Необъятные просторы нашей страны сформировали крайне интересный для бизнеса рынок перевозок. Но вместе с большой емкостью рынка идет большая конкуренция. Как не терять позиции без демпинга и снижения прибыли и дивидендов? Разбираем, как с этой задачей поможет справиться управленческий учет
Каждый день людям в разных уголках России нужна быстрая и надежная доставка разного рода грузов: огромные фуры перевозят все от товаров народного потребления до строительных материалов и сложных комплектующих инженерных систем. Только за 2022 году автотранспортом перевезено более 5,5 млрд тонн грузов!
Эту статью мы написали для собственников бизнеса в сфере грузоперевозок, которые задумываются о введении системы управленческого учёта, но не знают, как подойти к решению этого вопроса. Будет полезно и владельцам автосервисов, потому что часть проблем общая для транспортной сферы в целом.
Особенности бизнеса в сфере грузоперевозок
Эту отрасль можно разделить на три вида деятельности, причем они могут комбинироваться в рамках одной организации:
1. Грузоперевозки внутри одного региона
2. Грузоперевозки между субъектами одной страны
3. Грузоперевозки международного уровня.
Каждый вид имеет свои особенности. Так, для международных грузоперевозок вам просто необходим специалист по логистике, способный сотрудничать с таможнями разных стран и готовить документы на перевозки разных типов грузов. У такой компании постоянных затрат будет больше, автопарк и заказы объемнее, штат шире.
Общие элементы всех видов — персонал с разъездным характером работы и наличие автопарка. Это значит, что есть постоянная задачи: учет рабочего времени и потребления горюче-смазочных материалов, амортизации, оценка запасов и планирование закупок.
И единые для всех бизнесов вещи, конечно: привлечение и удержание клиентов, поиск персонала, оптимизация налоговых выплат и так далее.
Внедрение управленческого учета в транспортной сфере
Часто, особенно на старте, когда оборот позволяет это делать, бизнес считает все показатели «на коленке». Например, в типовой автомастерской гаражного типа собственник легко сможет вручную учитывать закупку деталей на 1-2 автоподъемника, контролировать персонал, помнить про платежи.
Но если бизнес начинает процветать и расширяться, без продуманной системы учета и анализа данных возникает множество проблем.
Управленческий учёт обязательно необходим собственнику транспортной компании в следующих случаях:
● Если собственник не понимает, сколько он зарабатывает и как эффективно работают его деньги
● Когда владелец бизнеса чувствует, что не справляется с ручным контролем предприятия
● Когда отчетные показатели персонала расходятся друг с другом, и собственник не знает, кто в этом виноват
● Когда нет понимания, какое оптимальное количество деталей и запасных частей нужно держать на складе, чтобы быстро отремонтировать вышедший из строя транспорт
● Если есть несколько точек, но какая из них работает эффективнее и почему, непонятно.
Первый вопрос можно решить, не закрывая эту статью. Вот три формулы для расчета разных видов рентабельности:
1. ROE = (чистая прибыль / капитал) х 100%
Это ответ на вопрос, насколько доходным является бизнес для вас. Например, если рентабельность проекта 5% в год, а вклад в банке принесет 12%, то инвестиции в бизнес не выглядят привлекательно.
2. ROA = (чистая прибыль / стоимость активов) х 100%
Показывает, насколько эффективно используются активы. Если полученный результат меньше нуля, значит, бизнес убыточен
3. ROFA = (чистая прибыль / стоимость основных средств) х 100%
По этому показателю оцениваем, как много приносят основные средства: здания и сооружения, транспорт, вычислительная техника.[1]
Вернемся к особенностям внедрения управленки. Чтобы оценить их, нужно определиться с направлением сбора информации и методом учета затрат.
Основная услуга компаний в сфере грузоперевозок — сама грузоперевозка как конечный продукт. То есть доставка груза из точки А в точку Б с возможными допуслугами: упаковка груза, разгрузка, хранение на складе и так далее.
Теперь разобьем само понятие «грузоперевозки» на более мелкие бизнес-процессы.
Например, компании поступил заказ на перевозку стиральных машин из Москвы в Санкт-Петербург. В этом случае продукт «грузоперевозка» будет состоять из следующих элементов:
1. Прием и оформление заявки на услугу
2. Прием груза
3. Оформление сопроводительной документации
4. Доставка груза.
Каждый из этих элементов может быть объектом планово-учётной деятельности при внедрении управленки. Это приведет к необходимости выделить центры ответственности, которые, в свою очередь, смогут передавать информацию для сбора данных по управленческому учёту.
Зная бизнес-процессы, мы можем спрогнозировать, какие именно производственные подразделения нам понадобятся и какой тип ответственности будет лежать на каждом подразделении.
Например, каждому предприятию в сфере грузоперевозок необходим так называемый «центр погрузки» — он будет основной точкой для получения дохода предприятия.
Если в организации есть диспетчеры, их отдел будет центром управленческих затрат. На отдел перевозок лягут нормативные затраты, экспедиторский отдел будет центром прибыли, а ремонтные мастерские (при наличии) центром затрат.
Таким образом, при внедрении и ведении управленческого учета в этой сфере сбор информации может вестись в разрезе видов деятельности и в разрезе центров ответственности, отражая индивидуальные особенности технологических процессов и штатной структуры.
Ошибки внедрения управленческого учета в транспортных компаниях
Чтобы этот инструмент не остался просто табличками с кучей цифр, нужно корректно пройти все этапы внедрения.
Ошибки внедрения отраслевого управленческого учёта можно поделить на 3 категории:
1. Организационные
Например, когда ваш штат начинает сопротивляться новым задачам и саботировать работу в новых системах
2. Методические
Когда управленческий учёт вводится до того, как настроен оперативный, т.е. у предприятия не налажена система регистрации хозяйственных операций
3. Технические
Например, низкая производительность системы управленческого учета или отсутствие адекватных, современных систем бухгалтерского и оперативного учета
Чтобы не потратить время впустую, доверьте внедрение и ведение управенки опытным специалистам. Квалифицированный финансовый директор определит реальное текущее положение бизнеса, укажет на точки роста и проблемные места.
В «Бизнес-Гарант» вы можете получить первую консультацию с финдиректором бесплатно. Встреча займет 30 минут, ее можно организовать онлайн из любой точки мира или офлайн в наших офисах в Самаре.
Ждем на встречу всех, кто:
● не имеет четкого плана роста бизнеса
● не контролирует денежные потоки и расходы
● регулярно сталкивается с кассовыми разрывами
Чтобы записаться на встречу, перейдите по ссылке.