Найти тему
2К: книги и картинки

Силой не возьмёшь, а сохранив присутствие духа - одолеешь!

В тетралогии Александра Бека "Волоколамское шоссе" есть такой персонаж - лейтенант Угрюмов, командир группы истребителей танков. Впервые он появляется в четвёртой части. Нужно отметить, что, в отличие от первых двух частей, которые вышли в годы войны, третью и четвёртую части Бек писал в 1950-60-х годах с несколько пессимистичным взглядом на судьбу своих хроник битвы под Москвой:

Я с грустью начинаю эту книгу. Нужна ли она теперь? Увижу ли я когда-нибудь эти страницы оттиснутыми типографским шрифтом?
На днях мне сказали:
- Нам не интересно, правду вы написали или нет. Нам интересно, полезно это или вредно…

Фраза из заголовка - слова Угрюмова из книги "Волоколамское шоссе". Говорит он это бойцам, которых готовит уничтожать танки.

Василий Георгиевич Угрюмов, 1919 года рождения, - это реальный человек. Служил в 1073 стрелковом полку 316 стрелковой дивизии (Панфиловской). Лейтенант, командир стрелкового взвода. Погиб 16 ноября 1941 года у деревни Ядрово (Волоколамский район Московской области).

Скрин-шот с сайта "Память народа 1941-1945" https://pamyat-naroda.ru/
Скрин-шот с сайта "Память народа 1941-1945" https://pamyat-naroda.ru/

На страницах "Волоколамского шоссе" мы с ним знакомимся, когда лейтенант Угрюмов прибывает в расположение батальона Момыш-Улы по приказанию Панфилова на один день для подготовки отряда истребителей танков. Эти события происходят где-то в 10-14 числах ноября 1941 года.

Затем мы с ним встречаемся, когда Угрюмов уже с командой истребителей танков снова был направлен в батальон Момыш-Улы для усиления. Эти события происходят 16 ноября 1941 года, когда немцы пошли в наступление и началась активная фаза битвы. Штаб батальона Момыш-Улы находился в Горюнах (сейчас это деревня Анино). Но до расположения батальона Угрюмов со своим отрядом не дошёл, так как по дороге ему передали приказ идти в деревню Ядрово.

Он (Угрюмов - прим.) козырнул, пошёл к своим. Вскоре отряд скрылся в снегопаде.

Дальше о том, что произошло с отрядом Василия Угрюмова мы узнаём со слов генерала Панфилова:

- Помните, товарищ Момыш-Улы, лейтенанта Угрюмова?... Погиб… А политрука Георгиева знавали? Тоже погиб. Почти весь этот маленький отрядец сложил головы. Но не пропустил танков. Девять машин подорваны, остальные ушли.

И через пару страниц:

Снова его (Панфилова - прим.) карандаш помечал карту. Вот здесь кто-то - опять-таки пока не ясно, кто же именно, - прикрыл перестроение батальона, подвергшегося нападению с тыла. Откуда взялось это прикрытие, этот ещё один неведомый, непредусмотренный резерв? А лёгонькие пушки, которые долгими часами, захлёстнутые со всех сторон противником, ещё жили, дрались! А отряд истребителей танков под командой лейтенанта Угрюмова и политрука Георгиева! Генерал не мог не рассказать об Угрюмове:
- Хлопчик, малец! И остановил со своими бойцами двадцать танков. Погиб. Самоотверженно, осмысленно погиб.

Итак, в тетралогии "Волоколамское шоссе", материалы для которой Бек собирал, беседуя с Баурджаном Момыш-Улы в годы войны и которая носит документально-художественный характер, есть информация, что небольшой отряд лейтенанта Угрюмова и политрука Георгиева, направленный к деревне Ядрово, остановил 20 танков, из которых девять были подорваны.

Если кому-то вдруг, как и мне, это напомнило историю о 28 панфиловцах, то мы не одиноки. Когда я начала копаться в интернете по разным источникам и форумам с целью найти побольше информации об отряде Угрюмова и Георгиева, мне попадались мнения, что именно этот случай и лёг в основу рассказа об отряде политрука Клочкова. Но я считаю, даже если история про подвиг 28 панфиловцев мифологизирована стараниями корреспондентов, которые, услышав звон, не разобрались в деталях и написали воодушевляющую историю, ушедшую гулять в народ, то пусть она такой и остаётся. Тем более, что события у разъезда Дубосеково тоже заслуживают и памяти и мемориалов.

Но вернёмся к отряду Угрюмова и Георгиева и посмотрим, что пишут в других, нехудожественных, источниках.

Скрин-шот с сайта "Память народа 1941-1945" https://pamyat-naroda.ru/
Скрин-шот с сайта "Память народа 1941-1945" https://pamyat-naroda.ru/

Георгиев Андрей Николаевич, 1916 года рождения, младший политрук, комиссар истребительского отряда 1073 сп. Погиб… И вот здесь есть небольшие расхождения по датам и местам.

На сайте "Память народа" выложены документы о безвозвратных потерях, где указано, что Георгиев был убит 16 ноября 1941 года у деревни Ядрово. По интернету (например, ВКонтакте "Памяти нашей Победы") ходит наградной лист Андрея Георгиева, где написано: убит 17 ноября 1941 года у деревни Мыканино.

Для ясности: деревни Ядрово и Мыканино Волоколамского района - это соседствующие населенные пункты, между которыми буквально пара километров.

Алексей Исаев в книге "Чудо под Москвой" (издательство "Яуза-каталог", Москва, 2019) приводит выдержки из архивных документов. По оперативной сводке 1073 полка, 16 ноября 1941 года "в Ядрово вышли танки противника первым эшелоном 12 шт. и далее отдельными группами всего до 30 шт." (ЦАМО РФ. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 7. Л. 85). Ядрово было взято противником.

В деревне Анино, у Волоколамского шоссе, создана братская могила. В неё из деревни Ядрово были перезахоронены Угрюмов, Георгиев и, думаю, многие их сослуживцы из отряда истребителей танков. По крайней мере, в паспорте захоронения есть имена с пометками - перезахоронен из д. Ядрово и д. Мыканино.

Братская могила, д. Анино, Волоколамский район. Справа - плиты, на которых указаны фамилии захороненных воинов.
Братская могила, д. Анино, Волоколамский район. Справа - плиты, на которых указаны фамилии захороненных воинов.

На этой братской могиле установлена мемориальная плита с такой надписью:

Здесь 17 ноября 1941 года на высоте 290 взвод истребителей танков под командованием младшего политрука Георгиева А.Н. остановил и обратил в бегство группу фашистов. 17 бойцов 1073 стрелкового полка вступили в бой с 12-ю фашистскими танками и батальоном автоматчиков. Подвиг этот вошёл в историю Восьмой Гвардейской дивизии Панфилова.

Те же 17 бойцов упоминаются в наградном листе политрука Георгиева, когда он посмертно, 22 февраля 1942 года, был представлен к званию Героя Советского Союза, но награждён Орденом Ленина. Здесь идёт описание боя у деревни Мыканино:

…17 бойцов во главе с комиссаром Георгиевым в неравном бою бились ожесточённо, упорно, под ураганным огнём танков, пулемётов, автоматчиков. Комиссар Георгиев лично сам, воодушевляя бойцов, во весь рост со связкой гранат с лозунгом: "За Родину! За Сталина!" бросился к танку и уничтожил его. Из первых 4-х танков - 2 танка уничтожены, 2 подбиты и повернули назад. В этот период 2-й батальон в неравном напряжённом бою прикрывал отход 690 стрелкового полка, находящегося в окружении. В результате героической борьбы истребителей во главе с товарищем Георгиевым враг сутки не мог двинуть танки. За это время батальоны 1073 сп и 690 сп вышли из окружения. Когда фашисты убедились, что истребителей не возьмёшь танками и пулемётами, тогда по месту нахождения истребителей враг открыл ураганный миномётный и артиллерийский огонь. Из 17 смельчаков 13 человек погибли в этом бою…

Повторюсь, по информации, указанной в этом наградном листе, Георгиев был убит 17 ноября 1941 года у деревни Мыканино. По донесениям о безвозвратных потерях личного состава - 16 ноября 1941 года у деревни Ядрово.

Означает ли это, что вовсе не понятно, когда, где и что происходило? Нет. Как раз наоборот. Абсолютно понятно, что там происходило - ужас, хаос и война. Рвалась связь, погибали и пропадали без вести связные, сводки с мест не всегда оперативно доставлялись и уточнялись.

По факту, 16-17 ноября 1941 года через близлежащие деревни Ядрово и Мыканино, между которыми, видимо, расположился отряд под командованием лейтенанта Угрюмова и младшего политрука Георгиева, шли немецкие танки с батальоном. И небольшой отряд истребителей танков 1073 стрелкового полка 316 стрелковой дивизии костьми лёг, но этот бодрый марш фашистов замедлил.

Кстати, информация о девяти подбитых танках звучала в донесении политотдела 316 сд от 17 ноября 1941 года:

…По неуточнённым данным, в районе 1075 сп подбито не меньше 9 танков противника.
Экспонат музея Героев-панфиловцев (Московская область, Волоколамский городской округ, д. Нелидово)
Экспонат музея Героев-панфиловцев (Московская область, Волоколамский городской округ, д. Нелидово)

Для понимания, полки 1073 и 1075 находились рядом, и когда начинаешь читать сводки, сведения о действиях полка 1073 плавно перетекают в 1075 и обратно. Отряд Угрюмова, по всей видимости, был из резерва генерала Панфилова и был направлен к деревне Ядрово для усиления. Разъезд Дубосеково и деревня Нелидово – это место расположения 1075 сп. Между Ядрово и Нелидово примерно 10 км. Сводка политотдела, в основном, касалась ахового положения полка 1075. Про Ядрово там тоже упоминается:

16 ноября 1941 года утром в 8.00 противник раньше нас начал наступление на левом фланге нашей обороны в районе 1075 сп. Несмотря на исключительное мужество и героизм, который был проявлен личным составом 1075 сп, всё же задержать наступление противника в этом районе не удалось, противник занял Нелидово, Н. Никольское, вышел на Московское шоссе, занял Ядрово и Рождественно.

Вообще, там, в Волоколамском районе, в те страшные дни ноября на всех хватало и немецких танков, и батальонов, и неразберихи. Например, о событиях у деревни Строково, которые произошли 18 ноября 1941 года, узнали только со слов жителей-свидетелей. Потому что отряд сапёров из 11 человек во главе с командиром младшим лейтенантом Петром Фирстовым и младшим политруком Алексеем Павловым (1077 сп 316 сд), который стоял против 20 танков и батальона пехоты, погиб и бойцы считались пропавшими без вести до лета 1942 года.

Памяти 11 героев-сапёров посвящен монумент "Взрыв" под Волоколамском.

-5

Собственно говоря, вот из таких известных, малоизвестных и неизвестных сражений и ковалась победа в Великой Отечественной войне.

И очень хочется, чтобы сегодня, в 82-ю годовщину боя у Ядрово, вспомнили об отряде лейтенанта Василия Угрюмова и младшего политрука Андрея Георгиева.