Найти в Дзене

Транспортировка почты и железные дороги России

Оглавление

Как осуществлялись почтовые перевозки два века назад? Когда появился первый почтовый вагон? Приглашаем окунуться в историю почтовых перевозок вместе с Музеем железных дорог России.

Первый почтовый дилижанс

Важное событие в истории почтовых перевозок произошло в 1784 году — из Лондона в Бристоль отправился первый почтовый дилижанс. За один день он проходил 70 км. Приезжая в город, дилижанс останавливался на главной площади, и кондуктор трубил в рожок, чтобы оповестить жителей о своём прибытии. Он раздавал и принимал почту, кратко рассказывал главные новости и отправлялся дальше.

Почтовый дилижанс. Макет.
Почтовый дилижанс. Макет.

Перевозка почты по первой железной дороге

С появлением первой железной дороги в Российской империи — между Санкт-Петербургом и Царским Селом — почтовый департамент начал использовать её и для перевозки почты. Для этого было заключено соглашение с Царскосельской железной дорогой, согласно которому за перевозку отправлений почтовый департамент платил 600 рублей в год. А в 1857 году в силу вступил новый почтовый устав, по которому железнодорожному ведомству было поручено бесплатно перевозить почтовые отправления в любом пассажирском поезде. Железная дорога была обязана предоставлять отдельное помещение для перевозки почты в пассажирских вагонах, а расписание движения поездов необходимо было согласовывать с почтовым управлением.

Первые специализированные почтовые вагоны появились уже на строящейся железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой.

Практически каждый почтовый вагон соответствовал почтовому отделению и имел свой штемпель для гашения корреспонденции. В 1869 году ввели нумерацию почтовых вагонов, которая отражалась на штемпеле.

В январе 1873 года император Александр II утвердил временные Правила перевозки почты по железным дорогам, которые затем стали постоянными. Уже в 1874 году почтовая служба Российской империи стала полноправным членом Всемирного почтового союза.

Интересный факт!

Первый почтовый вагон появился в Англии в 1838 году на Grand Junction Railway. Он представлял собой переоборудованный вагон для перевозки лошадей.

Начиная с 1860-х годов в России почтовые вагоны строили в основном трёхосными. Но в связи с ростом количества почтовых отправлений удлинять трёхосные вагоны было уже невозможно. Поэтому к 1902 году Русско-Балтийский вагоностроительный завод выполнил заказ на постройку новых четырёхосных вагонов для перевозки почтовой клади весом до 10 тонн.

Максимальная длина трёхосного вагона составляла 13 метров, а при переходе на четырёхосные вагоны длину увеличили до 17,8 м, а затем и до 20 м.

Первым типом четырёхосного почтового вагона стал 17-ти метровый вагон, разработанный Николаевской железной дорогой совместно с почтовым ведомством. Его представили на Всероссийской торгово-промышленной выставке в 1896 году. Затем в 1902 году построили вагоны длиной 18 метров. Переход к вагонам длиной в 20 метров осуществлялся в период Первой мировой войны. Двадцатиметровые почтовые вагоны с деревянными кузовами продолжали строить на Калининском вагоностроительном заводе в советское время и до начала Великой Отечественной войны.

Первый цельнометаллический почтовый вагон типа 4сб по заказу Министерства Связи СССР построил вагоностроительный завод им. Егорова в 1949 году. Их продолжали строить до XXI века.

В коллекции нашего музея сохранился старейший почтовый вагон в России, построенный в 1902 году. Он пережил 3 революции и 2 мировые войны.

Интересный факт! Как удалось сохранить этот вагон?

На протяжении многих лет этот вагон использовали в качестве бельевой кладовой в пункте технического осмотра пассажирских составов дальнего следования на Финляндском вокзале. Реставраторы изучили кузов и с удивлением обнаружили сохранившейся исторический каркас, а также множество оригинальных деталей.

Почтовый вагон С.3. 558 в Музее железных дорог России
Почтовый вагон С.3. 558 в Музее железных дорог России

Доставка корреспонденции в почтовых вагонах

Корреспонденцию доставляли в холщовых и кожаных мешках. Тару для отправлений назвали почтовыми вещами — мешки, сумки, баулы, чемоданы.

С торцов вагона, согласно планировке, размещали кладовые, которые загружались корреспонденцией. В середине вагона находилось отделение канцелярии.

Макет отдела канцелярии в почтовом вагоне. Музей железных дорог России.
Макет отдела канцелярии в почтовом вагоне. Музей железных дорог России.

Рядом со входом в вагон были предусмотрены специальные прорези, в которые любой прохожий мог опустить письмо.

Посетители Музея железных дорог России могут тоже отправить письмо, воспользовавшись специальным отсеком на вагоне.
Посетители Музея железных дорог России могут тоже отправить письмо, воспользовавшись специальным отсеком на вагоне.

С развитием железнодорожной почты появились и новые должности: разъездные чиновники для сопровождения корреспонденции и разъездные почтальоны.

Сортировка и штемпелевания писем происходили прямо в пути. Почтовый вагон превратился в полноценный передвижной почтамт, работа в котором выполнялась круглосуточно.

Почтовый вагон в Музее железных дорог России.
Почтовый вагон в Музее железных дорог России.

Реставрация вагона

Почтовый вагон, представленный в Музее железных дорог России, был воссоздан в первозданном виде — каким он был выпущен в 1902 году.

В 1990 году вагон был доставлен в музей железнодорожной техники на станции Шушары. Но к реставрации приступили спустя много лет. Были найдены заводские чертежи вагона в Государственном историческом архиве Латвии и восстановлены концевые открытые площадки с металлическими ограждениями, а также интерьер вагона.

В 2018 году внутри вагона была создана экспозиция, посвященная истории железнодорожных почтовых перевозок. Теперь посетители могут заглянуть внутрь, осмотреть помещение канцелярии и багажные кладовые, познакомиться с тем, как происходила сортировка писем более 100 лет назад.

Фото из архива

В 1987 году в СССР были выпущены марки с изображением почтовых вагонов.
В 1987 году в СССР были выпущены марки с изображением почтовых вагонов.
Почтовый вагон
Почтовый вагон

Появление почтовых вагонов позволило сильно увеличить скорость доставки писем и отправлений в России. И несмотря на развитие технологий и внедрение электронной почты, перевозка писем по железной дороге по сей день не потеряла свою актуальность.

Приходите в Музей железных дорог России, чтобы своими глазами увидеть настоящий почтовый вагон 1902 года, посетить посвященную железнодорожной почте экспозицию и даже отправить открытку через специальный отсек.

Посещение почтового вагона свободно для посетителей музея. Билеты, информация, график работы — на нашем сайте.

До встречи в залах Музея железных дорог России!