Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Самые известные управляемые и неуправляемые боевые ракеты Третьего Рейха

В статье рассказывается о самых интересных образцах управляемых и неуправляемых ракет, которые Люфтваффе применяло в боях Второй Мировой войны, или только планировало поставить на вооружение.

Запуск с Me 262 ракет класса "воздух-воздух" по бомбардировщикам противника
Запуск с Me 262 ракет класса "воздух-воздух" по бомбардировщикам противника

Немецким конструкторам и ученым удалось в очень короткое время создать множество оригинальных и разнообразных типов боевых ракет. Некоторые из них были доведены до серийного производства, а после Второй Мировой войны германское ракетостроение стало родоначальником многих видов современного ракетного оружия.

Ракеты W.Gr.42 устанавливаются в подкрыльевые пусковые установки на FW-109
Ракеты W.Gr.42 устанавливаются в подкрыльевые пусковые установки на FW-109

Для борьбы с тяжелыми англо-американскими бомбардировщиками большое распространение получили неуправляемые ракеты. Для этих целей в первую очередь адаптировались ракеты класса «поверхность-поверхность» типа W.Gr.42 (210 мм) и Wk.«Spreng» (280 мм). Эти ракеты не имели оперения, стабилизация осуществлялась собственным вращением вокруг продольной оси, для чего сопла реактивного твердотопливного двигателя (у W.Gr.42, например, сопел было 23) располагались под углом 16 градусов.

28-cm WGR-41 "Spreng"
28-cm WGR-41 "Spreng"

Среди специально созданных неуправляемых авиационных ракет (НАР) самой удачной была R4/M калибра 55 мм с раскрывающимся 8-консольным стабилизатором. На Me-262 можно было установить до 24 ракет R4/M. До конца войны в Германии успели произвести 25 000 таких ракет.

Штурмовые авиационные ракеты Люфтваффе
Штурмовые авиационные ракеты Люфтваффе

После войны R4 послужила основой для создания многих типов ракет как на Западе, так и в СССР (например, С-5). Для борьбы с танками на ракету R4 установили кумулятивную боевую часть большего размера (130 мм). Эта модификация называлась R4/HL «Panzerblitz-2». Противотанковая «Panzerblitz-1» являлась аналогом советской ракеты М-8, которая применялась в наземных установках.

Panzerblitz-1
Panzerblitz-1

В 1945 году была организована специальная штурмовая группа, которая была оснащена легкими самолетами «Бюккер 181» (Bu-181), вооруженными ручными противотанковыми гранатометами «Panzerfaust 100».

Противотанковые гранатометы "Панцерфауст-100", установленные на самолете Bu-181
Противотанковые гранатометы "Панцерфауст-100", установленные на самолете Bu-181

Управляемая по проводам ракета класса «воздух-воздух» X-4 фирмы «Руршталь» (Ruhrstahl) – наиболее совершенная ракета данного класса, созданная в Германии в годы войны. Кабель длиной 5,5 км находился в контейнере, установленном на одной из консолей крыла. Наводилась ракета визуально с помощью трассера. Испытывался вариант с самонаведением на конечном участке полета с помощью акустической системы. Взрыватель был неконтактный, акустический.

Авиационная ракета R4/M
Авиационная ракета R4/M

Фирмой «Хеншель» проводились большие работы по созданию управляемых авиационных ракет (УАР) классов «воздух-воздух» и «воздух-корабль». УАР «воздух-воздух» Hs 117 и Hs 298 наводились по проводам или по радио. Наладить серийное производство этих ракет фирма не успела.

Авиационная ракета R4/HL
Авиационная ракета R4/HL

Управляемая планирующая авиабомба с реактивным мотором типа «воздух-поверхность» Hs 293 имела радиокомандное наведение с визуальным слежением при помощи 5 трассеров. Двигатель ЖРД работал 10 секунд, дальность поражения – 12-16 км. Были попытки установить телевизионную систему наведения на конечном участке полета.

Ракета класса «воздух-воздух» X-4
Ракета класса «воздух-воздух» X-4

Hs 294 являлась дальнейшей модификацией ракеты Hs 293 с увеличенной боевой частью и с двумя двигателями. Работы в этом направлении были прекращены из-за отсутствия надежного самолета-носителя.

Фирмой «Блом и Фосс» (Blom und Voss) была разработана планирующая торпеда с ЖРД – BV 143 с автономным наведением на начальном участке и инфракрасным на конечном. Автоматика ракеты выдерживала высоту полета при помощи складного щупа, который касался поверхности моря.

Henschel Hs 293 - радиоуправляемая планирующая бомба
Henschel Hs 293 - радиоуправляемая планирующая бомба

Самолет-снаряд фирмы «Физелер» (Fieseler) Fi 103 (обозначавшейся в ВВС как FZG 76) в основном запускался с наземных установок. Небольшое количество Fi 103 было переделано для запуска со стандартного самолета-носителя He 111. Проектировался и вариант для реактивного самолета-носителя Ar 234.

Самолет-снаряд Fi-103
Самолет-снаряд Fi-103

Планер ракеты изготовлялся в основном из дерева. Двигатель – пульсирующий, воздушно-реактивный. Скорость полета от 550 км/ч на первых образцах, и до 760 км/чна поздних. Высота полета – 300-2000 м, дальность – до 370 км.

Blohm & Voss Bv 143
Blohm & Voss Bv 143

На ракете Fi 103 стоял гироскопический автопилот, удерживавший ее на заданном курсе. В носу находился небольшой пропеллер для измерения дальности полета. Когда ракета пролетала положенное расстояние и отсчитывалось заданное количество оборотов пропеллера, двигатель останавливался, и горизонтальные рули переводились в положение для пикирования. Окрашивались Fi 103 аналогично камуфляжу самолета-носителя.

Wunderwaffen Hs 298 V2
Wunderwaffen Hs 298 V2

О других, менее известных немецких ракетных разработках я напишу в одной из следующих моих публикаций.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Немецкий ракетный перехватчик Ba 349 «Наттер» мог бы изменить ход WWII, если бы проекту вовремя дали ход

Мессершмитт Me163 «Комета» - первый в мире боевой ракетный истребитель. Если бы успел, то смог бы переломить ход войны

He162 – массовый турбореактивный истребитель для Гитлерюгенда, всего на пару дней опоздавший на фронт

Почему Гитлер вступил во WWII с устаревшей авиацией, которую били даже еще более устаревшие бипланы?