В братских могилах Прохоровского района Белгородской области захоронены более одиннадцати тысяч человек, погибших в годы Великой Отечественной войны. В их числе не только участники летних боев 1943 года, но и те, кто отважно сражался на нашей земле зимой 1941-1942 года. Уже с декабря 1941 года здесь велись ожесточенные наступательные и оборонительные бои, а там где идут боевые действия, всегда есть раненые и погибшие.
За каждым именем, высеченном на плитах братских могил, своя история, судьба человека и память о нем близких людей. Сейчас, спустя восемь десятилетий, очень сложно найти более полную информацию или фотографии тех, кто отдал свою жизнь за нашу землю. Сложно, но не невозможно. Очень часто в музей приходят запросы, в которых родственники ищут место захоронения, или уточняют информацию о боях, в которых погибли близкие люди. Сегодня мы хотим поделиться с вами двумя разными, но одновременно и очень похожими историями бойцов, погибших зимой 1942 года.
Подробности о судьбе своего двоюродного дедушки Антипова Кузьмы Харитоновича искала внучка Екатерина.
В семье сохранилась фотография красноармейца и рассказ о том, что Кузьма Харитонович был ранен в январе 1942 года и за ним ухаживал пожилой мужчина из с. Лески, а потом похоронил на сельском кладбище. После этого написал письмо родственникам погибшего воина, где рассказал о месте захоронения. К сожалению, письмо не сохранилось до наших дней.
О Кузьме Харитоновиче содержится скупая информация в донесении о безвозвратных потерях 10 танковой бригады: Антипов Кузьма Харитонович минометчик 10 тбр, родился в 1910 году в Чкаловской области Абдулинского р-на, с. Степановка, убит 20 января 1942 года, похоронен на кладбище в с. Лески. Указано имя супруги – Антипова Ульяна Алексеевна.
Что же происходило на территории Прохоровского района в январе и феврале 1942 года? В каких боях участвовал и погиб красноармеец Антипов? В это время проводилась Яковлевская наступательная операция. С 18 по 23 января 1942 года командование 21 армии планировало прорвать оборону противника на центральном участке фронта и перерезать шоссейную дорогу Обоянь – Белгород в районе Яковлево.
17 января 1942 года 1 танковый батальон 10 танковой бригады сосредоточился в селе Авдеевка. Перед нашими войсками была поставлена задача освободить села Лески, Тетеревино и Лучки. Немцы создали в Лесках хорошо оборудованный узел обороны, прикрывавший подступы к проходящей в двух километрах западнее села железной дороге Курск-Белгород.
В ночь на 18 января в Лески была отправлена разведгруппа бригады. В 8 часов утра из района исходных позиций северо-западнее Шахово во взаимодействии с 781 стрелковым полком 10 танковая бригада атаковала Лески. Пробиваясь сквозь плотный огонь врага, подразделения штурмовали село. Вражеская артиллерия сосредоточила по советским воинам сильный огонь. Казалось, вокруг не было живого места от пуль и снарядов, но бойцы продолжали продвигаться вперед.
К 14.00 сопротивление противника было сломлено и село было полностью освобождено от гитлеровцев. В течение следующих двух дней, когда саперы 225 отдельного саперного батальона наладили переправу танков через р. Сажновский Донец, 10 танковая бригада совместно с 622 и 781 стрелковыми полками наступала вдоль дороги, идущей из с. Лески на с. Тетеревино.
К вечеру 20 января в бригаде не осталось ни одного боеспособного танка. Все вышли из строя по техническим причинам. Поэтому, согласно боевому распоряжению 21 армии, 10 танковая бригада была выведена из боя.
В одном из этих боев был тяжело ранен Кузьма Харитонович, а 20 января его не стало.
Война продолжалась, как и бои на нашей земле за те же населенные пункты. В составе 622 стрелкового полка 124 стрелковой дивизии сражался Шляхов Александр Петрович.
Александр Петрович – уроженец с. Пушкарное Корочанского района, старший из восьми сыновей в большой семье Шляховых Петра Тимофеевича и Любови Ефимовны. Ему было почти 40 лет, еще до начала Великой Отечественной войны он женился и построил дом.
Вот, что о нем вспоминали его родственники и брат Иосиф Петрович:
«Александр Петрович был пулеметчиком. Во время переброски войск в Прохоровский район, руководство отпустило его на некоторое время домой, так как он родом из этих мест.
Когда Александр Петрович пришел домой перед сражением, он, как человек, из верующей семьи, задал матери вопрос: «Я христианин, как же я убивать смогу?» И мать ему ответила: «Ты – воин. Ты Родину защищаешь!».
Во время боевых действий Александр Петрович получил ранение и одна из местных семей забрала его к себе домой, они сообщили в Корочу, родителям раненого солдата. Петр Трофимович и Любовь Ефимовна пошли пешком за сыном, но не успели, он умер 16 февраля 1942 года».
Похоронен Шляхов А.П. в братской могиле в центре с. Шахово, его имя увековечено на плитах братской могилы и на стенах храма Петра и Павла в поселке Прохоровка.
Два разных воина, две разные судьбы, но как много общего! Они сражались на одной земле, за населенные пункты, расположенные в нескольких километрах друг от друга, погибли практически в одно время – зимой 1942 года, были ранены, каждого из них выхаживали местные жители и похоронены они на территории Прохоровского района…
Недаром говорят, что человек жив, пока жива память о нем. Истории про двух воинов, минометчика Кузьмы Антипова и красноармейца Александра Шляхова – еще одно подтверждении верности этих слов.