и Wk.«Spreng» (280 мм). Эти ракеты не имели оперения, стабилизация осуществлялась собственным вращением вокруг продольной оси, для чего сопла реактивного твердотопливного двигателя (у W.Gr.42, например, сопел было 23) располагались под углом 16 градусов.
Среди специально созданных неуправляемых авиационных ракет (НАР) самой удачной была R4/M калибра 55 мм с раскрывающимся 8-консольным стабилизатором. На Me-262 можно было установить до 24 ракет R4/M. До конца войны в Германии успели произвести 25 000 таких ракет.
После войны R4 послужила основой для создания многих типов ракет как на Западе, так и в СССР (например, С-5). Для борьбы с танками на ракету R4 установили кумулятивную боевую часть большего размера (130 мм). Эта модификация называлась R4/HL «Panzerblitz-2». Противотанковая «Panzerblitz-1» являлась аналогом советской ракеты М-8, которая применялась в наземных установках.
В 1945 году была организована специальная штурмовая группа, которая была оснащена легкими самолетами «Бюккер 181» (Bu-181), вооруженными ручными противотанковыми гранатометами «Panzerfaust 100».
Управляемая по проводам ракета класса «воздух-воздух» X-4 фирмы «Руршталь» (Ruhrstahl) – наиболее совершенная ракета данного класса, созданная в Германии в годы войны. Кабель длиной 5,5 км находился в контейнере, установленном на одной из консолей крыла. Наводилась ракета визуально с помощью трассера. Испытывался вариант с самонаведением на конечном участке полета с помощью акустической системы. Взрыватель был неконтактный, акустический.
Фирмой «Хеншель» проводились большие работы по созданию управляемых авиационных ракет (УАР) классов «воздух-воздух» и «воздух-корабль». УАР «воздух-воздух» Hs 117 и Hs 298 наводились по проводам или по радио. Наладить серийное производство этих ракет фирма не успела.
Управляемая планирующая авиабомба с реактивным мотором типа «воздух-поверхность» Hs 293 имела радиокомандное наведение с визуальным слежением при помощи 5 трассеров. Двигатель ЖРД работал 10 секунд, дальность поражения – 12-16 км. Были попытки установить телевизионную систему наведения на конечном участке полета.
Hs 294 являлась дальнейшей модификацией ракеты Hs 293 с увеличенной боевой частью и с двумя двигателями. Работы в этом направлении были прекращены из-за отсутствия надежного самолета-носителя.
Фирмой «Блом и Фосс» (Blom und Voss) была разработана планирующая торпеда с ЖРД – BV 143 с автономным наведением на начальном участке и инфракрасным на конечном. Автоматика ракеты выдерживала высоту полета при помощи складного щупа, который касался поверхности моря.
Самолет-снаряд фирмы «Физелер» (Fieseler) Fi 103 (обозначавшейся в ВВС как FZG 76) в основном запускался с наземных установок. Небольшое количество Fi 103 было переделано для запуска со стандартного самолета-носителя He 111. Проектировался и вариант для реактивного самолета-носителя Ar 234.
Планер ракеты изготовлялся в основном из дерева. Двигатель – пульсирующий, воздушно-реактивный. Скорость полета от 550 км/ч на первых образцах, и до 760 км/чна поздних. Высота полета – 300-2000 м, дальность – до 370 км.
На ракете Fi 103 стоял гироскопический автопилот, удерживавший ее на заданном курсе. В носу находился небольшой пропеллер для измерения дальности полета. Когда ракета пролетала положенное расстояние и отсчитывалось заданное количество оборотов пропеллера, двигатель останавливался, и горизонтальные рули переводились в положение для пикирования. Окрашивались Fi 103 аналогично камуфляжу самолета-носителя.
О других, менее известных немецких ракетных разработках я напишу в одной из следующих моих публикаций.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Почему Гитлер вступил во WWII с устаревшей авиацией, которую били даже еще более устаревшие бипланы?