Найти тему
Историчечная

Как дали звание Героя Советского Союза вору-рецидивисту Голубенко

Владимир Голубенко - один из самых дерзких самозванцев в отечественной истории. Под именем Валентина Пургина данный товарищ умудрился стать Героем Советского Союза и военным журналистом уважаемого издания.
Между тем, Голубенко был беглым рецидивистом, в течение нескольких лет водившим людей за нос. В том числе - и руководство центральных изданий, и военные штабы.
И все это - в годы тотальной слежки. Как такое могло случиться - большой вопрос по сей день.

В юные годы Голубенко “украсил” жизненный путь трамвайными кражами, мошенничеством и подлогом документов. Родом он был из многодетной семьи, жить в нищете не желал. А потому выбрал самый простой путь - урки-карманника.

Сбежав из исправительно-трудового лагеря, украл в поезде документы некоего Валентина Пургина. По другой версии, Голубенко паспорта не крал, а умело подделал. Под именем Валентина Петровича Пургина он и войдет в историю.

Скрываться и прятаться беглец не желал, душа его просила жизненных благ. После удачного побега Пургин, нарисовав себе липовый диплом об окончании Военно-транспортной академии, отправился на покорение Свердловска. Не имея даже среднего образования, успешно прибился к редакции уральской газеты “Путевка” в качестве корреспондента. В этот же период вступил в комсомол.

Валентин Пургин. Он же - Владимир Голубенко. Фотография из открытого источника
Валентин Пургин. Он же - Владимир Голубенко. Фотография из открытого источника

Следующий шаг - на Москву. Вооружившись поддельными дипломами, справками, рекомендательными письмами, он устроился в газету "Гудок", а позже перешел и в "Комсомольскую правду". В “Комсомолке” - главном печатном органе ВЛКС - "дотрудился " до должности заместителя редактора военного отдела.

Позже сослуживцы Пургина признавались, что редко видели Валентина Пургина на рабочем месте. Обычно он пропадал в каких-то таинственных командировках. В редакции был тихим, молчаливым, почти незаметным. О себе не рассказывал. С удовольствием носил военную форму, правда, без знаков отличий.
Однажды он удивил коллег, придя на работу с орденом Красной звезды на груди. Коллегам столь почетную награду - а она, действительно, была редкостью даже среди высших военных чинов - объяснил наградой от органов НКВД.

Орденов и медалей, выданных самому себе, у Пургина было несколько. Как они попадали к Голубенко-Пургину? Распространено мнение, что мать самозванца, устроенная ушлым потомком на должность ночной уборщицы помещений Президиума Верховного Совета СССР, крала награды с документами прямо из столов высшего руководства. Печати на документах подделывались.

Но, как бы там ни было, карьера Пургина в столице уверенно шла в гору. Он дважды “побывал” в горячих точках - на Дальнем Востоке и на фронте с Финляндией. Создал легенду о своем героическом ранении. И даже обзавелся Орденом Ленина. Ни в каких командировках он, конечно, не был. Отсиживался в Москве, развлекаясь совсем не по-комсомольски.

Коллеги Пургина вспоминали, что журналистом он был крайне слабым. Изредка писал заметки, которые практически полностью переписывали другие сотрудники издательства. Из опубликованных в газете - единственный очерк о подвиге тракториста Черепанова.
О себе особо не распространялся, создавая образ секретного агента спецслужб. В издательстве ходили слухи, что Валентин, родившийся на Дальнем Востоке, чуть не с детства проявлял чудеса доблести, воюя с японскими самураями. Времена были лихие, геройские поступки совершали многие. Пургину верили.

В какой-то момент Валентин возжелал и звания Героя Советского Союза. И не видел никаких преград для этого - в загашнике у него имелись заслуги журналиста - орденоносца, боевое ранение. На украденных бланках Пургин собственноручно отправил в Наркомат ВМФ представление на награждение, с описанием героического жизненного пути.

Статья о "настоящем большевике с молодым и горячим сердцем" Валентине Пургине в газете "Комсомольская Правда", 1940 год. Ни слова правды
Статья о "настоящем большевике с молодым и горячим сердцем" Валентине Пургине в газете "Комсомольская Правда", 1940 год. Ни слова правды

В апреля 1940 года “Комсомольская Правда” опубликовала указ о присвоении Валентину Пургину звания Героя Советского Союза. И жизнь дала желаемых благ - квартиру в центре столицы, автомобиль, женитьбу на юной журналистке из “Комсомолки”. Аферист в это время находился в Сочи - радовался свадебному путешествию и получал поздравительные телеграммы.
В газетном очерке речь шла о том, как Пургин в одно лицо захватил целую группу вражеских диверсантов и сумел доставить их в штаб.

Но присвоение высокого звания стало началом конца уникальной афере. Опознанный по фотографии в газете, как находящийся в розыске рецидивист Голубенко, Пургин был арестован.

Указ о присвоении звания Героя Советского Союза В. Пургину, 1940 год
Указ о присвоении звания Героя Советского Союза В. Пургину, 1940 год

Героем он пробыл около двух месяцев, а уже осенью, лишенный всех наград, был расстрелян.

Поверить в то, что Валентин Пургин - аферист, окружению его было крайне сложно. А нам еще сложнее представить сейчас - как вообще удалось Голубенко провернуть подобное?