Коран, чаще всего, говорит именно об арабских национальных обычаях. Но не всегда делает их обязательными для других народов и дозволяет им сохранять собственные традиции, если это не затрагивает самые основы веры. Поэтому мусульманские кладбища, хотя и соответствуют единым общим правилам, во всем мире выглядят очень по-разному.
Тем более, что эту веру исповедуют и семиты, и африканцы, и индийцы, и тюрки, и даже европейцы, вроде боснийцев или албанцев. И новообращенные иного происхождения, кстати. Они могут быть искренне верующими, но не знать локальных этнических привычек.
Т.е., стиль оформления кладбищ может кардинально разным. Причем, он отличается в зависимости от исторической эпохи, политического строя и влияния других народов. Например, в преимущественно христианских странах с мусульманской общиной, они могут мало отличаться от кладбищ других народов, за исключением полумесяца и, может быть, надписи на арабском.
В идеале мусульманская могила должна быть глубиной примерно с человеческий рост. Тело заворачивают в саван и кладут в специальную боковую нишу с тем расчетом, чтобы голова была повернута в сторону Мекки. Нишу закрывают кирпичом или досками, а потом все вместе закапывают. Если почва не позволяет этого сделать, допустимо не устраивать нишу или вовсе воспользоваться гробом. Сделанная насыпь не должна слишком возвышаться над уровнем земли.
Использование надгробий считается излишним. Традиционно арабы помечали место кучей простых камней или даже одним камнем – так, например, поступал со своими близкими пророк Мухаммед. Но сейчас у большинства мусульман надгробные памятники очень распространены. Хотя, некоторые богословы не одобряют эту традицию, она широко распространена из стремления достойно отправить человека в последний путь и потом найти место его упокоения.
В любом случае, все должно выглядеть скромно – ислам считает, что в этом случае все люди должны быть равны. Само кладбище (но не отдельные могилы) обычно обносят оградой – чтобы защитить их от животных и целенаправленного или случайного осквернения.
По идее, это все. И в эти необходимые рамки укладываются мусульмане всего мира, но исполнение на местах может отличаться. Самое зримое – это, конечно, надгробие. Оно может быть выполнено из камня, бетона, мрамора, а в прошлом – даже из металла и дерева.
После проведения обряда земля непременно осядет, поэтому устанавливают его через несколько месяцев. Впрочем, это время не фиксировано, и зависит как от местных обычаев, так и от финансовых возможностей конкретной семьи. Надгробия ориентируются в сторону Мекки не только из-за соответствующих правил, но чтобы верующие знали направление для молитвы.
Так как требование скромности считается обязательным, то дизайн и надписи на камне довольно просты. Поскольку ислам, в целом, не одобряет изображения живых существ и особенно людей, фотография является редкостью и почти не встречается у большинства народов.
Указывается имя и годы жизни усопшего на местном языке и/или арабском. Или только на арабском, если покойник живет в стране, где используется этот алфавит. Если там высечена цитата из Корана или молитва, то она написана только по-арабски. Какие-то иные изречения или цитаты не приветствуются.
В советское время многие российские мусульмане могли поместить на надгробие звезду. В Дагестане есть определенная мода как-то сообщить о профессии человека. Например, на надгробии работника железной дороги это может быть поезд, у таксиста – характерные «шашечки». Может быть и не связанный с работой отвлеченный рисунок: какой-то орнамент в исламском стиле или мечеть.
Сама форма и размер памятника определяется местными традициями. Он может быть высокий и напоминать небольшую стелу, может быть прямоугольным и достаточно высоким, может быть квадратным и небольшим. И, как правило, белым, или же спокойных светлых тонов.