Россия является одной из первых авиационных держав мира, что подтверждается ее рекордами в этом направлении и революционными техническими и концептуальными разработками. Мало кто знает, что именно Россия стала родиной стратегической авиации, и именно СССР первый в мире покорил Северный полюс на самолетах и установил множество мировых рекордов.
Почему-то считается, что Россия очень поздно вступила в «авиационную эру», но так думать могут только те, кто вообще ничего не знает об истории авиации. Россия начала задавать многие приоритеты в авиации задолго до того, как этим начали заниматься иные ведущие державы мира, а многие образцы, концепции и рекорды дала миру именно Россия.
Начнем с того, что всякие приборы для воздухоплавания начали создаваться русскими инженерами еще в начале XIX века, правда, это были воздушные шары, но все же. В 1873 году русскими инженерами был изобретен автопилот, который демонстрировался на международных выставках, в частности – в Вене. В 1883 году русский инженер контр-адмирал А. Ф. Можайский провел испытания своего самолета с паровой машиной в качестве двигателя. Правда, результаты неясны до сих пор, но, тем не менее, попытка была, и она была одна из первых в мире.
После того, как американские авиаторы братья Райт в 1903 году доказали миру целесообразность развития концепции аппаратов тяжелее воздуха, в России началось активное развитие авиации. Правда, своих самолетов пока не выпускали, но в 1904 году был создан первый в России аэродинамический институт, в 1908 – первый аэроклуб, а в 1910 – школа для военных летчиков.
В 1913 году был зарегистрирован первый рекорд – российский летчик П. Н. Нестеров сделал на аэроплане «мертвую петлю», так образом Россия стала родиной новой авиационной тактики – высшего пилотажа.
Первым самолетом, выпущенным в России, стал летательный аппарат «Россия-А» (1910 г.), правда, его конструкция основывалась на конструкции французских самолетов «Фарман», но, тем не менее, это уже была российская разработка.
В 1916 году в России была построена первая в мире летающая лодка-истребитель, которая на тот момент была самой быстрой среди гидросамолетов, конструктор – Д. П. Григорович. Впоследствии самолет этого типа поступил на вооружении российского военно-морского флота. Кстати, в 1916 году русским пилотом Я. И. Нагурским была совершена первая в мире «мертвая петля» на этом типе самолетов. Также Нагурский – первый в мире полярный авиатор, почему-то мало кто знает, что еще в 1914 году он совершил аэросъемку северной части Новой Земли, и за несколько дней обследовал с аэроплана более 1000 километров западного берега этого архипелага. Так что россияне со своими самолетами и в Арктике были первыми.
Непосредственно перед началом Первой Мировой Россия начала становиться основоположницей новых концепций, о которых если и задумывались в других странах, то не предпринимали практических шагов к их осуществлению. Так, в России зародилась как класс тяжелая авиация – в 1913 году российский инженер И. И. Сикорский построил первый в мире многомоторный бомбардировщик «Русский Витязь». В следующем, 1914 году, начал создаваться целый флот четырехмоторных бомбардировщиков дальнего действия «Илья Муромец», которые приняли самое деятельное участие в начавшейся мировой войне. До 1917 года было построено 76 таких самолетов – невиданное количество для тех времен!
Когда началась война, в России действовала целая сеть авиационных заводов. В войну наш военно-воздушный флот вступил самым массовым в мире – 263 самолета и 14 дирижаблей.
Во времена СССР авиационное дело вышло на новый, гораздо более высокий уровень. Несмотря на то, что большинство бывших авиаторов и инженеров иммигрировали за границу после революции, к концу 20-х годов в СССР сложилась довольно мощная научно-техническая база и появился большой штат первоклассных пилотов. 20-30 годы стали эпохой советских авиационных рекордов мирового уровня. В военной сфере СССР построила относительно огромный флот стратегических бомбардировщиков.
Именно в СССР впервые в мире были образованы воздушно-десантные войска. Первые успешные опыты по десантированию армии в реальных боевых действиях были проведены в конце 20-х во время борьбы с басмачами Средней Азии. Правда, тогда использовались посадочные варианты, однако первый в истории массированный парашютный десант был осуществлен в СССР в 1930 году во время учений под Воронежем. С тех пор 2 августа считается у нас Днем ВДВ.
1930-е годы стали для СССР эпохой сплошных авиационных рекордов. Началось активное освоение Арктики, и специально для этого разрабатывались специальные самолеты. Так, в 1934 году на одномоторном (!) самолете АНТ-25 советскими летчиками был установлен абсолютный рекорд дальности – 12441 км без посадки.
В 1937 году было совершено два беспосадочных перелета на самолете этого же типа из Москвы в США через Северный полюс. Первый АНТ-25 долетел до штата Вашингтон и приземлился в Ванкувере (около Канады), а второй залетел дальше – до самой Южной Калифорнии и сел почти у самой границы с Мексикой, преодолев по прямой линии более 10 тысяч километров (или 11, 5 тысяч по ломаной).
Кроме этого следует помнить, что кроме России и США ни одна другая страна в мире не может производить турбореактивные двигатели с нуля. Даже немцы, французы и англичане вынуждены закупать в Америке самые ответственные компоненты для своих авиационных моторов, а у России их закупает Китай, Индия, Бразилия и многие другие страны. Но сами они в этом деле очень слабы, то есть совершенно бессильны.
К сожалению, вместимость публикации не позволяет приступить к рассмотрению ведущей роли СССР и России в годы Великой Отечественной войны и следующие эпохи, включая нынешние времена, но я возвращусь к этому вопросу в следующем своем исследовании. Вторая часть выйдет буквально на днях!
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АВИАЦИИ РОССИИ:
Во время войны СССР переплюнул США и Японию в деле создания сложных авиационных моторов
Путь авиации нашей страны. Какими самолетами отечественного авиастроения мы можем гордиться?
Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м
Нападение «воздушных авианосцев» Красной Армии на Румынию летом 1941-го. Какие были результаты?