Продолжаем разговор о втором блоке тем итогового сочинения по литературе "Семья, общество, Отечество в жизни человека". В предыдущих статьях мы разбирали темы подпункта 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. Рассмотрели подробнее конфликт отцов и детей внутрисемейный и социальный.
Осталось в этом блоке обратиться к теме поколения и можно будет переходить к подпунктам "2.2. Человек и общество" и "2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека".
Тема поколения
Сопряжённые понятия: герой времени, кумиры поколения, современная молодёжь.
Собственно вопрос в теме один: что объединяет людей одного поколения? И если нет указания на время, конкретную эпоху, мы можем обратиться к таким произведениям, в которых присутствует типичный представитель, на примере которого и раскрыть тему. Прямо так и заявляете в тезисе, что "такой-то такой-то" - типичный представитель, соединивший в себе черты целого поколения. И переходите к рассказу о персонаже, указывая эти самые черты: "забав и роскоши дитя" ("Евгений Онегин", но цитата подходит ко многим), избалованный, разочарованный, скучающий и равнодушный или, напротив, деятельный, язвителен, умён и резок или , напротив, мягок и добр. И так далее, как говорится, нужное употребить и желательно не перепутать, приводя примеры подходящих поступков.
Произведения:
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова
"Горе от ума" А.С. Грибоедова
"Евгений Онегин" А.С. Пушкина
"Обломов" И.А. Гончарова
"Отцы и дети" И.С. Тургенева
Но если в формулировке темы сказано "современное поколение", то тогда нам выше указанные произведения совершенно, как вы догадываетесь, не подходят! Тогда вам придётся обратиться к собственному читательскому опыту, т. к школьная программа по литературе к началу декабря не включает ни одного произведения XXI века. И советовать на этот раз я не буду, не обижайтесь. Мне кажется, что прочитать одну книгу (хотя бы рассказ) о своих современниках-сверстниках не такая уж и большая проблема. Буду очень рада, если в комментариях вы поделитесь заинтересовавшими именно вас книгами о современной молодёжи.
На самый крайний случай, можно попробовать схитрить и сказать, что, дескать, мы сегодня такие же, как Манилов, Молчалин, Печорин, Обломов и т.п. Но всё же привести хотя бы из личного и историко-культурного опыта пример о современниках.
Человек и общество
Сопряжённые понятия: хороший человек, духовная зрелость, гармония личности и общества, одиночество в обществе, конфликт личности и общества, независимость от общественного мнения, обязанности перед обществом, подавление индивидуальности обществом, взаимопонимание, доверие, отношения с окружающими.
И опять "знакомые всё лица"! На что следует обратить внимание? Указанные аспекты объединяет опять же один вопрос о гармоничном (дисгармоничном) существовании человека в обществе. То есть в первом случае мы рассматриваем таких героев, кто "как и все", или как большинство, или не идёт против всех. Каких героев можно вспомнить?
Практически всех представителей "фамусовской Москвы" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (Павел Афанасьевич Фамусов, Софья Павловна Фамусова, Алексей Степанович Молчалин, Антон Антонович Загорецкий). Они все чувствуют себя вполне комфортно, и если с ними и случается какая-то неприятность, то уж не из-за конфликта с обществом.
Нет никакого существенного (открытого) конфликта и у таких персонажей, как Евгений Онегин (из одноимённого романа А.С. Пушкина), Илья Ильич Обломов (опять же одноимённого романа И.А. Гончарова). Но оба как нельзя лучше подходят для разговора о духовной зрелости. И если первый, благодаря житейским испытаниям взрослеет, "просыпается", то второй, напротив, увядает, растворяется в своей апатии и беспомощности.
И вот что интересно! Оба же чувствуют своё одиночество среди людей. Онегин, потому что тяготится однообразным течением жизни:
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера. ("Евгений Онегин". Глава I. Строфа XXXVI)
Обломов, потому что, напротив, не хочет суеты:
«В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой". ("Обломов". Часть первая. Глава II.)
К одиноким героям, не находящим своего места в обществе мы отнесём и Григория Александровича Печорина (главного героя романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени ):
"...пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно..." ("Герой нашего времени". Часть первая. Глава I. "Бэла")
Герой, находящийся в открытом конфликте с обществом - Александр Андреевич Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова), о котором мы уже подробно говорили, рассматривая конфликт поколений, не будем повторяться. Оговоримся лишь, что Чацкого отличает также "независимость от общественного мнения". И ещё одним примером такой независимости является Евгений Базаров (роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"). О нём также уже шла речь в предыдущей статье.
Обязанность перед обществом и государством
Очень интересное направление. И необычайно широкое. С чего начать? Перечисляем наши "общественные обязанности" по Конституции РФ.
Статья 17. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 38. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Статья 44. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Какие темы мы здесь видим? Уважение прав других граждан, образование, воспитание, забота и помощь, сохранение культурного и исторического наследия, защита Отечества, охрана окружающей среды.
Вот что-то мне подсказывает, что о многом из этого списка мы поговорили в предыдущих статьях. Можете убедиться здесь. Просто постройте опять же верный тезис. Перечисляете (не по статьям, конечно, а в свободной форме) обязанности человека перед обществом, говорите, что эти обязанности из разряда вечных ценностей, а потому в литературе мы можем найти множество примеров как добросовестного, так и недобросовестного исполнения долга перед обществом. И дальше выбираете произведения по списку.
Произведения о войне (любые). Ещё поговорим об этом.
Произведения о воспитании (любые), например, см. те, где отцы давали заветы.
Произведения, в которых автор обращается к Истории, сохраняя наследие времён.
Произведения о добросовестных тружениках и героях, разгильдяях и преступниках.
Короче, чуть не обо всём на свете в человеческой жизни, наводя на мысль о том, что исполнение гражданских обязанностей - это хорошо, и книги воспитывают нас на положительных примерах. А неисполнение - плохо, и мы в этом убеждаемся на отрицательных примерах.
В общем, думайте сами, а не списывайте готовые примеры из интернета, например, о Базарове, чьё стремление заботиться о "bien public" (общественное благо) там весьма преувеличено. Уж цитировать не стану.
И последнее направление темы:
Подавление индивидуальности обществом
Конечно, есть очень много произведений XX века, иллюстрирующих данную проблему. Но я вам, помнится, обещала не расширять список, а сужать его. Именно поэтому, как вы заметили, если внимательно читаете статьи этого цикла, тезисы в них всё время вращаются вокруг одних и тех же героев и произведений.
"Гроза" А.Н. Островского (см. здесь)
Но не надо путать с темой смирения и покорности. Здесь ключевое слово индивидуальность! Она должна присутствовать, иначе тема не будет раскрыта. Мы можем говорить о Катерине, о Кулигине и очень осторожно о Борисе, как об умном и образованном человеке, но слабом.
"Горе от ума" А.С. Грибоедова.
Подавление Чацкого рассматриваем в сослагательном наклонении: другой бы на его месте... Андрей Андреевич не сломлен, не подавлен. Он просто здесь не ко двору. Но как единодушно общество в своём злорадстве! Обратите внимание на Платона Михайловича Горича. Он был иным до женитьбы:
Платон Михайлович: Наташа-матушка, дремлю на ба́лах я,
До них смертельный неохотник,
А не противлюсь, твой работник,
Дежурю за полночь, подчас
Тебе в угодность, как ни грустно,
Пускаюсь по команде в пляс. (Действие четвёртое. Явление 2.)
Чацкий: Ну, бог тебя суди;
Уж точно, стал не тот в короткое ты время;
Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла. (Действие третье. Явление 6.)
"Муму" И.С. Тургенева,
пожалуй, осторожно тоже подойдёт. Герасим, безусловно, индивидуальность и сильная личность в условиях крепостного права.
Но в целом, конечно, хорошо, если в вашем читательском списке есть произведения А.П. Чехова "Ионыч" и "Палата № 6", "На дне" М. Горького, "Мастер и Маргарита" М.М. Булгакова, "Мы" Евгения Замятина, "Котлован" Андрея Платонова, «О дивный новый мир» «Олдоса Хаксли или «1984» Джорджа Оруэлла. Тогда вам просто повезло! Простой пересказ любого из указанных поможет раскрыть тему блестяще.
Подписывайтесь на канал, оставляйте вопросы и комментарии. Продолжение следует.