Найти тему
Хорошо. Громко.

С. Ярославцев, «Дьявол среди людей»: шедевр позднесоветской фантастики из-под пера старшего Стругацкого

«Дьявол» одна из трёх сольных работ Аркадия Натановича (произведения, написанные отдельно от брата, он подписывал псевдонимом С. Ярославцев). Я обожаю Стругацких больше всего на свете, хоть дуэтом, хоть по одиночке, поэтому любой повод их перечитать и обсудить для меня радость. «Дьявол» прекрасное произведение литературы и одно из моих любимых.

Это повесть о человеке, который прошёл через ад - и стал дьяволом.

Главного героя зовут Ким Волошин. В войну отца забрали на фронт, маленький Ким остался с матерью и бабкой с дедом в деревне. Когда шли бои, дед спрятал семью в подвале с картошкой, но тут то ли наши, то ли немцы - кто в пылу разберёт - как сейчас говорят «зачищали», швырнули в подвал гранату, и не смевший от ужаса пошевелиться Ким ещё долго лежал среди той самой картошки и мёртвых деда с бабкой, придавленный трупом матери, прикрывшей собой сына.

В конце концов Кима нашли, отмыли, сдали в детдом и эвакуировали в башкирский Ташлинск. Ким вырос, уехал в Москву, закончил институт, но его арестовали - за что тогда могли арестовать? - за участие в организациях, дискредитировавших власть. В изоляторе на допросе Киму выбили глаз, после приговора на лесоповале искалечили руку, но всё проходит, и это прошло. Ким освободился и вернулся в Ташлинск.

В 1986 г. Ким поехал ликвидировать в, как Стругацкий его называет, Полынь-город (чернобыль, чернобыльник, кто не в курсе, это другое название обычной полыни). Попал в эпицентр, видел весь кошмар своими глазами, получил дозу, как все ликвидаторы, но не умер. Только облысел и приобрёл необычное свойство.

Стоило Киму увидеть несправедливость и разозлиться, как с виновником происходила неприятность непрогнозиреумого масштаба: начальник местной милиции, который мешал жить Киму, например, всего лишь прилюдно наложил в штаны, а быдло председатель горисполкома, нарушавший в больнице покой Кимовой жены, преставился совсем, насмерть.

Это главная тема повести: как в Киме просыпается способность останавливать зло на расстоянии, как он учится управлять той силой, которой оказался наделён, и как размышляет о том, зачем это случилось, по чьей воле, и что теперь делать. За свою жизнь Ким столько раз видел смерть, чужую да и свою, - что он теперь? Дьявол, человек? А если человек, то живой ли?

-2

За что я люблю «ДСЛ».

Сюжет. Это краткое, но удивительное полное изложение истории ХХ века. В абсолютно реальные исторические события писатель виртуозно встроил абсолютно нереального суперчеловека.

Главный герой. На первый взгляд уникум, супермен, но таким его сделали обстоятельства, которые ему довелось преодолевать в жизни, а обстоятельства эти для нашей страны типовые, их миллионам людей довелось пройти. Оттого Ким супермен, но знакомый, узнаваемый, почти родной, так что мне, например, приходилось несколько раз напоминать себе, что события в повести не просто выдумка, но и вовсе фантастика.

Стиль и язык. Повесть, как вы уже догадались, даже близко не комедийная. Но автор её АНС писатель-виртуоз с превосходным чувством юмора. Его слова лёгкие, сравнения неожиданные и меткие, эпитеты ёмкие, а всё вместе выходит так, что в трагических местах я почти всхлипывала, а в других - смеялась вслух.

-3

Объективности ради скажу и о недостатках. Я «Дьявола» обожаю беззаветно, с моей точки зрения недостатков в повести нет вовсе, но есть на свете придирчивые читатели, кто повесть критикуют и говорят, что она не дотягивает ни до других сольных произведений АНС, ни до совместных с братом.

В качестве основной проблемы отмечают желтизну эпиграфов к определённым главам и что повесть слишком явно привязана к 1990-м и чересчур полна конъюнктурщины и критики и без того уже разрушившегося режима.

Я на это скажу - некоторые эпиграфы действительно эпатажные, но в том и смысл, подчеркнуть, что настоящий ад бывает прямо тут, на земле. И не все из этого ада выходят людьми. Некоторые становятся дьяволами.

По поводу девяностости у меня тоже претензий нет. Да, Стругацкие до этого политики избегали, но до этого и страна на их глазах не разваливалась. Всё-таки девяностые были экстраординарным временем. Не отметить его в своём творчестве было бы странно.

Моя личная придирка - разве что к самому последнему абзацу последней главы, где повязка на глаз исчезает. Попсово. Но это всего одно предложение из во всех остальных отношениях гениальной вещи.

-4

Итого: «Дьявола среди людей» горячо рекомендую. В библиотечных каталогах повесть числится под авторством именно С. Ярославцева - надо искать не в Стругацких, а среди писателей на Я, и стоит иногда в разделе фантастики, а иногда просто в отечественной литературе. Так что если сразу не нашли - спрашивайте библиотекаря.

А в следующий раз я вам расскажу, почему именно «Дьявола» побежала читать сразу после «Поднятой целины».

*****************
Подписывайтесь на книжный ХорошийГромкийДзен!

*****************
Покупайте «Дьявола среди людей» А. Н. Стругацкого!

*****************

Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: