Найти в Дзене
Военно-технический сундук

В Корейской войне на каждый сбитый F-86 «Сейбр» приходилось 14 сбитых МиГ-15. Но потом оказалось, что это всё враки

Сразу после окончания Корейской войны 1950-1953 года американцы заявили, что их хваленые «Сейбры» F-86 сбили в 14 раз больше советских МиГ-15, чем «миги» сбили «сейбров». Но спустя полвека, когда открылись советские военные архивы, был произведен совместный пересчет, и оказалось, что реально «миги» набили почти в два раза больше «сейбров», чем «сейбрами» было сбито «мигов». И эта статистика была бы еще больше в пользу МиГ-15, если бы не подкачали корейские и китайские пилоты, которые оказались совершенно никудышными воздушными бойцами, и которые для американских F-86 были очень легкой добычей. А вот с советскими асами шутки были плохи.

Бой "мига" с "сейбром"
Бой "мига" с "сейбром"

О Корейской войне 1950-1953 гг. написано очень много, причем настолько много, что даже русскоязычных источников не освоить за всю свою жизнь. Правда, если интересоваться только действиями авиации в этом военном конфликте, то задаче упрощается, но не так сильно, как может показаться. Поэтому о воздушных боях в Корейской войне сначала писали исключительно ее участники, а потом появились специалисты, которые знали о действиях боевых самолетов противоборствующих сторон гораздо лучше, чем сами эти участники.

Вот поэтому я в последнее время стараюсь не читать всяких умных по виду «исследований», посвященных той короткой, но жаркой эпохе, тем более что в каждом из них информация часто просто противоположная. То один «специалист» рассказывает о том, что из более чем 3 тысяч потерянных американцами самолетов около 2 тысяч погибли по не боевым причинам, то есть в авариях и катастрофах. То другой заявляет, что у союзников вообще на том театре военных действий столько самолетов не было, и приведенную выше цифру надо делить минимум на 5.

Северная Корея и театры боевых действий на полуострове
Северная Корея и театры боевых действий на полуострове

Насчет боевых потерь тоже полная неразбериха, причем сами участники боевых действий точных цифр не знают, зато знают, сколько конкретно сбили они сами и их товарищи. А вот «точные» потери известны только послевоенным «специалистам», которые впоследствии высчитывались по официальным документам, но цифры в этих документах были совершенно разными, причем различались они чуть ли не на порядки.

Одно ясно точно – война не привела к победе ни одной из сторон, что предполагает число потерь боевой авиации примерно равными. При этом в это число включены данные не только по результатам воздушных боев, но и по результатам работы ПВО, на долю которых, по утверждению некоторых источников, пришлось даже больше потерь союзнической авиации, чем от действий истребительной авиации.

Бомбардировка американской авиацией северокорейской базы снабжения, 10 мая 1951 года
Бомбардировка американской авиацией северокорейской базы снабжения, 10 мая 1951 года

Ну, в общем, считать потери той войны по разным категориям – дело неблагодарное, и к какой-то хоть и приблизительной истине не приведет. Поэтому я и перестал в какой-то момент интересоваться «статистическими данными», но так как интерес в Корейской войне у меня остался, то я предпочел изучать «беллетристику», то есть всякие воспоминания тех участников, которые не брали на себя труд прояснить ситуацию, а просто рассказывали о своей боевой работе. И, представьте себе, эта информация оказалась гораздо интереснее всех этих «статистических данных», которыми меня ранее пичкали всякие «исследователи».

Итак, недавно я отыскал в своем архиве журнал «Авиация и космонавтика» за 1991 год, в котором был опубликован очерк одного из асов Великой Отечественной войны – Георгия Агеевича Лобова. Может, кто не знает, но Г. А. Лобов за годы войны лично сбил 12 немецких самолетов, и при этом ни разу не был сбит. Весной 1951 года он был командирован в Корею, где возглавил 303-ю истребительную авиационную дивизию, позже - 64 истребительный авиационный корпус. Правда, принимать участие воздушных боях ему не полагалось, но он все же умудрился сбить на своем МиГ-15 четыре американских реактивных истребителя.

Георгий Агеевич Лобов (1915-1994 гг.) — советский лётчик-истребитель и военачальник, Герой Советского Союза (1951 г.), генерал-лейтенант авиации (1961 г.), профессор (1969 г.)
Георгий Агеевич Лобов (1915-1994 гг.) — советский лётчик-истребитель и военачальник, Герой Советского Союза (1951 г.), генерал-лейтенант авиации (1961 г.), профессор (1969 г.)

Таким образом можно понять, что ас этот не «паркетный», а боевой, к тому же может рассказать своим читателям немало интересного. Правда, в 1991-м году он хоть и был генералом, но все же советским, и обязанным в своих воспоминаниях строго следовать линии партии, то есть писать идеологически правильно и не болтать лишнего. Так, например, в его очерке американцы и их союзники постоянно называются «агрессорами», хотя, если честно, я не понимаю, почему именно, так как вообще-то это Северная Корея напала на Корею Южную, а не наоборот.

Но в целом, если отбросить все эти идеологические ляпсусы, которые сегодня всем хорошо понятны, его рассказ очень познавательный. В предлагаемой ниже публикации речь идет о том моменте, когда после массовых поражений в воздушных боях от наших «мигов» американцы начали перевооружать свои эскадрильи на «сейбры» F-86, потому что все остальные самолеты, даже реактивные, совершенно никакой проблемы для МиГ-15 не представляли и сбивались ими легко и быстро.

А вот F-86 были грозным оружием, кое в чем превосходившим «миги», но кое в чем им и уступавшим, и тут уже все решала подготовка пилотов. Потому в наших эскадрильях воевали исключительно асы, проявившие себя в Отечественной войне. Правда, и в американских машинах сидели не новички, и тут уж от самолета мало что зависело, тем более что оба истребителя – и советский, и американский, - создавались с расчетом на совершенно разные цели.

Журнал «Авиация м космонавтика», 1991 г., №1
Журнал «Авиация м космонавтика», 1991 г., №1

Вот как раз о том, насколько успешными были воздушные бои для наших и американских летчиков, генерал-лейтенант Г. Лобов и рассказывает. И вот, оказывается, что наши «миги», несмотря на то, что они не совсем были рассчитаны на воздушные бои с равным противником, тем не менее, били хваленые «сейбры» в хвост и в гриву. Об этом свидетельствуют хотя бы счета советских и американских асов, которые у последних были почти в два раза меньше.

Да и сами американцы сегодня признают, что число сбитых «мигами» «сейбров» больше, чем число сбитых «сейбрами» «мигов», хотя за полвека до этого они уверенно заявляли, что на каждый сбитый F-86 приходилось 14 сбитых МиГ-15.

И вот кому верить? Завтра американцы одумаются и снова начнут твердить о своем преимуществе в древней уже по историческим меркам Корейской войне, причем обязательно увеличат первоначальную цифру вдвое, а то и втрое.

Поэтому давайте не читать такую плавающую по политическим мотивам статистику, а ознакомимся с рассказом человека, который реально знал, на что были способны «миги», а на что – «сейбры». Лично я этому рассказу, несмотря на некоторые идеологические заковыки, верю, а кто не верит – тот может не читать.

ПО ТЕМЕ:

В Корее наши МиГ-15 нанесли ВВС США тяжелое поражение, от которого американцы так и не оправились до самого конца войны

В небе Северной Кореи, "Миги" против сейбров"
В небе Северной Кореи, "Миги" против сейбров"

Журнал «Авиация м космонавтика», 1991 г., №1

«МИГИ» ПРОТИВ «СЕЙБРОВ»

Генерал-лейтенант авиации в отставке Г. Лобов, Герой Советского Союза

На фоне крупномасштабных и достаточно упорных боев советских летчиков с экипажами стратегической авиации и истребителей-бомбардировщиков ВВС Соединенных Штатов борьба с воздушными разведчиками была мало заметна. Однако, учитывая ее значение и влияние на ход и результаты боевых действий, хотелось бы познакомить читателей и с этой неизвестной страницей войны в Корее.

Превосходство в воздухе до момента ввода в бой советских реактивных истребителей позволяло противнику практически круглосуточно и без помех вести воздушную разведку. Ее осуществляли специальные самолеты-разведчики В-45 «Торнадо», а также бомбардировщики RB-26 и RB-29, оснащенные специальной аппаратурой. Тактическую разведку вели также экипажи ИБА (истребительно-бомбардировочная авиация – прим. ред.) и истребители. Все эти подсматривающие, подслушивающие, фотографирующие средства действовали над территорией Северной Кореи обычно без всякого прикрытия.

Рисунок Е. Селезнева из статьи "В небе Северной Кореи, "Миги" против сейбров"
Рисунок Е. Селезнева из статьи "В небе Северной Кореи, "Миги" против сейбров"

С появлением советских «мигов» спокойная жизнь разведчиков закончилась. Вскоре «Торнадо» - их, по нашим данным, имелось всего три - были уничтожены. Сбивали наши летчики и RB-26, RB-29, даже если те следовали под защитой.

Американцы быстро поняли, что использование в качестве разведчиков самолетов-бомбардировщиков как самостоятельно, так и под прикрытием истребителей, далее невозможно. Поэтому было принято решение на их полеты в составе групп однотипных машин. Это, естественно, снизило оперативность разведки. B дальнейшем, с переходом бомбардировочной авиации только на ночные действия, «ночниками» стали и экипажи RB.

Американский истребитель F-80 - для "мига" совсем не конкурент
Американский истребитель F-80 - для "мига" совсем не конкурент

Вся нагрузка по ведению воздушной разведки днем в зонах, контролируемых «мигами», легла на истребители, оборудованные спецаппаратурой. Как правило, они выполняли свои задачи под сильным прикрытием F-86. Отмечались случаи, когда работу одного разведчика в районах, прилегающих к реке Ялуцзян, обеспечивали до 40 истребителей. Разумеется, мы получали некоторые сведения о наличии самолетов-разведчиков в той или иной авиагруппе. Для этого, например, использовались данные радиоподслушивания. На жаргоне американских летчиков разведчик обычно именовался «Джоком».

Американский истребитель F-84 - тоже не конкурент
Американский истребитель F-84 - тоже не конкурент

Вместе с тем даже при встрече с такой группой отыскать «Джока» среди однотипных самолетов было нелегко. Если же он внешне отличался от сопровождающих (американцы иногда использовали для выполнения этой задачи истребители ВМС «Пантера»), то обнаружить его не составляло труда. А вот сбить в том и другом случаях оказывалось очень сложно, ведь на его защиту бросалась вся армада. Да и сам истребитель-разведчик мог успешно вести оборонительный бой или на большой скорости уйти в безопасную для него зону.

Американский истребитель F-86 "Сейбр" - вот это уже конкурент, причем очень сильный
Американский истребитель F-86 "Сейбр" - вот это уже конкурент, причем очень сильный

Надо сказать, что полностью воспрепятствовать ведению разведки истребителями мы не могли. Но многое все-таки успели сделать. И главное - заметно снизили эффективность воздушной разведки противника, ограничив его возможности по времени суток и в использовании разведоборудования (на истребитель много не установишь). Побочным, но не менее важным для нас результатом этой борьбы было вынужденное отвлечение противостоящей стороной большого числа истребителей F-86 для прикрытия разведчиков.

Теперь, когда читатели вошли в курс основных событий войны в корейском небе, есть необходимость поговорить о подходах к ее освещению американскими специалистами, историками и литераторами.

Мост через реку Ялуцзян, который "миги" защищали от американских бомбардировок вполне успешно
Мост через реку Ялуцзян, который "миги" защищали от американских бомбардировок вполне успешно

Всячески рекламируя действительно неплохой по тем временам самолет F-86 «Сейбрджет», многие авторы на этом плакатном фоне ярко расписывают успехи истребительной авиации США в борьбе с советскими МиГ-15. Основными аргументами служат надуманные потери «мигов» и солидно приуменьшенное число сбитых «сейбров». Вся эта цифирь подается отдельно от общих результатов воздушных боев. Непомерно много места занимают описания отдельных поединков вне их связи с оперативной и тактической обстановкой, решаемыми в данный момент задачами авиацией противоборствующих сторон. Этот распространенный пропагандистский прием не выдерживает никакой критики, если взглянуть на задачи МиГ-15 и F-86 глазами объективного исследователя.

F-80 и F-84 сбивались "мигами" буквально пачками
F-80 и F-84 сбивались "мигами" буквально пачками

Для «мигов» главными объектами действий были бомбардировщики и истребители-бомбардировщики ВВС США. Надежно прикрыть всю территорию КНДР от налетов американской ударной авиации мы не могли. Для этого, я уже говорил, у нас не было достаточных сил и средств, да и свободы в маневре, инициативе из-за существовавших запретов и ограничений. Тем не менее советские летчики существенно снизили боевые возможности авиации агрессора и нанесли ей огромные потери. Бои же с F-86 мы вели только тогда, когда они мешали «мигам» прорваться к бомбардировщикам или истребителям-бомбардировщикам, а также при случайных встречах. Чем они обычно заканчивались, я рассказал в предыдущих номерах журнала.

Бомбардировщики Б-29 тоже были очень хорошей добычей для "мигов"
Бомбардировщики Б-29 тоже были очень хорошей добычей для "мигов"

Показ отдельных поединков вне связи с общей воздушной обстановкой выгоден еще и тем, что позволяет за красочными описаниями скрыть правду. А именно: пока американские парни на «сейбрах» крутили карусель с горсткой «мигов», основные силы советской авиации уничтожали бомбардировщики или истребители-бомбардировщики, брошенные летчиками F-86, по сути дела, на произвол судьбы.

Второстепенную роль «чистых» боев между «сейбрами» и МиГ-15, по сравнению с действиями «мигов» против ударной авиации, признают и наиболее авторитетные американские военные специалисты. Полковник Ч. Тэшлер, на мнение которого я уже ссылался, пишет, например, что бой между F-86 и МиГ-15 представлялись первостепенными лишь обывателям, а более важными были боевые действия истребителей-бомбардировщиков. Такой же точки зрения о приоритете ударной авиации придерживаются и представители бомбардировочного командования.

МиГ-15
МиГ-15

Если же абстрагироваться от общей обстановки и проанализировать результаты поединков МиГ-15 и F-86, а также схваток смешанных групп, где «миги» встречались с «сейбрами», то приходишь к выводу: такие бои в большинстве своем не были эффективными ни для нас, ни для американцев. Даже с учетом того, что в боях чисто между истребителями мы имели гораздо меньшие потери. Речь идет только о советской авиации, поскольку у меня нет точных данных о потерях ОВА (Корейско-Китайская объединенная воздушная армия – прим. ред.). Думается, корейским и китайским летчикам приходилось гораздо труднее при встречах с F-86, поскольку они не имели достаточной летно-тактической подготовки.

Сбитый Б-29
Сбитый Б-29

Низкая эффективность боев с истребителями помимо того, что они не были для нас главными целями, объясняется и объективными другими причинами. Скоростные характеристики МиГ-15 и F-86 примерно равны. Хотя «миги» имели большие скороподъемность и тяговооруженность, использовать их бою представлялось делом сложным, поскольку «сейбры» быстрее набирали скорость на пикировании. К тому же они несколько маневреннее МиГ-15, что зачастую позволяло американским летчикам уходить от атак.

Победа "сейбра" над "мигом"
Победа "сейбра" над "мигом"

Большая скорость сближения (около 2000 км/ч) затрудняла применение оружия на встречных курсах, и противники нередко расходились ни с чем. Возможности атаки на догоне были также ограниченны, ибо сближение шло медленно, а дальности действительного огня вооружения, даже пушечного, сравнительно невелики.

В групповых воздушных боях огромную роль играла правильно избранная тактика. Признавая высокое тактическое мастерство советских летчиков, автор статьи «Маневры истребителей МиГ-15» анализирует более 30 тактических приемов, впервые отмеченных американцами в Корее. Наиболее же распространенным боевым маневром при встречах МиГ-15 с F-86 была так называемая «косая петля». Причем «миги» стремились вытащить ее вверх, а «сейбры» - вниз.

Победа "мига" над "сейбром"
Победа "мига" над "сейбром"

Сравнивая МиГ-15 с F-86, американцы признают хорошие боевые качества советского истребителя. Участник войны в Корее полковник Г. Тинг в статье «Бои в воздухе» отмечает:

«Мы установили, что это прочный самолет с немногими конструктивными ограничениями. Этот самолет страшен, если управляется умелым, инициативным летчиком, способным использовать его высокие характеристики».

И здесь вывод сделан на основе конкретных фактов. В боях с F-86 советские летчики-истребители сбили многих известных пилотов ВВС США. Среди них командир авиакрыла полковник Махурин, считавшийся асом майор Дэвис и другие опытные авиаторы.

Джордж Дэвис - ас Второй мировой войны (7 побед), ас Корейской войны (14 побед), погиб в бою 10 февраля 1952 года, сбил его китайский пилот Чжан Цзи Хуай (старший лейтенант Михаил Аверин из 2-й эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиаполка)
Джордж Дэвис - ас Второй мировой войны (7 побед), ас Корейской войны (14 побед), погиб в бою 10 февраля 1952 года, сбил его китайский пилот Чжан Цзи Хуай (старший лейтенант Михаил Аверин из 2-й эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиаполка)

Однако успех наших летчиков в борьбе с истребителями противника видится не в количестве сбитых F-86, не в соотношении взаимных потерь, а в главном - «сейбры» не смогли помешать нам нанести крупное поражение бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной авиации агрессора.

Выполняя поставленные задачи, многие советские летчики показали себя достойными преемниками Героев Великой Отечественной войны, подлинными мастерами воздушного боя. Так, Н. Сутягин и Е. Пепеляев сбили более 20 самолетов противника каждый. Свыше десяти побед на счету Л. Щукина, Д. Оськина, Г. Пулова, Г. Охая, С. Крамаренко, Г. Геся, А. Сморчкова, А. Бойцова, Д. Самойлова, С. Бахаева и других.

Сбитый F-86 "Сейбр"
Сбитый F-86 "Сейбр"

За мужество и высокое мастерство 22 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них 12 из 303-й и шесть из 324-й истребительных авиационных дивизий.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ:

В Корее наши МиГ-15 нанесли ВВС США тяжелое поражение, от которого американцы так и не оправились до самого конца войны

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Десять убойных уроков, которые преподала израильская авиация арабам и всему миру в «Шестидневной войне» 1967 года

Американский план воздушного нападения на СССР в 1949-м, почему он считается дурацким, и почему не был осуществлен

Как советский капитан 1-го ранга 30 лет назад очень точно предсказал технологию ведения нынешних войн

С какой целью русские солдаты ездили на БТР и танках, сидя верхом на броне?