Это одно из упражнений взятое из спортивных тренировок для взрослых здоровых людей, с уже полостью сформированной корой головного мозга.
А у младенца только идёт формирование и структур тела и головного мозга. Ему нужны совершенно упражнения. устроенные по другим принципам.
Да, выглядеть упражнение "для взрослых" может очень даже правдоподобно в применении к формированию какого-то навыка у младенца.
Но это только на первый взгляд.
А, если взглянуть на него с т.з. функциональной анатомии, нейрофизиологии и биомеханики ещё только формирующейся структуры младенца, то картинка в корне меняется.
Итак ...
Упражнение ТАЧКА.
Выполнение:
- ребёнок находится в положении животом вниз
- ноги ребёнка соединены вместе или разведены по обе стороны от туловища взрослого
- взрослый удерживает ребёнка за поднятый над опорой таз или, что значительно хуже, за бёдра или выпрямленные коленные суставы
- иногда, что ещё хуже" взрослый удерживает за стопы и под грудную клетку
- ребёнок опирается на руки
- ребёнок сам или при стимуляции взрослого может делать "шаги" руками
Смысл и цели с точки зрения многих родителей, педиатров, неврологов и массажистов:
- укрепить мышцы рук
- научить раскрывать ладонь при постановке её на опору
- научить переставлять руки попеременно
- подготовить ребёнка или простимулировать ползание на четвереньках
Но, к сожалению, в упражнении "тачка" мы:
- НЕ работаем на устранение причин "зажатых рук"
- НЕ убираем ту дисфункцию, которая привела к видимой проблеме
- НЕ создаём верный двигательный стереотип
- а работаем на создание не рациональных компенсаций
- а часто ещё сильнее фиксируем дисфункцию на уровне плечевого пояса, шеи, затылочно-шейного и шейно-грудного переходов.
Теперь коротко по порядку:
- про 2 мифа об этом упражнении
- про конкретный вред от его применения
Развеиваем опасные мифы
1️⃣ Укрепление мышц рук или раскрытые ладони на опоре.
Мышцы рук не могут быть слабыми или в гипертонусе (кулаки на опоре) просто потому что им этого захотелось.
🤔 Ведь кто-то же в теле или в мозге руководит этим процессом?
Не сами же мышцы? КТО главный?
🤓 Правильно! Главный это наш МОЗГ и его нервные проводящие пути.
Если у мышц рук есть проблемы с тонусом, то нарушения нужно искать и исправлять в управляющих структурах.
В тех инстанциях, которые и диктуют мышцам то, в каком состоянии им нужно находится:
- либо нарушения в работе головного мозга (не получается создать верную нейронную связь на уровне коры головного мозга)
- либо где-то в шее или шейно-грудном переходе зажат нервный корешок
- либо в области между ключицей и первыми двумя рёбрами, где проходит нервно-сосудистый пучок, питающий руку
- а может и сам нерв передавливают ткани в руке (что у младенцев крайне редко может случиться)
❗Непосредственно мышечная сила - это наращивание количества мышечных клеток / волокон миофибриллов.
❗Это история про взрослых и интенсивные физические нагрузки. Это НЕ про детей раннего возраста.
2️⃣ Создание двигательного стереотипа для рук при ползании на четвереньках
У младенцев идёт подключение мышц в определённые функциональные цепи. Результат этого подключения мы видим в последовательном осовении определённых положений тела и двигательных навыков.
На базе этого формируются и нейронные связи в коре головного мозга. А раз эта навыковая связь качественно сформировалась, то рефлекс со спинного мозга больше не нужен для управления рукой
👉 спинальный рефлекс (новорожденно) полностью уходит в "спящий режим"
👉 управление на себя берёт кора головного мозга
👉значит тонус уходит, а свободное осознанное движение в руку приходит
Ползание на четвереньках
- это навык, который:
- соединяет в работу длинные перекрестные цепи по задней поверхности (идёт с левой руки на правую ногу и с правой руки на левую ногу)
- подключает к ним прямую переднюю цепь (от подбородка и височной кости к лобковой кости и дальше на ноги)
- использует подвижность таза и ТБС и их правильное позиционирование
- требует определённого угла в плечевых суставах (у новорожденного они как-бы завёрнуты кпереди и постепенно разворачиваются наружу)
- требует свободы тканей на уровне шеи и плечевого пояса
- требует того, чтобы центр тяжести тела опустился из грудины в таз
❗Здесь происходит:
- соединение верха и низом тела ребёнка в единый двигательный комплекс
- формирование взаимодействия цепей левой и правой сторон тела
- развитие функциональных связей между полушариями мозга
- и другие важные процессы
Всё это требует участия тела и всех конечностей вместе с головой в полном едином комплексе, а не по сегментам.
Если ребёнок не может освоить ползание на четвереньках,
то есть каки-то нарушения из вышеуказанного 👆 списка и некоторые другие.
Нужно их убирать специальными манипуляциями и упражнениями.
Но в упражнении "тачка" этого не сделать. Им можно навредить.
⏺️ В чём же вред
от выполнения упражнения "тачка"?
- ставим ребёнка на опору только руками, не подключая к работе ещё 2 необходимые для навыка конечности
- часто заставляем ребёнка этим положением сильно разгибать шею и напрягать мышцы задней поверхности шеи, верхней доли трапеции и сокращать малую грудную, приводя ключицу ближе к 1и2 ребрам (а там нервно-сосудистый пучок, питающий руки)
- блокируем нормальную подвижность таза и ТБС, необходимых для ползания
- создаём перегрузку на область поясницы и крестца
- выключаем из работы брюшной пресс, который должен в норме играть здесь роль одного из руководителей
- не даём включится ротационной функции оси (затылочная-позвоночник-крестец)
- не даём мозгу почувствовать ноги на опоре, а значит и не даём увидеть длинную перекрёстную цепь целиком
- поднимаем таз выше плечевого пояса, что заставляет центр тяжести оставаться в груди, а его нужно как можно скорее опустить в таз
- в мозг поступает не верная информация о положении центра тяжести, работе цепей, включении мышц
- и ещё многие мелкие, но значимые для формирования навыка и коры головного мозга огрехи
И вообще делать что-то за младенца в желании сформировать навык
- это прямой ВРЕД!!!
Вот, подумайте сами и ✍️ответь в комментариях 👇
❓ Как вы быстрее и качественнее научитесь чему-то новому?
ВАРИАНТ № 1. Когда кто-то умеющий вдруг, когда вы совсем к этому не готовы, возьмёт Вашу руку или ногу и начнёт ей производить какие-то действия. А у вас нет к этому ни желания, ни понимания, что происходит.
ВАРИАНТ № 2. Когда Вам создадут условия, при которых станет интересно и понятно. Уберут препятствия и создадут опорные точки. И Вы уже сами, используя собственный мозг создадите нужное действие.
🎉 Значительно разумнее и полезнее для малыша:
- постараться убрать из тела всё что мешает
- создать условия и положения тела ребёнка, при которых происходит активация верных мышечных групп
- создать верные сенсорные (тактильные, слуховые, визуальные) стимулы
❓Не совсем понимаете,
как это сделать именно в Вашем случае?
Приходите на ДИАГНОСТИКУ или ОБУЧЕНИЕ по двигательной терапии
(очно или онлайн)
🤗 Раздерёмся в чём затруднение и найдём путь решения.
🤓 Всё разъясню, покажу и проверю правильность выполнения.