Четыре миллиарда лет назад на Марсе было тепло и влажно, короче, идеальные условия для развития жизни. Но была ли там жизнь? Вот вопрос, который пытаются сейчас разгадать ученые.
Марсианская миссия одна из самых сложных космических миссий.
Уже более двух лет робот-ровер Perseverance курсирует по Красной планете, собирая образцы марсианских пород и помещая их в титановые трубки на хранение.
Через несколько лет НАСА отправит на Марс посадочный модуль (сейчас он на стадии разработки у компании Lockheed Martin), которому Perseverance и «отдаст» образцы. Аппарат отправит ценный груз на марсианскую орбиту. А уж оттуда его заберет и отвезет на Землю орбитальный аппарат, построенный Европейским космическим агентством. Ученым же на долгожданную посылку передаст небольшой зонд.
Все эти манипуляции будут проделываться впервые, и продлится такая эстафета примерно до 2033 года.
Согласитесь, сложно. И не только сложно, но и затратно. Вот это и стало главной проблемой, из-за которой образцы к нам возможно так и не приедут, а все уже проделанные труды пропадут даром.
Все уперлось в деньги.
Да, инфляция и нехватка поставок сыграли свою роль. Но основная проблема в том, что планирование миссии было проведено, мягко говоря, неудачно. А по правде говоря, отвратительно. Во-первых, космическое агентство изначально недооценило размер и стоимость космического аппарата, для забора образцов с Марса. Во-вторых, не были запланированы мероприятия по снижению риска заражения образцов марсианской почвы земными бактериями или вирусами и, наоборот, защиты Земли от возможных марсианских форм жизни.
Был заложен просто нереалистичный ничем не оправданный мизерный бюджет, при котором успех миссии практически равен нулю. Изначально на все про все было запланировано 4,4 миллиарда долларов. Но, по данным независимой экспертной группы, созданной космическим агентством, реальная цена вопроса составляет как минимум 8, а то и 11 миллиардов. Деньги-то, конечно, есть, но…
Встал вопрос: образцы с Марса или другие космические миссии.
То есть, завершить марсианскую миссию значит сократить финансирование и даже приостановить некоторые другие проекты НАСА. Под удар попадает «Веритас» - миссия по изучению Венеры, цель которой определить геологическую историю планеты и понять, почему она, так похожая на Землю, пошла по другому пути развития, потеряв возможность стать миром, пригодным для жизни.
Приостановка грозит и проекту Geospace Dynamics Constellation по изучению верхних слоев атмосферы. Физик Эллисон Джейнс из Университета Айовы заявил, что «вся наука НАСА терпит удар из-за бремени возвращения образцов с Марса». В результате несколько ведущих ученых призвали свернуть марсианскую миссию и отказаться от доставки образцов на Землю.
Но не все поддерживают эту точку зрения.
Большинство все-таки считает, что миссию на Марсе надо довести до конца. Важно доставить собранные образцы в продвинутые лаборатории – лишь в этом случае у нас есть шанс найти следы инопланетной жизни. Оборудование, способное на такое очень высокоточно и, часто слишком громоздко, работа на нем возможна только в условиях земных лабораторий. Других вариантов нет.
Как аргумент в защиту марсианских исследований ученые приводят историю с телескопом Джеймса Уэбба. Ведь он тоже попадал именно в такую передрягу. Когда его цена подскочила с одного миллиарда долларов до десяти, проект тоже чуть не прикрыли. Но чудом работу телескопа удалось продолжить, кстати, за счет переноса других миссий. И жалеть об этом ни разу не пришлось – благодаря ему мы сейчас можем видеть просто невероятные изображения далеких космических объектов и получать новые знания о нашей Вселенной.