Найти тему

Банки случайно не умирают (вексельные схемы на службе у мошенников).

Если банки падают, значит это кому-то нужно. Можно, конечно, утверждать, что в этих случаях просто действует своеобразный «естественный отбор» в кредитно-финансовой сфере и регулятор отзывает лицензии у слабых, неприспособленных или у тех, кто утратил доверие. Но мне в эту версию поверить сложно. В кредитно-финансовой сфере вообще ничего не происходит само по себе. Большие деньги не терпят несерьезного к себе отношения, в том числе – случайностей.

Причины падений банков следует искать не в банковской сфере, как таковой, а в той многообразной коммерческой деятельности (не имеющей отношения к кредитно-финансовой сфере), которой банки заниматься не имеют права по закону, но которая приносит им иногда основную прибыль. Финансируется эта «боковая» коммерческая деятельность на средства вкладчиков и, рано или поздно, но наступает момент, когда упомянутым вкладчикам приходится объяснять, куда именно банк вложил их деньги и почему эти деньги приносят прибыль исключительно самому банку, в лице его «схемных» фирм (термин в кавычках – из банковского лексикона).

-2

Когда банкиры понимают, что объяснить сложившуюся в банке ситуацию будет сложно, банк приносится «в жертву» сложившимся обстоятельствам.

Так что, понятие «прибыль банка» в этом случае – чисто условное и размеры этой прибыли вовсе не совпадают с теми, о которых коммерческие банки регулярно рапортуют ЦБ РФ.

Очень часто прибыли банков, полученные в кредитно-финансовой сфере, минимальны, а зарабатывают такие кредитно-финансовые учреждения совсем другими средствами, в «свободное от основной работы» время. После окончания карьеры в банковской сфере учредители и первые лица банков, чаще всего, имеют гарантированный доход. Причем очень часто - от той самой «боковой» коммерческой деятельности упавшего банка, которую они предусмотрительно развернули заранее, на деньги вкладчиков, как некий личный «стабилизационный фонд», или, если хотите, как «соломку», которую каждый банкир заранее постелил для себя там, где планирует «упасть». Вот вам поучительный пример.

-3

Иногородний АКБ «Макрос-Банк» (название заменено) лишился лицензии и уже через три с половиной месяца был признан банкротом. Отрицательная разница между его активами и обязательствами превысила 1,5 млрд. рублей. Временная администрация по управлению банком, назначенная приказом ЦБ РФ, выявила операции, осуществленные бывшим руководством банка в преддверии отзыва лицензии на осуществление банковских операций и в период наличия в банке проблем с платежеспособностью по продаже и замене активов на сумму более 560 млн. рублей. Как сообщает пресс-служба регулятора, в нарушение требований нормативных актов Банка России из кассы банка, без оформления соответствующих документов, выданы денежные средства физическому лицу в сумме 56 млн рублей. Также временной администрацией установлено, что в период наличия проблем с платежеспособностью осуществлены операции по преимущественному удовлетворению требований одних кредиторов банка в ущерб другим на сумму 120 миллионов рублей.

-4

Веселые «похороны» устроил себе банкрот, все предусмотрел заранее, даже нарушения, которые будут выявлены в процедуре банкротства, запланировал заблаговременно, именно в таком виде, чтобы первым лицам банка не пришлось нести уголовную ответственность. Более того, руководители банка оформили, каждый, свое банкротство (как физические лица) задолго до отзыва лицензии у банка. Говорю же, кредитно-финансовая сфера не терпит случайностей и экспромтов. Когда обманутые вкладчики «ломанули» в суды и к судебным приставам, и сам банк и его руководители уже эффектно «вывернули карманы»: «все, что найдете – ваше». Навсегда запомню восхищенные глаза судебного пристава, который показывал мне папки с исполнительным производством в отношении первого лица АКБ «Макрос-Банк»: двадцать семь исполнительных листов и никаких перспектив взыскания денег («…потому, как банкрот»).

В значительной степени допущенные банком финансовые нарушения связаны с его участием в финансировании строительства жилого комплекса «Берег мечты» (город в Сибири), а также с активной деятельностью банка по ипотечному кредитованию этого проекта. Вообще замечено, что банки предпочитают инвестировать свои деньги в проекты, которые ими самими созданы и контролируются. Во-первых, это гораздо безопаснее, чем давать деньги «чужому дяде». Во-вторых, грань, после которой деньги банка перестают быть таковыми и становятся собственно инвестициями, весьма условна. И государственные контролирующие органы не всегда эту грань умеют определить. Так что, более удобного и универсального механизма для «отмывания» денег, чем инвестиции в собственные проекты, банкиры еще не придумали.

-5

Не думаю, что за два года до процедуры банкротства банк готовился к этому событию. Просто банкиры лучше нас с вами знают, что «яйца» безопаснее хранить в разных «корзинах».

Отношения АКБ «Макрос-Банк» с многочисленными «схемными» фирмами заслуживают самого пристального внимания. Банкиры давно научились совмещать несовместимое: «схемная» фирма никак с банком формально не связана, по полностью банком управляется. С началом процедуры банкротства банка все его «схемные» фирмы находится в стадии «реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу». На языке юристов это называется «слить фирму в регион», поскольку такая процедура тихих «похорон» намного проще, быстрее и безопаснее, чем официальная ликвидация.

Чтобы успокоить наиболее крупных вкладчиков, руководство АКБ «Макрос-Банк» официально передавало им именные векселя своих «схемных» фирм, просто чтобы успокоить и предоставить гарантии того, что никакое банкротство банка не нарушит финансовые интересы этих влиятельных людей. Вкладчики верили, поскольку знали, что каждая «схемная» фирма банка – серьезный, проверенный партнер, с ликвидными активами и внушительными оборотами денег, с нормальной деловой репутацией руководителей.

Все встало на свои места, когда банк начал сворачивать свою активность, когда уже началась процедура банкротства: банк просто объявил, что никакие векселя никто не оформлял, бланки векселей – ворованные, а печати и подписи на них – поддельные. И когда сроки погашения векселей наступили, сотрудники «схемных» фирм отказались от погашения этих ценных бумаг. Отказались совершенно спокойно, без каких-либо комментариев. Потому, что точно знали, что бланки векселей заказал и получил в типографии неустановленный гражданин, что бланки эти поддельные и погашение финансовых обязательств по таким «векселям» законом не предусмотрено. За такие противоправные деяния предусмотрена уголовная ответственность, однако большинство уголовных дел, возбужденных в отношении «неустановленного круга лиц», полиция со временем «спускает на тормозах». И это тоже банковские мошенники просчитали заранее.

-6

Выводы из информации, которая использовалась в этой статье, читатель может сделать самостоятельно. Да и что нового я сообщил? Не первый и не последний раз банки лишаются своих лицензий и эффектно «выворачивают карманы» перед своими вкладчиками. И единственная пострадавшая сторона во всей этой истории, как обычно – именно вкладчики банка. Для учредителей и руководства АКБ «Макрос-Банк» никакая это не катастрофа. Просто, если банки падают, значит это кому-то выгодно. Настоящий банкир зарабатывает даже на банкротстве своего банка.