Эльвира Набиуллина должна отчитываться в Госдуме, так как именно депутаты Госдумы её утвердили главой ЦБ. Ежегодно Эльвира Набиуллина рассказывает депутатам о денежно-кредитной политике, которую проводит Центробанк.
Набиуллина в Госдуме
Николай Платошкин отметил, что в 2023 году Эльвира Набиуллина в Госдуме говорила в основном об инфляции. В частности, она признала, что уровень инфляции выше, чем оптимальный для Центробанка уровень.
Напомним, что оптимальным уровнем инфляции считается 4%. Почему? Эльвира Набиуллина считает, что если уровень инфляции выше, то возможен перегрев экономики, то есть нужно делать все для того, чтоб была все-таки инфляция на уровне 4%.
Какая же инфляция будет по итогам 2023 года? Эльвира Набиуллина сказал, что сейчас прогноз такой: от 7 до 7,5%. Понятно, что это не окончательно, но, скорее всего, в итоге будет что-то близкое к этим значениям.
Вопрос Анжелики Глазковой
Депутат Госдумы Анжелика Глазкова спросила у Эльвиры Набиуллиной про замороженные резервы. Дело в том, что в прошлом году резервы России за границей были заморожены, а это более 300 миллиардов долларов.
Следовательно, важно все-таки понять, получится ли вернуть эти резервы назад. Ведь все-таки в свое время эти средства откладывали на черный день вместо того, чтоб на свободные средства развивать промышленность.
Анжелика Глазкова сказала прямо: что делается для того, чтоб вернуть резервы, есть ли хоть какие-то подвижки на данный момент, ведь все-таки прошлое уже достаточно много времени. А также важно понять, будет ли хоть какая-то ответственность.
Что ответила Набиуллина? Она заявила, что этим вопросом продолжают заниматься в ЦБ. Проблема в том, что за границей сложно найти юристов, которые готовы сотрудничать с российскими государственными структурами, и поэтому проблему не так-то просто решить. Но Центробанк делает все для того, чтоб средства вернулись. Ну а ответственности никакой быть не должно, так как якобы никто не ожидал заморозки средств.
Точка зрения Николая Платошкина
Николай Платошкин сообщил, что на самом деле то же самое отвечала Эльвира Набиуллина и в прошлом году. Кажется, что за год уж должны были появиться хоть какие-нибудь новости.
Но, если уж судить по тому, как ответила Эльвира Набиуллина, пока что никаких новостей нет. Можно ли при таком подходе вернуть резервы? Невозможно. Есть ли вообще шанс, что резервы вернут?
Последние события говорят, что это маловероятно. Да и примеры из истории тоже чаще всего свидетельствуют о том, что если государственные резервы замораживают, то чаще всего их не возвращают.
А за границей с каждым месяцем все чаще обсуждают, что делать с этими средствами, и среди вариантов, как можно понять, нет такого варианта, чтоб вернуть эти средства России.
Воздействовать в данном случае можно только так: заморозить иностранные средства в России. Не обязательно деньги, возможно, какие-нибудь активы. Это делают в России очень неохотно, но подобные меры могут все-таки как изменить ситуацию.
Деньги же большие. Понятно, что хранить их за границей — это было ошибочное решение. Это стоило чего? Модернизации экономики России, потому что эти деньги могли быть использованы в интересах страны.
В этой истории самое правильное — это обсуждение такого вопроса, как ответственность. Все-таки более 300 миллиардов долларов США — это огромная сумма, и её нет только из-за чьих-то ошибок. Почему Эльвира Набиуллина заявляет, что ответственности никакой быть не должно? Потому что руководство Центробанка должно было бы тогда за это ответить. Возможно, пришлось бы тогда сменить руководство ЦБ, что было бы правильно, уверен Николай Платошкин.