Сначала цитата из обращения мамы неговорящего ребёнка:
Что нам делать? Сын стал головой об стенку по вечерам биться, может я не так с ним занимаюсь?
После этого сообщения я в панике начинаю выяснять детали. Они, мягко говоря, потрясли. С ребёнком 4-х лет мама занималась по 8 часов в день. Да, он сложный мальчик и сенсомоторная алалия у него не из лёгких. Но выдержать такой образовательный прессинг не способен ни один ребёнок! Очень настойчиво попросила снизить нагрузку до разумной в этом возрасте. Неприятные поведенческие проявления прекратились.
Как же вычислить ту золотую середину по времени занятий, чтобы и на месте не стоять, и не довести ребёнка до невротических реакций? Речевые дети априори имеют ослабленную нервную систему. Всегда останавливайтесь за шаг до перегрузки. Опыт взрослого человека позволяет увидеть у ребенка признаки переутомления.
Есть удобный ориентир, который связан с возрастом ребёнка. Зная его, можно не бояться, что неправильно рассчитаешь нагрузку.
Сколько ребёнку лет, столько часов он должен быть в зоне осознанного, продуктивного внимания со стороны взрослых.
Предельно просто:
- 1 год - 1 час
- 2 года - 2 часа
- 3года -3 часа
- 4 года - 4 часа
Дальше по нарастанию, но не до бесконечности. Оптимально прекратить наращивать время активной обучающей работы с ребенком, достигнув 8 часов в день. Когда старшеклассники занимаются по 12 часов в сутки - это не благо. Это уже или выбор подростка, или решение семьи, вызванное какими-то особыми задачами.
Теперь о том, что считается продуктивной нагрузкой, которая наполняет рабочие часы с ребёнком. Туда не входят режимные моменты: еда, гигиена, уборка игрушек. А вот на прогулке мама вполне может поставить для себя дидактическую задачу. Значит часть времени можно отнести не к развлечению и отдыху, а засчитать как осознанно наполненное обучением.
Приведу пример нагрузки для ребёнка 4 лет с острой необходимостью развития речи
Что могут вместить в себя 4 часа работы с ним:
- 1час - занятия по развитию речи с использованием дидактического материала. Можно разделить на 2 подхода, утром и вечером.
- 1 час - чтение книг, совместная игра с использованием электронных гаджетов, рисование, лепка.
- 15 минут - заранее продуманный диалог на бытовую тему.
- 15-30 минут - осознанное внимание новой лексике на прогулке.
- 15 минут - разучивание стихотворения, сказки, песенки.
- 1 час - общение со всеми членами семьи, причём с ними достигнута договорённость, что они не отмахиваются в это время от ребёнка, а наполняют общение с ним разумным-добрым-вечным. Папа или дедушка могут попросить ребёнка помочь подержать инструмент, если они что-то ремонтируют. Старшая сестрёнка может просто предложить вместе поиграть с котёнком. В каждой семье свои традиции, не стану навязывать какие-то стереотипы.
Вот и прошли 4 часа!! Но если ребёнок ходит в садик или в какую-то игровую группу, а может быть уже в школу, учитывайте это время, как нагрузку. После садика разумно уделить 20-30 минут речевой работе по вашему домашнему плану и немного поиграть или почитать с ребёнком. Этого достаточно!
Для занятий с ребёнком самый подходящий девиз: лучше сделать много маленьких незаметных шажков, а не пытаться прыгнуть за один раз как можно дальше и выше.
Всем успехов в развитии речи!