Если быть точными, то история театра началась не в 1988 году, как публикуется в открытых источниках, а на пять лет раньше. Ещё в 1983 году Сергеем Федотовым в маленьком городке Нытва Пермского края, куда он попал по распределению, была основана молодёжная театральная студия, которая явилась «генеральной репетицией» будущего театра «У Моста». Именно в нытвенской студии начались художественные эксперименты режиссёра и поиски собственного театрального языка. Очень скоро оригинальные, самобытные постановки студии стали известны далеко за пределами Перми. Зрители из других городов специально приезжали на эти нашумевшие спектакли. Не оставил Федотов свои театральные поиски и в армии. В 1984–1986 годах, проходя службу на Дальнем Востоке под Хабаровском, он организовал первый в России солдатский театр, который даже стал лауреатом всероссийского театрального конкурса.
По окончании службы молодой режиссёр сразу получил приглашение в Пермский институт культуры в качестве преподавателя на режиссёрский факультет. Через год «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми театра на площадке Дворца культуры телефонного завода.
Первоначально своё название театр получил из-за местоположения рядом с Камским мостом, но постепенно загадочное словосочетание театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Спектакли Федотова по сути являются мостом между реальным и потусторонним, сознательным и интуитивным, бытовым и мистическим.
Первой постановкой театра стал «Мандат» Николая Эрдмана, день премьеры 7 октября 1988 года – его днём рождения. В 1989 году Федотовым были поставлены спектакли «Жаворонок» Жана Ануя, «Дракон» Е. Шварца и ставший знаковым для театра «Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича, где зародилась новая актёрская манера игры, странная, пугающая, но в то же время невероятно притягательная и гипнотическая, поразившая зрителей и театральных критиков на Всероссийском фестивале «Рампа Дружбы – 1990» в Тюмени, где спектакль получил свой первый Гран- При. Невероятная смелость, пронзительность, «обнажённость» актёрского существования раскрыли всю притчевую универсальность пьесы о мире после ядерной катастрофы, стёршей с земли человечество и уничтожившей даже память о нём. После «Зверя» о молодом коллективе заговорили как о театральном феномене, уникальном авторском театре.
В 1992 году театр вместе с государственным статусом получает собственное здание на ул. Куйбышева, 11, которое вновь оказывается по соседству с Камским мостом, только с другой стороны.
Новый театр реконструировали всего за месяц, репетировали днём и ночью и сыграли на новой сцене «Женитьбу» Н. В. Гоголя, которая также стала театральным событием. Федотов предложил необычную для постановочной традиции режиссёрскую трактовку. Казалось, после знаменитого спектакля А. Эфроса «Женитьбу» уже не открыть. Общеизвестно, что эфросовская история вышла из гоголевской «Шинели», но в театре «У Моста» рассказ о маленьком человеке Подколёсине превратился в самое настоящее «совершенно невероятное событие». Вместо бытовой комедии Федотов поставил фантасмагорию, где Кочкарёв оказывается чёртом, который режиссирует свой невероятный дьявольский спектакль.
О сценическом мире театра «У Моста» расскажем в уже следующей статье...