Найти в Дзене
Петербург и всё такое

Было и стало: Зимний дворец, Малиновый кабинет Марии Александровны

Привет всем! Продолжаем прогуливаться по залам музея Эрмитаж и вспоминать, как выглядели эти пространства 170 лет назад. Когда зимний дворец являлся Главной резиденцией российских императоров. Итак: Было и стало: Малиновый кабинет Марии Александровны.

Уже по традиции, продолжаю добавлять несколько строк о самой императрице. Вот её фотография.

Императрица Мария Александровна. Фотограф С.Левицкий. Из открытых источников
Императрица Мария Александровна. Фотограф С.Левицкий. Из открытых источников

Понимаем, что это не портрет, а чёрно-белое фото. На портретах всё шикарно — лицо в ореоле драгоценностей, безумно красивые наряды. Ну, и художники слегка приукрашивали черты монарших особ. Однако, здесь императрица настоящая. Даже немного улыбающаяся, милая, живая. Принцесса Гессенского дома.

Судьба у неё очень трагична. Мария Александровна прожила всего 55 лет.

Императрица Мария Александровна. Фотограф С.Левицкий. Из открытых источников
Императрица Мария Александровна. Фотограф С.Левицкий. Из открытых источников
В 16 лет она приехала в Россию невестой. В 17 лет обвенчалась (по большой любви) с цесаревичем Александром. И за 18 лет родила 8 детей! На этих фотографиях Мария Александровна ещё в светлых нарядах, мила и хороша! Но позже последует смерть старшей дочери, в 7 лет, от менингита. И смерть старшего наследника, в 23 года, от туберкулёзного менингита. И жизнь императрицы круто изменится. Но об этом — в следующих статьях.

Напомню, что мы уже рассмотрели два зала покоев Марии Александровны — Белый зал (Здесь) и Золотую гостиную (Здесь).

Теперь же заглянем в Малиновый кабинет. Он следует сразу за Золотой гостиной.

Фото автора
Фото автора

Двери, соединяющие кабинет с Золотой гостиной, находятся справа. Сделаем два шага вперёд и немного обернёмся.

Фото автора
Фото автора

Справа хорошо видна Золотая гостиная. Какой дивной красоты зеркало над камином! Наверху два ангелочка держат медальон с инициалами императрицы. Всё торжественно и великолепно!

Фото автора
Фото автора

Пройдём немного дальше по залу и осмотрим общий современный вид. И с этого же ракурса взглянем на акварель Луиджи Премацци.

Луиджи Премацци. Малиновый кабинет. 1869 г.
Луиджи Премацци. Малиновый кабинет. 1869 г.

Сравним два кадра, акварель и фото. Полностью сохранён потолок, его плафон, фриз, цвет штофа на стенах. И зеркало с амурчиками на месте. Люстра, похоже, оригинальная, но на другой подвеске.

Этот очень уютный Кабинет был больше Гостиной. Императрица здесь принимала гостей и устраивала домашние обеды. Вечером все пили чай, читали вслух. Сама же Мария Александровна всегда при этом занималась вязанием. А Кабинетом эта комната называлась потому, что в одном из углов стоял большой письменный стол.

Нам повезло — Малиновый кабинет запечатлели на акварели сразу три художника, Э.П.Гау, К.Ухтомский и Л.Премацци. Они создали свои акварели по очереди, через 10-15 лет.

Произошло так потому, что Мария Александровна прожила в Зимнем дворце 39 лет. И её покои несколько раз реконструировались. Луиджи Премацци запечатлел последнее архитектурное и интерьерное изменение этой гостиной. Автором перестройки был Андрей Штакеншнейдер.

А за 15 лет до этого Малиновый кабинет выглядел иначе.

К.А.Ухтомский Малиновый кабинет. 1850-е годы.
К.А.Ухтомский Малиновый кабинет. 1850-е годы.

Совсем другие своды на потолке, другие интерьеры. Но цвет штофа и обивки тот же. По этому цвету кабинет и получил такое название — Малиновый. Автором этого проекта был архитектор Александр Брюллов.

Этот кабинет считался самой эффектной комнатой в личных покоях цесаревны Марии Александровны. 8 лет — цесаревны. А после кончины Николая Первого — ещё 25 лет уже императрицы Марии Александровны.

Первым же художником, запечатлевшим на акварели Малиновый кабинет, стал Эдуард Петрович Гау. Кабинет пока ещё цесаревны.

Э.П.Гау Малиновый кабинет. !840-е годы.
Э.П.Гау Малиновый кабинет. !840-е годы.

Эта акварель выглядит легче, воздушнее, просторнее. Между окон, выходящих на север (на Неву) расположены огромные зеркала. Чуть позже я к ним подойду. А пока ещё раз полюбуемся сложной и богатой лепниной потолка.

Фото автора
Фото автора

По стене расположены шкафы-витрины с роскошными статуэтками.

Фото автора
Фото автора

На акварели К.А.Ухтомского, в последнем по времени интерьере кабинета, тоже по стене стояли стеклянные шкафы-витрины.

А теперь пройдём к зеркалам, противоположным зеркалу над камином.

Фото автора
Фото автора

Такой приём с использованием зеркал часто применяли художники в интерьерах, чтобы расширить и осветлить залы во дворцах и особняках.

Я же засветилась по обыкновению в зеркале. Как иначе, автор же))).

Фото автора
Фото автора

Два изящных стульчика дополняют остатки некогда уютной атмосферы такой гостиной. На портьерах и обивке стульев сохранён старый узор штофа (в данном случае, штоф — это тяжелая шелковая или шерстяная декоративная одноцветная ткань с крупным тканым узором).

Фото автора
Фото автора

Ну, теперь мы имеем представление, как выглядела эта уютная комната императрицы Марии Александровны в те далёкие времена.

В заключении, ещё раз окинем взором Малиновый кабинет. На фото справа видна Золотая гостиная, а дверь слева уже ведёт в Будуар императрицы. Продолжение следует.

Спасибо за прочтение статьи! Берегите себя! До встречи!