Алло! Алло! Всем, всем, всем! Слушайте! Слушайте! „Светопреставление“ окончилось, но оно может повториться!
Александр Беляев, “Светопреставление”
******************************************************
Заканчивала читать “Мечту на поражение” Калугина, думала, что бы почитать следующим, и вижу:
Здесь сталкер Гупи и американский военный по фамилии Шрек наткнулись на гнездо бюреров, мутантов-телекинетиков. Гупи уже почти сумел по-тихому их обойти, как Шрек сдуру решил пострелять, и началось - светопреставление.
После такого, сами понимаете, следующей книгой можно было читать только Беляева.
Потому что только у Беляева есть специальный рассказ:
Интересно, как книги друг на друга нанизываются и каждая следующую за собой тянет.
“Светопреставление” одно из моих любимых произведений АРБ. Это рассказ, который на самом деле повесть, потому что достаточно длинный и обладает сложным сюжетом.
Дело происходит в Берлине в 1920-х годах. Главные герои иностранные журналисты француз Марамбалль, англичанин Лайль и грек Метакса.
Начинается с того, что Метакса рассказывает коллегам, что будто бы Германия заключила суперважное суперсекретное соглашение с Советской Россией, и папка с соглашением хранится дома у одного министра. По счастливой случайности Марамбалль знаком с дочерью министра и даже за ней ухаживает, к тому же он мечтает сорвать сенсацию. Марамбалль загорается идеей выкрасть вожделенную папку.
Внезапно наступает светопреставление: неизвестно как и почему, сильно уменьшается скорость света, так что все события люди видят только спустя несколько минут после того, как они произошли. Мир превратился в фотографическую плёнку, которой нужно время, чтобы “проявиться”.
Люди на удивление быстро адаптируются: пешеходы ходят по улицам с трещотками, водители ездят на “на ощупь”, повара в ресторанах готовят еду по звуку и по запаху, а главное - Марамбалль удачно воспользовался новыми обстоятельствами и сумел похитить папку с секретными документами из кабинета министра.
Через несколько дней скорость света так же внезапно и необъяснимо возвращается к обычной.
Кончается рассказ тем, что мир радуется возвращению к нормальной жизни, а Марамбалль узнаёт, что история с документами была шуткой, Метакса с Лайлем его разыграли, никаких секретных договоров с Россией Германия не заключала, а в папке были никому не интересные и совершенно несекретные торговые бумажки.
А что касается света, учёные так и не смогли объяснить, что же произошло. Сошлись только на том, что, случившись однажды, “светопреставление” может повториться.
Рассказ прекрасный. Мне в нём понравилось всё, и нестандартная идея, и живой сюжет, и шикарный язык. Особенно красиво переплетаются фантастическая и детективная составляющие - изменение скорости света и авантюра с похищением документов.
Рассказ чисто развлекательный, в нём нет морали. Два приятеля подшутили над третьим, он тоже не остался в долгу, так что все были немножко хитрецы и все разыграли всех.
Впрочем нет, мораль всё же есть: человечество удивительно умеет приспосабливаться. Какое бы бедствие ни случилось, поначалу наступает паника, но уже через пару дней жизнь, хоть и видоизменённая, снова продолжается. Мы на своём опыте могли в этом убедиться, вспомните хоть глобальные маски-шоу 2020-2021 годов.
А самое клёвое, что в фантастической части рассказа Беляев исходит из реальной научной гипотезы. Одна из причин светопреставления в рассказе такая, что Земля попала в космическую туманность, которая затормаживает фотоны и снижает скорость света. Теоретически это было предсказано уже во времена Беляева знаменитыми физиками Эйнштейном и Бозе (от фамилии которого происходит слово бозон). Прошло всего сто лет, и сейчас учёные уже доказали, что такое возможно, и даже сумели создать в лаборатории условия, при которых скорость света снижается почти до 1 метра в час. Прикиньте?
Финальный плюс рассказа Беляева - мне нравится слово светопреставление. Я долгое время думала, что пишется светопреДставление, и объясняла тем, что когда свету придёт конец, это наверняка будет не пшик, а целый там-тарарам, настоящее преДставление, как в цирке.
Теперь я, конечно, знаю, что -преставление происходит от слова преставиться, умереть (на днях обсуждали как раз интересные слова и выражения, обозначающие смерть), то есть светопреставление - это смерть мира, а уж какой она будет, тихой или с фанфарами, это нам неизвестно.
Забавная игра слов. Беляев использует СВЕТОпреставление в смысле конец света, то есть мира, и одновременно в рассказе в буквальном смысле слова кончается свет, фотоны замедляются до аварийных значений. Эх, гениальный писатель был.
**************************************
КУПИТЬ произведения Александра Беляева в Читай-городе - ТУТ!
**************************************
Ещё Беляев: “Последний человек из Атлантиды”
Ещё из советской фантастики: Виктор Суханов, “Аватара”
Из не-советской фантастики: Говард Лавкрафт, “Хребты безумия”