Привет, друзья. Подошёл очередной понедельник. А покои Марии Александровны в Зимнем дворце мы рассмотрели-то не все. И сегодня на очереди Красный будуар! Напомню, что мы перешли к нему из Малинового кабинета (предыдущая статья находится Здесь).
Эта маленькая комната сбивает наповал своей роскошью. Красно-гранатовый шёлк на стенах и обивке кресел, золото на причудливых потолочных узорах, огромные зеркала, блеск роскошной люстры — заставляют восхищаться всех, входящих в этот Будуар.
Стиль рококо в оформлении интерьеров превращает эту уютную комнату в роскошный праздничный тортик. Зодчий Гаральд Боссе славился своим умением преображать интерьеры в незабываемые изысканные «шкатулки».
Здесь Мария Александровна писала письма, читала книги, отдыхала. Пила чай вместе с супругом Александром Николаевичем.
В этом Будуаре она устраивала литературные вечера. Её посещали Ф.Тютчев, П.Вяземский, В.Жуковский. Последний являлся учителем цесаревны, привившим ей интерес к истории и русской словесности.
В этом помещении, одном из немногих в Зимнем дворце, воссоздана обстановка, царившая при хозяйке будуара, императрице Марии Александровне. Для подтверждения похожести давайте взглянем на старую акварель Э.П.Гау, написанную в 60-е годы XIX столетия.
Зеркала, кресла, шёлк на стенах, столы, даже картины — почти те же. Однако, драпировка, украшающая нишу, сегодня отсутствует. Она раньше скрывала лестницу, ведущую на антресоли с книжными полками, и дверь в детскую комнату на первый этаж.
Сохранилось скульптурное убранство интерьера, в виде кариатид в нише, и расположенные над дверями живописные десюдепорты с изображениями богини Венеры.
Слово десюдепорт (франц.) дословно означает «картинное изображение над дверью».
Счастливая семейная жизнь императрицы Марии Александровны, хозяйки будуара, со временем сменилась на безрадостную. Напомню читателям, что она родила 8 детей. Двое из которых скончались. После смерти старшего любимого сына на 22-ом году жизни, наследника престола, здоровье императрицы резко пошатнулось. Она тяжело перенесла эту утрату. Мария Александровна неусыпно находилась под контролем врачей.
И с того времени она носит траурные одежды. Не шьёт новые платья, совсем не надевает драгоценности. А деньги, предназначенные на пошив новых нарядов, она передаёт в приюты и пансионаты для бедных и сирот. Любящий супруг, вместо поддержки императрицы в общем горе, начинает вести себя крайне неподобающе. Но подробнее об этом — в следующей статье.
Да и в самОм Будуаре, есть такие предположения, изменился интерьер неспроста. Ведь изначально он был совсем в другом цвете. В синем.
Но после неожиданной кончины дочери императорской четы, в 7-летнем возрасте от менингита, Мария Александровна решила сменить обстановку своих личных покоев на совершенно противоположную.
До гранатово-красного цвета Будуар был синим. И ниша была выполнена в арочном стиле. Ей вторила форма потолка. Оформление комнаты было иным.
За 20 лет до известной акварели Красного будуара Эдуард Петрович Гау выполнил акварель Синего будуара.
И этот великолепный интерьер можно рассматривать бесконечно. Благодаря старым мастерам акварельной живописи мы сегодня имеем уникальную возможность лицезреть покои, где когда-то протекала частная жизнь членов императорской фамилии. И рассмотреть все нюансы и подробности оформления таких помещений.
А синий цвет Будуара был выбран неспроста. Потому как дверь из него ведёт в Синюю спальню императрицы. Что мы видим на акварели. Но о Синей спальне речь пойдёт в следующей статье.
Спасибо за прочтение статьи! берегите себя До встречи!