Найти тему
Виктор Масалов

Бюджет Петербурга – денег куры не клюют?

Прежде, чем переходить к рассмотрению показателей бюджета необходимо определиться с критериями оценки сложившихся тенденций, что считать негативными тенденциями, а что - позитивными. В данной статье в качестве критерия оценки будет взят критерий соответствия или не соответствия сложившихся тенденций целевым установкам, заданным Президентом России. Эти целевые установки в самом общем виде сформированы в двух Указах:

1. в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года №204.

2. в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года №474.

Кратко эти важнейшие целевые стратегические установки, изложенные в преамбулах этих Указов, можно свести к следующим:

· осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.

· увеличения численности населения.

· повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания.

Итак, рассмотрим, как бюджет города создает (или не создает) предпосылки для реализации требований Президента России? В качестве временных периодов будем анализировать 2020 год, 2021 год, 2022 год и январь – сентябрь 2023 года. Значения показателей будем брать с сайта Комитета финансов Петербурга.

Сначала рассмотрим бюджетные доходы. В 2020 году они возросли на 4,9%, в 2021 году – на 25,7%, в 2022 году – на 37,9%, в январе – сентябре 2023 года доходы снизились – 93,7%. Как я уже анализировал в предыдущих статьях, резкий рост доходов бюджета был обусловлен регистрацией в городе крупной оптовой торговой организации. Прибыль этой организации привела к скачкообразному росту налога на прибыль, поступающего в бюджет города. Конкретно в цифрах (источник Росстат): сальдированный финансовый результат в оптовой и розничной торговле скачкообразно возрос с 195 млрд. рублей в 2020 году до 3530 в 2021 году – в 18 раз (!). В 2022 году он снизился до 1320 млрд. рублей (на 37%). Но по отношению к 2020 году добавка все-таки существенная – более, чем в 6 раз. В январе – августе 2023 года этот показатель составил вообще 36,8 млрд. рублей против 2162 млрд. за соответствующий период предыдущего года. А в ряде предыдущих месяцев был вообще зафиксирован убыток. И это в торговле? Это уже тоже прорыв – но негативный. Как это отобразилось на налоге на прибыль, поступившем в бюджет города? В 2021 году налог возрос на 44%, в 2022 году – на 84%, в январе – сентябре 2023 года налог сократился на 25%. Таким образом можно говорить о том, что формально прорывное развитие в доходах бюджета свершилось в 2021 - 2022 годах. Но по существу этот прорывной скачок в доходах бюджета не являлся следствием прорывного развития реальной экономики города. С другой стороны, в 2023 году произошел мощный откат в доходах бюджета. Определяющим фактором этих мощных изменений доходов бюджета стала регистрация в городе в 2021 году новой крупной оптовой торговой организации. После этого были зафиксированы как мощные прибавки в прибыли по торговле, так и не менее мощные падения. Объем прибыли этой новой компании определил не только динамику прибыли в торговле, не только доходы бюджета, но и СФР по всем (!) видам экономической деятельности в городе: в 2019 году этот показатель был равен 0,9 трлн. рублей, в 2020 году – 1,3 трлн., в 2021 году – 5,6 трлн., в 2022 году – 2,3 трлн., за январь – август 2023 года показатель составил 1,3 трлн. против 3,2 трлн. в январе – августе 2022 года. Можно только выразить сочувствие правительству города и Комитету финансов – планировать показатели доходов бюджета при такой мощной разнонаправленной динамике доходов крайне сложно. Что можно предложить для обсуждения?

Первое - для прогнозирования доходов бюджета можно запрашивать саму крупную торговую организацию о прогнозе ее прибыли. Второе – можно прогнозировать прибыль города и отчисления в бюджет только на основе показателей реальной экономики города. В предыдущих статьях я уже выделял составляющие виртуальной экономики Петербурга – это торговля и производство кокса и нефтепродуктов. Их прибыль можно было бы разместить в резерве бюджета и расходовать по мере ее поступления для сверхплановой закупки товаров и услуг. Например, для покупки социального жилья.

Какие еще особенности бюджета города можно отметить?

Государственный долг в 2022 – 2023 годах либо значительно меньше профицита бюджета (в 2022 году), либо примерно равен профициту (в 2023 году). Например, в ноябре 2022 года госдолг был равен 95 млрд. рублей, а профицит бюджета - 303 млрд. рублей. В марте – сентябре 2023 года профицит бюджета и госдолг были примерно равны в диапазоне 90 – 110 млрд. рублей. Возникает вопрос: насколько оправдано такое соотношение госдолга и профицита? Ведь за долговые деньги нужно платить, а это экономически оправдано при использовании долговых денег. А они, по сути, остались на счетах.

В 2021 – 2023 годах зафиксирован профицит бюджета: в 2021 году – 46 млрд. рублей, в 2022 году 119 млрд., в сентябре 2023 года – 90 млрд. Что означают эти показатели? Именно на эти весьма немаленькие суммы был снижен платежеспособный спрос на товары и услуги со стороны правительства города. Соответственно была сформирована тенденция к снижению оборота, прибыли и заработной платы. Это, в свою очередь, создало предпосылки для снижения валового регионального продукта и снижению уровня жизни. Вывод – резервы экономического роста не были в полной мере использованы правительством города.

Расходная часть бюджета используется крайне неравномерно в течение года. Максимальные расходы осуществляются в декабре. Эти расходы вдвое – втрое превышают среднемесячные значения в течение года. Например, в 2022 году среднемесячные расходы бюджета находились в диапазоне 80 млрд. рублей, а в декабре 2022 года за месяц были освоены затраты в сумме 287 млрд. рублей. Эта практика продолжается все последние годы и создает предпосылки для снижения качества работ и услуг. Предложение для обсуждения: разработать механизмы для равномерного освоения расходов бюджета по месяцам.

На протяжении последних лет не было года, чтобы план освоения расходов бюджета был бы выполнен. Только за последние годы срыв выполнения плана составил: в 2019 году – 17 млрд. рублей, в 2020 году – 8 млрд., в 2021 году – 10 млрд., в 2022 году – 25 млрд. Это повлекло за собой все те же негативные тенденции – снижение платежеспособного спроса, снижение оборота, прибыли и зарплаты, снижение экономического роста и уровня жизни жителей города.

Свой вклад в снижение расходов бюджета вносит работа комитетов по освоению средств на объектах адресной инвестиционной программы: за последние 10 лет план не был выполнен ни разу.

В составе целевых установок Президента есть еще одна – это увеличение численности населения. Будем исходить из того, что рост численности населения прямо свидетельствует о повышении уровня жизни жителей города. Можно предположить, что этот показатель более объективно характеризует рост уровня жизни, чем показатель роста реальных доходов. Как бюджет города создает предпосылки для роста населения? Ответ – никак. Посмотрим статистические данные Петростата. В 2021 и 2022 году численность населения города (на начало года) сокращалась. Естественный прирост населения (превышение рождаемости над смертностью) начиная с 2019 года превратился в естественную убыль населения. В 2019 году убыль составила 0,3 тыс., в 2020 году – 17,9 тыс., в 2021 году 30,8 тыс., в 2022 году – 14,5 тыс. А если исключить прирост населения за счет мигрантов – то картина будет еще более неприглядной. Вымирание жителей города – тяжелейшая проблема в социальном развитии и ее не замаскируют показатели роста реальных доходов населения по методикам Росстата. Что можно было бы предусмотреть в бюджете для повышения рождаемости? Например, выделить деньги на строительство или покупку социального жилья и предоставлять его на условиях социального найма. Родился один ребенок – семья получает однокомнатную квартиры, родился второй – получает двухкомнатную квартиру и так далее.

Но это частный пример. Он обусловлен одним общим обстоятельством - бюджет Петербурга вообще (!) не нацелен на выполнение требований Президента России – ни по форме, ни, по существу. По форме - в законе города «О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», принятым Законодательным Собранием 23 ноября 2022 года, даже ради приличия не сказано, что бюджет направлен на выполнение Указов Президента РФ. А по существу в законе вообще отсутствует целевой блок. Это не программно – целевой управленческий документ, а чисто бухгалтерская роспись доходов и расходов. Бюджет города как финансовый ресурс должен быть направлен на обеспечение выполнения целевых установок, задаваемых Президентом России. Финансовый ресурс является всего лишь одним из видов ресурсного блока. В этом блоке присутствуют также трудовые ресурсы, природные ресурсы, информационные ресурсы, организационные ресурсы, некоторые другие. И все ресурсы должны быть направлены на достижение целей развития.

В связи с этим ни о каком прорывном научно-технологическом и социально-экономическом развития города не может быть и речи. Хочется надеяться, что это не саботаж, а безответственность и безнаказанность отдельных чиновников и снисходительное отношение к этому со стороны руководства города. Возникает вопрос: а возможно ли в городе на уровне законодательных и исполнительных органов обеспечить этот самый прорыв? Свои предложения для обсуждения я в свое время предлагал в статье «Херсон перед нами, пробьемся штыками», или как осуществить прорыв в промышленной политике». Статья размещена на моем канале. Итак, основа для обсуждения есть, но обсуждения нет. Но это далеко не самое главное. А самое главное – нет учета в бюджете задач, поставленных руководителем страны.

Подводя итоги вышесказанному можно сделать следующие предположения:

1. бюджет города не обеспечивает выполнение требований Президента России по развитию экономики (обеспечение прорыва, рост численности населения) ни по форме, ни, по существу. Скачок в росте доходов присутствует, но он не является производным от развития экономики города и обусловлен внешними факторами.

2. недостатки работы комитетов по освоению расходов бюджета по ряду направлений сдерживают выполнение требований Президента России по экономическому развитию страны на основе экономического роста и повышения уровня жизни населения.

3. бюджет не является программно – целевым управленческим документом, а является чисто бухгалтерским документом, распределяющим финансовые потоки без связи с целями развития города.

4. бюджет города в значительной степени зависит от внешних факторов, зависящих от отечественной и мировой конъюнктуры на рынках и для управления им нужны новые подходы.