Московское метро не является ни самым старым, ни самым глубоким, ни самым большим в мире, но зато самым красивым. Его станции не только используются для перемещения из точки А в точку Б, но они также являются подземной галереей или музеем.
Метро Москвы строили в 1930-х годах. В то время как холлы и платформы других подземных систем в мире были темные, тесные, с затхлым воздухом, московская подземная система совсем другая, с украшениями, словно в дворцах.
Прокатиться в московском метро можно по цене одного билета. Пока вы не выберетесь на поверхность, можете свободно ездить и осуществлять переход между отдельными линиями. Итак, какие станции московского метро самые красивые?
1. Маяковская
Эта станция по праву занимает первые строчки и была награждена на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1938 году. Станция очень современна и футуристична по своему убранству. Посвящена она в честь поэта Владимира Маяковского.
Читайте также: Какие хвойные деревья растут в Москве
На этой станции вы чувствуете себя как в соборе. Такое ощущение создаёт ряд колонн, разделяющих трехнефное пространство. Колонны в подземной системе здесь строились впервые. Причина была не эстетическая, а практическая. Станцию вырыли глубоко, но недра для такой глубины не подходили, и вскоре потолок начал трескаться.
Поэтому архитектор Душкин спроектировал колонны, которые распределяют вес потолка. Они выглядят элегантно и хрупко, но прочная сталь хорошо выдерживает вес потолка. Верх центрального нефа украшен великолепной мозаикой с изображением «советского неба».
Интересно, что во время Великой Отечественной войны, когда метро служило, в том числе, бомбоубежищем, здесь же выступал Сталин по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции.
Подробнее о метро «Маяковская»
2. Комсомольская
Станция Комсомольская, без сомнения, самая помпезная. На ней вы чувствуете себя где-то в танцевальном зале замка. Автор станции – не кто иной, как Алексей Шушев, оставивший значительный след в архитектуре сталинской России.
Среди его самых известных построек, например, Мавзолей Ленина на Красной площади или Казанский вокзал в Москве. Неудивительно, что станция такая помпезная, ведь это «ворота» в Москву. На Комсомольской станции находятся три самых загруженных московских вокзала – Ленинградский, Ярославский и Казанский.
Зал метро украшен 68 колоннами из белого мрамора. На потолке красивая желто-белая лепнина с 8 монументальными мозаиками, изображающими ключевые события и личностей русской истории, таких как Дмитрий Донской на Куликовом поле или русские освободители Кузьма и Минин или Михаил Кутузов на Бородинском сражении.
Весь холл оснащён огромными бронзовыми люстрами. Архитектура этой станции представляет собой сочетание сталинского ампира и барокко.
Подробнее о метро Комсомольская
3. Площадь революции
Это одна из самых известных и посещаемых станций метро, расположенная в самом центре московского метрополитена, где пересекаются 3 линии метро (синяя, зеленая и красная). С этой станции лучше всего добраться до Красной площади, ГУМа и других достопримечательностей в центре Москвы. Однако, помимо своего местоположения, станция уникальна сама по себе.
Если некоторые станции напоминают храмы или танцевальные залы, то эта похожа на музей скульптур. Всего здесь 76 бронзовых статуй в натуральную величину. Эти статуи изображают советских людей. Вы найдете революционеров, рабочих, фермеров, студентов.
Скульптуры до сих пор являются популярной и неотъемлемой частью вокзала. Вы заметите, что большинство статуй хорошо отполированы и светятся золотым светом. Русские очень суеверны и любят гладить статуи на удачу. Например, на удачу на экзамене гладят нос четырёх собак. На счастье и любовь гладят скульптуру студента с книгой.
Узнайте о станции метро Площадь революции в деталях
4. Белорусская
Станция на коричневой кольцевой линии начала строиться только в 1952 году и её проект вообще не входил в первоначальный план коричневой линии. Украшение посвящено одной из союзных республик – Беларуси.
Пол оформлен в стиле типичной белорусской вышивки, на потолке – 12 мозаик, изображающих повседневную жизнь Беларуси и типичные костюмы. Они созданы в технике флорентийской мозаики.
На переходе между коричневой и зеленой линиями находится скульптура белорусских партизан, внесших значительный вклад в оборону страны.
5. Новослободская
Эта станция очарует вас снаружи. Её дизайнеры, видимо, были вдохновлены древнегреческими или римскими храмами. Когда мы входим, подземная платформа возвращает нас к средневековым церквям и их тайнам.
Станция пилонная, то есть она представляет собой три независимых зала, отделённых друг от друга рядом пилонов с проходами между ними. Такой способ строительства применяется в местах с более проблемным грунтом. Архитектору Алексею Душкину (автор не только этой станции, но и, например, Маяковской, Автозаводской и Кропоткинской) удалось создать светлое и воздушное пространство.
Самым ярким элементом оформления станции выступают 32 эффектно подсвечиваемых витража, которые окаймлены золочёной латунью. В оформлении преобладают цветочные или геометрические мотивы. На 6 медальонах изображены люди следующих профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. Интересно, что для изготовления витражей применялось стекло, хранившееся в кафедральном соборе Риги и предназначавшееся для костёлов.
6. Таганская
Станция Таганская больше других напоминает о высоком средневековье, готической архитектуре. Она украшена керамическим панно, внутри которого установлены барельефы, посвящённые героям из разных родов войск.
Главная достопримечательность станции – 48 панно из майолики. Видимо, дизайнеры были вдохновлены флорентийским художником эпохи Возрождения Андреа делла Роббиа, но вместо изображений итальянских мадонн тут изображения военных летчиков, танкистов, моряков с вкраплениями цветочных мотивов.
Над метро находится церковь Св. Николая XVII века, которому изначально грозил снос из-за строительства метро. К счастью, церковь пережила постройку метро.
7. Арбатская
Станция метро на этом месте существовала до войны, но была сбита бомбой и разрушена. Нынешняя станция была построена в 1953 году и является одной из самых глубоких и второй по длине станцией в Москве. Причина в том, что она также должна была служить возможным укрытием от бомб.
Благодаря близости Кремля, интерьер самого зала исторический, поэтому немного напоминает большой и бесконечно длинный зал замка. Интересен контраст между темным полом с почти ковровым рисунком из серого, красного и черного гранита и светлым параболическим туннелем из серо-белого мрамора, освещенного двумя рядами люстр.
Подробно о метро «Арбатская»
8. Электрозаводская
Метро также было построено во время Второй мировой войны. Станция призвана отметить успехи советской машиностроительной и строительной индустрии. Поэтому на мраморной облицовке мы увидим в основном барельефы с сюжетами производства и строительства.
Но больше всего нас привлекает сводчатый потолок этой станции. Он разделен на 318 полей, в каждом из которых есть круглая лампа. Это создает очень интересное впечатление. Название станции произошло от близлежащей электростанции. Акцент на электрическое освещение также сделали из-за её расположения.
9. Новокузнецкая
Эта станция – одна из тех, что открывались во время Второй мировой войны. Наверное, поэтому главный мотив – это победа над врагом и непобедимость советского народа.
Станция известна красивыми мраморными панелями и лепным потолком. Здесь мраморные скамейки, которые, как говорят, были привезены из разрушенного первоначального Храма Христа Спасителя.
Над каждой скамейкой – металлические гербы, посвященные так называемым Городам-героям, таким как Ленинград, Севастополь, Одесса и другие.
Выступ между стеной и потолком обрамлен рельефами на военную тематику, а на потолке есть мозаики, изображающие различные занятия (например, садовников, летчиков, строителей, литейщиков и др.).
Подробнее о метро Новокузнецкая
10. Киевская
Станция с таким названием расположена на пересечении трёх линий. Самая красивая, несомненно, находится на уже известной коричневой кольцевой линии. В то время как предыдущие станции были построены при сталинском правлении, эта станция была достроена при Хрущеве.
Это также одна из последних станций, построенных в типично сталинском стиле. Поскольку Хрущев долгое время работал на Украине, он хотел воздать должное своей второй родине этой станцией метро.
Убранство поистине величественное. На предыдущих станциях у нас было ощущение, что мы идем по танцевальному залу, церкви, музею скульптур… Эта станция производит впечатление картинной галереи. Отдельные пилоны украшены мозаикой в лепных рамах, которые на первый взгляд напоминают картины в галерее.
Главный мотив всех изображений – дружеские отношения между Советским Союзом и Украиной. Мы увидим типичные украинские костюмы, рабочих при строительстве фабрики или, например, поэта Пушкина во время посещения Украины.
Подробно о метро Киевская
Обязательно совершите экскурсию по Московской подземке