Прямолинейный, предсказуемый сюжет в книге — это чаще всего скучно и вызывает разочарование у читателей. Поэтому в художественной литературе приветствуются разные повороты сюжета, а то и лихие твисты, о чём я неоднократно писала. Но, оказывается, бывают и нежелательные, опасные повороты, которые могут завести сюжет не туда, куда надо, а то и вовсе загнать в тупик. Обычно такое случается, когда автор «пишет, как он дышит», радуя себя и удивляя читателей полной свободой творчества и непредсказуемостью его результата. То есть без предварительного плана и проработки сюжета.
Смена истории
Одна из проблем резкого и неконтролируемого поворота сюжета — это смена истории. В художественном произведении обязательно должна быть история, иначе оно превратится в эссе, растянутое до размеров романа, или вообще в поток сознания. Возможно, с умными мыслями, но без сюжета. История предполагает наличие главного героя и цели, которую он должен достигнуть, в истории должен быть конфликт, проблема, которые решает герой. Неважно, будет ли это раскрытие преступления, спасение друга или обретение себя. Именно движение героя от завязки к цели и есть сюжет. И важно: одна сюжетная линия — это одна история, которую вы рассказываете читателям. Когда одна история заканчивается, можно начинать следующую. Последовательно.
Если же в книге не один главный герой, и не одна сюжетная линия, то и историй может быть столько, сколько сюжетных линий. Причём правильный писатель уделяет им равное внимание.
Однако случается так, что автор вдруг увлекается историей второстепенного, а то и вовсе случайного персонажа. И он перетягивает на себя всё внимание, а об основной истории автор забывает. Сюжет поворачивает в сторону и уходит по новой ветке, как поезд в метро. И развернуть сюжет также непросто как поезд на рельсах.
Автор рано или поздно спохватится и поймёт, что сюжет ушёл куда-то не туда и надо бы вернуться к основному герою. Но как? Бросать историю нового полюбившегося героя? Стирать написанное? В лучшем случае автор решает новую сюжетную линию превратить в самостоятельную историю, сохранить и написать отдельную книгу. Но потом. А в худшем — так и забрасывает ту линию, с которой начиналась книга. И это, кстати, показывает, что до начала работы над произведением его история не была хорошо продумана. Не было ни плана, ни схемы сюжета. В ином случае такого бы поворота не случилось.
Вот, например, во «Властелине колец» есть такой интересный и загадочный персонаж Том Бомбадил. А если бы Толкин, увлёкшись его историей, забросил основных героев? Пусть даже не насовсем, а надолго? Вряд ли читателям это понравилось бы. Вот поэтому Том Бомбадил — персонаж-загадка. Его история начата, но не раскрыта и не дописана. Возможно, автор оставил её на потом, но не сложилось.
Даже если в книге несколько сюжетных линий, то они должны чередоваться, сменять друг друга последовательно и быть примерно равнозначными по объёму. Но это создаёт уже другие сложности и проблемы. Вот, например, есть весьма неплохое произведение жанра фэнтези «Шестёрка воронов» Ли Бардуго. Но осложняет его восприятие наличие шести главных героев, истории всех их автор старательно рассказывает, однако читатель разрывается между интересными и яркими персонажами и теряется — ему сложно выбрать «за кого болеть». Однако распределение внимания между героями избавило автора от опасности нежелательного поворота сюжета.
Шёл-шёл и зашёл в тупик
Непродуманный, а часто и неожиданный для самого автора поворот может не просто увести сюжет в сторону, а завести его в тупик. Например, увлёкшись побочной линией, автор оставил главного героя в сложной ситуации. Время идёт, а герой так и висит над обрывом, из последних сил цепляясь за кустик. А где автор? У автора новая любовь, и ему совсем не хочется ломать голову над спасением старого героя. А новая сюжетная линия, возникшая случайно, не имеет перспектив, так как заранее не была предусмотрена и это совсем другая история. Кого стоит бросить на произвол судьбы: первую любовь или новое увлечение?
Вот так и появляется у автора мысль сбросить главного героя с обрыва, чтобы не путался под ногами. А что, тоже выход из тупика? Но точно ли выход, ведь может получиться, что придётся переписывать всё начало? Изначально-то задумывалась другая история, и она вроде бы неплохо писалась. Вот такая ситуация часто становится причиной творческого кризиса. Поняв, что окончательно запутался в героях и их историях, автор забрасывает книгу с осознанием собственной беспомощности.
Как избежать опасных поворотов
Ответ, думаю, вы уже знаете. Не начинать писать книгу без предварительного плана, схемы, проработки сюжета. Только так можно надеяться, что все сюжетные линии, основа которых заложена в начале, будут завершены, конфликты разрешены; кульминация будет в нужном месте, а яркий финал подведёт итог истории. Но если все же строптивые герои, вопреки желанию автора, попытаются повернуть сюжет в другую сторону? Ну, что же, такое случается. Значит, нужно остановиться и написать от точки поворота новый план, учитывающий и первоначальную задумку, и новый вираж сюжета.
"Почему герои не слушаются автора"