Опасный поворот сюжета

909 прочитали

Прямолинейный, предсказуемый сюжет в книге — это чаще всего скучно и вызывает разочарование у читателей. Поэтому в художественной литературе приветствуются разные повороты сюжета, а то и лихие твисты, о чём я неоднократно писала. Но, оказывается, бывают и нежелательные, опасные повороты, которые могут завести сюжет не туда, куда надо, а то и вовсе загнать в тупик. Обычно такое случается, когда автор «пишет, как он дышит», радуя себя и удивляя читателей полной свободой творчества и непредсказуемостью его результата. То есть без предварительного плана и проработки сюжета.

Прямолинейный, предсказуемый сюжет в книге — это чаще всего скучно и вызывает разочарование у читателей.

Смена истории

Одна из проблем резкого и неконтролируемого поворота сюжета — это смена истории. В художественном произведении обязательно должна быть история, иначе оно превратится в эссе, растянутое до размеров романа, или вообще в поток сознания. Возможно, с умными мыслями, но без сюжета. История предполагает наличие главного героя и цели, которую он должен достигнуть, в истории должен быть конфликт, проблема, которые решает герой. Неважно, будет ли это раскрытие преступления, спасение друга или обретение себя. Именно движение героя от завязки к цели и есть сюжет. И важно: одна сюжетная линия — это одна история, которую вы рассказываете читателям. Когда одна история заканчивается, можно начинать следующую. Последовательно.

Если же в книге не один главный герой, и не одна сюжетная линия, то и историй может быть столько, сколько сюжетных линий. Причём правильный писатель уделяет им равное внимание.

Однако случается так, что автор вдруг увлекается историей второстепенного, а то и вовсе случайного персонажа. И он перетягивает на себя всё внимание, а об основной истории автор забывает. Сюжет поворачивает в сторону и уходит по новой ветке, как поезд в метро. И развернуть сюжет также непросто как поезд на рельсах.

Прямолинейный, предсказуемый сюжет в книге — это чаще всего скучно и вызывает разочарование у читателей.-2

Автор рано или поздно спохватится и поймёт, что сюжет ушёл куда-то не туда и надо бы вернуться к основному герою. Но как? Бросать историю нового полюбившегося героя? Стирать написанное? В лучшем случае автор решает новую сюжетную линию превратить в самостоятельную историю, сохранить и написать отдельную книгу. Но потом. А в худшем — так и забрасывает ту линию, с которой начиналась книга. И это, кстати, показывает, что до начала работы над произведением его история не была хорошо продумана. Не было ни плана, ни схемы сюжета. В ином случае такого бы поворота не случилось.

Вот, например, во «Властелине колец» есть такой интересный и загадочный персонаж Том Бомбадил. А если бы Толкин, увлёкшись его историей, забросил основных героев? Пусть даже не насовсем, а надолго? Вряд ли читателям это понравилось бы. Вот поэтому Том Бомбадил — персонаж-загадка. Его история начата, но не раскрыта и не дописана. Возможно, автор оставил её на потом, но не сложилось.

Даже если в книге несколько сюжетных линий, то они должны чередоваться, сменять друг друга последовательно и быть примерно равнозначными по объёму. Но это создаёт уже другие сложности и проблемы. Вот, например, есть весьма неплохое произведение жанра фэнтези «Шестёрка воронов» Ли Бардуго. Но осложняет его восприятие наличие шести главных героев, истории всех их автор старательно рассказывает, однако читатель разрывается между интересными и яркими персонажами и теряется — ему сложно выбрать «за кого болеть». Однако распределение внимания между героями избавило автора от опасности нежелательного поворота сюжета.

Прямолинейный, предсказуемый сюжет в книге — это чаще всего скучно и вызывает разочарование у читателей.-3

Шёл-шёл и зашёл в тупик

Непродуманный, а часто и неожиданный для самого автора поворот может не просто увести сюжет в сторону, а завести его в тупик. Например, увлёкшись побочной линией, автор оставил главного героя в сложной ситуации. Время идёт, а герой так и висит над обрывом, из последних сил цепляясь за кустик. А где автор? У автора новая любовь, и ему совсем не хочется ломать голову над спасением старого героя. А новая сюжетная линия, возникшая случайно, не имеет перспектив, так как заранее не была предусмотрена и это совсем другая история. Кого стоит бросить на произвол судьбы: первую любовь или новое увлечение?

Вот так и появляется у автора мысль сбросить главного героя с обрыва, чтобы не путался под ногами. А что, тоже выход из тупика? Но точно ли выход, ведь может получиться, что придётся переписывать всё начало? Изначально-то задумывалась другая история, и она вроде бы неплохо писалась. Вот такая ситуация часто становится причиной творческого кризиса. Поняв, что окончательно запутался в героях и их историях, автор забрасывает книгу с осознанием собственной беспомощности.

Прямолинейный, предсказуемый сюжет в книге — это чаще всего скучно и вызывает разочарование у читателей.-4

Как избежать опасных поворотов

Ответ, думаю, вы уже знаете. Не начинать писать книгу без предварительного плана, схемы, проработки сюжета. Только так можно надеяться, что все сюжетные линии, основа которых заложена в начале, будут завершены, конфликты разрешены; кульминация будет в нужном месте, а яркий финал подведёт итог истории. Но если все же строптивые герои, вопреки желанию автора, попытаются повернуть сюжет в другую сторону? Ну, что же, такое случается. Значит, нужно остановиться и написать от точки поворота новый план, учитывающий и первоначальную задумку, и новый вираж сюжета.

"Почему герои не слушаются автора"