Не знал куда приткнуть мнение о фильме (но приткнуть куда-то хотелось), так что размещу его здесь.
Я люблю американское кино 80х. Не знаю почему. Возможно, потому что это мое детство. Однако, перефразируя слоган старой рекламы, скажу, что не все фильмы одинаково полезны. На сюжете картины «Легенда о Билли Джин» мне не хотелось бы заострять внимание. Дело не только в спойлерах, но и… впрочем, давайте по порядку. Разберем фильм и начнем с его персонажей.
Билли Джин. На протяжении первых 10 минут нам сексуализируют образ этого персонажа. Мы видим привлекательную блондинку. Нам не сообщают ее имя, но уже показывают голую спинку. Затем, запрыгивая на скутер, мелькают ее трусики. Мы любуемся обнаженной ляжкой. В сцене на заправке на долю секунды героиня стоит с ногами, расставленными на ширину плеч, а сзади нее на скутере сидит персонаж Кристиана Слейтера, чья нога, как будто невзначай, находится между ног Билли Джин и уходит под юбку. Тут можно возразить, что это случайность и на стоп-кадрах можно поймать много интересного, однако улюлюканье бабуинов из авто перед этим кадром привлекает к сцене внимание зрителя. Заставляет задаться вопросом: «а что это они там такого интересного увидели, что хором заголосили?!» Кроме того, долее в фильме будет сцена абсолютно не нужная для сюжета, но содержащая аллегорию (к ней мы вернемся). А значит не стоит считать киноделов профанами: они знают, что снимают и знают, как правильно монтировать. Об этом свидетельствует и следующая сцена на плоту с возлежанием на нем героини в эротичной позе, а паховая область Кристиана Слейтера, как бы случайно, перекрывается филейной частью Хелен Слейтер. Если поставить на паузу фрагмент, когда Хелен вылезает из воды на берег, то можно увидеть ее сосок, вылезающий из-под топика. Разумеется, это то же случайность. Остаток дня девушка бегает с открытым животиком. Приятное зрелище. Я серьезно. Однако за всем этим фансервисом и эротикой нам не рассказали о Билли Джин ничего. Сколько ей лет? Она учится или работает? Какие у нее увлечения? Она сногсшибательна – вопросов нет. Ее хотят и стар, и млад. Но где ее парень (или бывший парень)? Я не верю, что она ни с кем не встречалась, на это косвенно намекает и то, с какой легкостью она плюхается в кровать к своему любовному интересу во второй половине фильма. Легко. Непринужденно. Как будто она тут всегда лежала. Так же, в дальнейшем можно прийти к заключению, что у нее не так много мозгов. Но это будет потом и это комплимент, т.к. у других персонажей их еще меньше. Пока же мы видим, что приставания альфача в компании бабуинов ее не беспокоят, а если расценивать ее улыбку не как реакцию на солнышко и ветерок, а как реакцию на внимание и со стороны альфа-самца, то ей это очень даже нравится. Ведь, киношные девушки любят, когда их добиваются. Да, в жизни это абьюз и насилие, но в кино это романтика. Так же, следует понимать, что «Билли Джин» это не двойное имя как Сара-Джессика или Анна-Мари. Двойные имена пишутся через дефис. А имя «Билли Джин» это первое и второе имя, т.е. имя и отчество, а фамилия у персонажа Дэйви. Почему все вокруг Пети, Коли, Маши, Наташи, а тут одна из их сверстниц ни с того, ни с сего - Светлана Игоревна!? За какие заслуги? Ее даже брат не называет Билли. Согласитесь, вопросов масса! И из-за того, что мы не знаем кто такая Билли Джин, мы не можем оценить ее трансформацию, ее путь, пройденный за хронометраж в 1,5 часа. А изменилась ли героиня или в стрессовой ситуации просто сработал тумблер, и, оставаясь собой, потребовалось принимать особые решения? Ответа в фильме нет, так же как и нет завершения арки героини.
Альфа-самец. Антагонист, чья задача запустить историю. Смелый, заносчивый, самовлюбленный в начале истории, но после двух ударов по своему достоинству превратившийся в трусливого предателя. Истории бы не случилось, если бы героиня заявила что-то типа: Вась, ты не в моем вкусе, - гуляй! Персонажа не стали прописывать, оставив шаблон.
Отец альфа-самца. Ощущение короля жизни присущее сынку умножаем на 2 и получаем глав-гада. Разруливает ситуацию, защищая сына. Делает это в свойственной «плохишам» скотской манере, но заботится о сыне. Имеет предпринимательскую жилку. Высоко не летает, но денежки водятся. В конце фильма теряет достоинство от удара по гениталиям и оказывается преданным собственным сыном.
Бинкс в исполнении Кристиана Слейтера. Младший брат главной героини. Мальчик для битья, над которым глумятся и альфач, и его беты. Мозгов меньше, чем у сестры. Жизнь его ничему не учит. Его били, в него стреляли, а у него как текла слюна в начале истории на красный скутер, так и в конце продолжает течь на похожий по виду и по цвету снегоход. Персонаж никак не меняется и нужен только как единственное слабое место сестры. Хотя внешне актеры не похожи, зато однофамильцы. Вероятно, это важнее схожести во внешности.
Лейтенант в исполнении Питера Койота. Странный персонаж. Получив заявление о попытке ограбления и убийстве, начинает искать Бонни и Клайда на минималках, но с какого-то перепоя встает на сторону преступников, даже не поговорив с ними. Решает отдать свои кровные деньги. Защищает сильную и независимую. Долг? Профессионализм? Служение закону? Не, не слышали. Зато слышали его вопли «Пусть всё будет так, как ты захочешь!» адресованные Б.Д.
Ярдли Смит в роли подружки Билли Джин. Это единственный персонаж, о котором стоит упомянуть, не смотря на то, что ее место в картине где-то между героем второго и третьего плана, у нее есть арка. В отличие от Билли Джин, героиня Смит проходит все стадии классического мономифа. В начале, она слабая и над ней доминирует ее мать. Она отправляется в путешествие и сталкивается с трудностями (покупка еды). Она уходит от опасности и становится женщиной. Это та сцена, о которой я говорил в начале. Билли Джин и Ко едут в машине. Их замечает семейная пара из другой машины. Мужик решает прострелить подросткам колеса, сдать в полицию и получив вознаграждение. Достает ружье и палит в детишек. Детки уезжают. Б.Д. видит кровь на персонаже Смит, но та говорит, что не ранена. Б.Д. улыбается и поздравляет Смит с вхождением во взрослую жизнь. Речь, конечно, о менструации, но аллегория с мужиком со стволом, который стреляет в девочку под женские визги и мольбы прекратить, разнося выстрелом стекло, намекает на акт дефлорации. В общем, в конце героиня Смит возвращается домой, ставит мать на место, и предстает перед толпой на пляже сильной и независимой, которой эта самая толпа рукоплещет. Получается, сценаристы могут прописать второстепенного персонажа, но не в состоянии этого сделать с главной героиней? Что-то тут не так.
Остальные персонажи, по сути, не важны. Девочка-водитель возит всю компанию на папиной машине. Почему она не пойдет в полицию и не расскажет, как всё было? А, ну да, кинА не будет. Любовный интерес с ярко выраженной дистрофией, астмой и какими-то там таблетками, которые он не принимает. Я не вижу ничего странного в том, что героиня выбрала больного мальчика, а не парня спортивного телосложения, ведь настоящая женщина не боится трудностей и может позаботиться о слабом и больном. Вообще в фильме есть два типа персонажей. Первый тип: все мужики; они богатые и хотят быть с Билли Джин просто потому, что она чертовски сексуальна. Второй тип: все бабы; они нищие, но за них платят мужики, потому что они для дядей или любовные объекты, или дочери.
Особо хотелось бы отметить попытку авторов сделать из главной героини Жанну Д’Арк. То ли они ничего не знают об Орлеанской деве, то ли они зрителей считают за дебилов. Жанна была на службе у французского короля и освобождала Францию от англичан. Если бы Билли Джин сотрудничала с полицией и противостояла уличной банде, то можно было бы провести параллель, но тут она идет против полиции, закона, государства. Она нарушает общественное спокойствие, ворует в магазине, влезает в чужой особняк, имитирует взятие заложника, но общество на ее стороне, потому что она сильная и независимая «нетакуся». «She was more like a beauty queen from a movie scene» (Она больше напоминала королеву красоты из кинофильма) – строчка из песни Майкла Джексона Billie Jean. «Then every head turned with eyes that dreamed of being the one» (Все стали оборачиваться на неё с глазами, отражающими желание) – еще одна строчка оттуда же. «the lie becomes the truth» (ложь становится правдой) – тот же источник. По «странному» стечению обстоятельств лейтмотивом через весь фильм проходит подобная фраза: «Всё по-честному!». Но это в русском переводе; в оригинале фраза звучит как «Fair is fair» (кстати, это первый вариант названия фильма). В качестве «ответа» Джексону, Лидия Мардок выпускает песню от лица Билли Джин под названием «Суперстар», в которой есть следующие строки: «A woman’s got her pride. I don’t want nothing from you» (У женщины есть ее гордость. Мне от тебя ничего не нужно). И эти две строчки, по сути, и являются объяснением характера героини, в то время как предыдущие три цитаты можно считать синопсисом фильма.
Но, ведь должно же в фильме быть что-то хорошее!? Да, и оно есть. Заглавная тема в исполнении Пет Бенетар. С конца 70х Пет эксплуатировала и продвигала в массы образ «сильной и независимой», это проявлялось и в текстах песен, и в клипах. Все они, так или иначе, вызывают чувство стыда (особенно песня «Любовь – это поле боя»). Но главную тему фильма можно слушать не морщась. Пожалуй, это лучшая ее песня. Так вот, образ Бенетар как нельзя лучше подходит к «голосу» этого фильма, но ни до, ни после Бенетар не сотрудничала с авторами песни (Саймоном Клими и Холли Найт). Песня написана специально для этого фильма и в качестве исполнителя, по не известным причинам, выбрана Пет.
Пожалуй, не будет сильным преувеличением сказать, что фильм обогнал свое время. Расцвет подросткового кино с подобными главными героинями пришелся на прошлое десятилетие. Все эти голодные дивергенты и охотницы за привидениями вызывают ровно те же эмоции, что Легенда о Билли Джин. И дело не в так называемых «сильных женщинах». Скарлет О’Хара из Унесенных Ветром сильная женщина или, например, Элен Рипли из Чужого сильная женщина, а Билли Джин – это карикатура на образ сильной женщины. Предположим, у нас есть 2 человека одинакового роста и один хочет стать выше другого. Для достижения цели есть 2 пути: стать выше самому (ходить на ходулях, встать на табуретку и т.д.) или опустить другого (надавить на плечо, чтобы он сел; закопать его в землю по пояс и т.д.). Сильные женщины «перерастают» мужчин, а карикатуры на сильных женщин мужчин принижают. В Легенде о Билли Джин мы видим именно второй вариант. Но так ли прост и глуп этот фильм, каким хочет казаться?
А что если это эксперимент? Как отнесется психика ребенка или подростка, если перевернуть с ног на голову не только моральные основы, но пол привлекательного человека? В начале фильма нам показывают полуобнаженное женское тело, а в середине фильма женственность отрезается вместе с волосами и на экране появляется пацанка в мужской одежде, при этом общество в фильме ее обожало и обожает. Но проблема в том, что на экране актриса начинает отыгрывать мужское поведение. Кстати, это в сцене с кроватью мы представим, что на нее падает не «героиня», а «герой», то всё начинает выглядеть логичным. Головой мы понимаем, что к чему, но понимает ли это наше бессознательное? И женская аудитория в стороне не остается. В начале фильма нам так же показывают привлекательные полуобнаженные мужские тела. Ах, этот чарующий ракурс на филейную часть альфача, когда он идет к скутеру! Зачем снимать плечи и голову актера, когда можно его снизу обрезать по пояс, а в следующем плане - по грудь. Операторская работа – моё почтение! И вот, на радость девчонкам, главная героиня становится пацанкой. У нее даже и яйца есть – это ее брат, с которым она неразлучна. Вообще у них странные отношения, но не будем об этом. Создатели как будто нарочно показывают нам 4 семьи (других в фильме нет), в которых мужчины живут с мужчинами, а женщины – с женщинами. Это нормально! Это наш мир! Другого нет! Альфач и его папа. Мы не знаем есть ли у них в семье женщина, нам показывают только их двоих. Самый богатый мужик в фильме и его сын (любовный интерес героини) – живут вдвоем. Героиня Ярдли Смит и ее маман. Ну, и Б.Д., ее брат и их мама. В эту закономерность не укладывается братишка Билли Джин, но если мы будем рассматриваем его как придаток (часть) Б.Д., то всё становится на свои места и это даже объясняет, почему персонаж Хелен не меняется. Она изначально была такой. В ней присутствует гермафродитизм, а с отрезанием волос проявляется андрогиния. Правда, я так и не понял, как с помощью ножниц можно за 5 минут сделать модельную стрижку с эффектом стрижки под машинку на затылке, но я тоже хочу обладать таким скилом!!
Хороший ли этот фильм? Зависит от того, что понимать под словом «хороший». Добрый, светлый и далее по списку? Если так, то фильм плох. А если «хороший фильм» это то кино, которое может увлечь, заставить задуматься и порыться в нем препарируя персонажей с их смыслами, то это шикарный и преступно недооцененный фильм!! Мораль вывернута на изнанку. Мир утрирован. Всё черно-белое. Латентная ЛГБТ-повесточка. В воздухе витает едва уловимый призыв к деконструкции общества. Противно и мерзко, но зато как это подается!! Как пропихиваются эти идеи. И если все так, как кажется, то и подборка однофамильцев на главные роли не случайна, ведь заморочились же с написанием песни для этого фильма и ее исполнительницей. И тему хайповую взяли. И отсылок с аллегориями напихали. «Супергерл» появляется второй раз в большом кино, а ее однофамилец впервые. Да, не… совпадение.
Стоит ли смотреть фильм? Дети и подростки, к счастью, смотреть не будут – это же фильм 40-летней давности. А сформированной психике взрослых фильм вряд ли сможет повредить. Но решение принимайте сами и сами несите за него ответственность!