Найти в Дзене

Дворянское воспитание

Дворянство – «благородное сословие», как оно официально именовалось в России с середины XVIII века, - состояло из служилых людей, получавших за свою службу государству пожалования землей, чином, какой-то статьей дохода и при этом унаследовавшее определенные права и привилегии, в том числе и самое главное: владение землями вместе с живущими на них крестьянами. В военной и гражданской (статской) службе дворянство видело и свое главное занятие, и свое служение – государю, отечеству, обществу.

Дворяне – самое привилегированное сословие царской России. Дворяне владели землей и жившими на этой земле крестьянам до 1861 года. С эпохи Петра I звание потомственного дворянина можно было получить по достижении определенного чина в военной или гражданской службе, при награждении некоторыми орденами, а также за особые личные заслуги.

Дворянство подразделялось на высшую аристократию, допущенную ко двору, непридворную аристократию, родовитую и достаточно высоко стоящую на социальной лестнице, но при дворе не бывавшую, средний круг и мелкопоместных. Эти группы были достаточно изолированы и мало смешивались между собою.

Владельцы усадьбы Архангельское – князья Голицыны (1703 - 1810), а затем князья Юсуповы (1810 - 1917 гг.) относились к высшей придворной аристократии.

Для дворянина очень важным считалось происхождение («порода»), место службы, родственные связи, а главное – внешний лоск, то, что принято называть «хорошим тоном»: бытовой уклад, образ жизни, знание французского языка и хороший выговор, манера себя держать, покрой платья, владение светским жаргоном, гигиенические привычки (чистое белье, ухоженные руки т.д.) Всё это достигалось с помощью соответствующего воспитания и образования.

Детей в дворянских семьях рождалось много. Очень высока была детская смертность, даже в императорских семьях. Преобладали многодетные семьи. Нормой было иметь от 3-х до 5-ти детей, но нередко встречалось и более многочисленное потомство. Родительские чувства проявляли сдержанно и спокойно. Первые годы жизни дворянские дети проводили на руках многочисленных русских мамушек и нянюшек, а лет с 5-6 переходили к гувернёрам и гувернанткам – иностранцам. К детским комнатам был приставлен целый штат прислуги, и чем знатнее была семья, тем больше народу занималось с детьми.

В аристократических семьях уже с последней трети XVIII века старались завести няню-иностранку, так называемую бонну (ей вменялись воспитательные обязанности). Лучшими считались сначала бонны-немки, позже француженки, а в XIX веке предпочтение отдавалось англичанкам.

Мальчик-дворянин оставался на руках у няни примерно до 5 лет. После чего к нему приставляли «дядьку» - по сути, тоже няньку мужского пола. Дядькой мог быть как русский, так и иностранец. Он поднимал питомца утром и укладывал вечером, водил на половину родителей, следил за чистотой и опрятностью, за состоянием здоровья, развлекал, сопровождал в поездках и на прогулках. Нередко именно дядька обучал верховой езде, охоте.

После того как в жизни ребенка появлялся гувернер, роль дядьки отходила на второй план.

С утра ребенок должен быть полностью одет, умыт, причёсан. Должен держаться прямо, смотреть весело, хотя бы на душе было и грустно, относиться ко всем со вниманием, строго держаться общественных приличий и быть готовым все к новым и новым замечаниям.

Для хорошей осанки, особенно важной для девочек, гувернантка первым делом надевала на воспитанницу корсет. Считалось, что сделать это надо в семь лет, не позднее, иначе не будет тонкой талии. При признаках сутулости в корсете полагалось ходить круглосуточно, даже спать в нём.

Главными предметами в образовании дворянских детей были иностранные языки. Наряду с манерами именно знание иностранного языка сразу определяло место дворянина в светском обществе.

В первой половине XVIII века «Путь наверх» открывал немецкий язык.

Со времен императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761) «королем языков» становится французский. Сама Елизавета Петровна владела этим языком свободно и охотно общалась на нем с европейскими дипломатами. И скоро все, претендовавшие на значение в свете, старались изъясняться исключительно по-французски. Франция вошла в моду, так начался французский этап дворянского образования и воспитания.

Увлечение французским принесло большую пользу. На нём имелась огромная первоклассная литература. На французский были переведены все мировые классики, всё достойное в науке, вся античная литература и история - в общем всё.

«Галломания» вовлекла русское дворянство в мировой культурный процесс и воспитала интеллектуальные потребности. Помимо французского, дворянство второй половины XVIII века продолжало осваивать немецкий, английский, иногда итальянский, нередко и польский. Все эти наречия ценились тогда неизмеримо ниже французского.

-2

Русскому языку обычно почти не уделяли внимания после овладения первоначальной грамотой. По сути, на нем можно было общаться только с прислугой Серьезным стимулом к овладению родным языком стал 1812 год.

Также толчком к овладению русским языком стал личный пример императора Николая I, который стал общаться с придворными на русском языке.

Во многих семьях чередовали разговорную практику на иностранном языке. Например, месяц – по французски, месяц – по немецки, а по русски – только за ужином.

Во второй половине XIX века в высших слоях дворянства получил распространение английский язык.

На рубеже XIX-XX веков русский высший свет предпочитал подчеркивать свою элитарность английским языком и вообще англоманией. На этом языке говорили в семье Николая II (наряду с русским); ему учили бонны и гувернантки.

Проявлением моды на все английское было и увлечение британскими университетами – Оксфордом и Кембриджем, куда стали отправлять сыновей и даже дочерей для завершения образования.

Так, Феликс Юсупов (1887 – 1967), сын последних владельцев усадьбы «Архангельское» закончил колледж в Оксфорде в 1909-1912 гг. «Три года, проведенные в Англии, - счастливейшее время моей молодости», - писал он в своих воспоминаниях.

Как правило, дворянин должен был уметь хорошо танцевать.

Самым подходящим возрастом для начала обучения танцам считались 5-6 лет. Занятия проводились от двух до четырех раз в неделю, по нескольку часов, как индивидуально, так и в группе. На уроках танцев осваивали весь классический и модный танцевальный репертуар

Очень популярны были и русские пляски. Очень хорошо могла исполнять русские танцы княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939), последняя владелица усадьбы, известная светская красавица, обладавшая актерским даром, прекрасно воспитанная и образованная.

В задачи танцмейстера входило научить не только танцевать, но и свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Поэтому много внимания уделялось поклонам и реверансам, выработке красивой осанки, положению рук и ног, даже особого, «приличного в обществе» выражения лица. На занятиях у танцмейстера учились садиться, ходить, пересекать зал, надевать и снимать шляпу и перчатки, входить в карету, обмахиваться веером, почтительно брать и подавать разные предметы и т.п.

Во второй половине XVIII века музыка стала одним из тех «приятных искусств», которые разнообразят досуг светского человека, и ее включили в число обязательных для изучения предметов.

Хорошим музыкантом был князь Николай Борисович Юсупов-младший (1827-1891). Из воспоминаний Феликса Юсупова: «Дед, … Большой любитель музыки, он сам был превосходным скрипачом, его прекрасная коллекция старинных скрипок включала Амати и Страдивари.»

Рисование входило в круг обязательных предметов обучения для дворянской молодежи не только с сер. XVIII века, но и гораздо более позднего времени. Обычно хватало одного-двух лет по одному занятию в неделю, чтобы ребёнок выучился владеть карандашом и акварельной кистью и освоил навыки копирования с «оригинала» - то есть образцовых литографий или рисунков, выполненных профессиональными художниками, и основы композиции.

Дети аристократов, получившие хорошее домашнее образование, знавшие иностранные языки, имели возможность отправиться в заграничное путешествие. Николай Борисович Юсупов – старший (1751-1831), первый из Юсуповых владелец усадьбы «Архангельское», отправился в 1774 году в образовательное, познавательное путешествие по Европе. Он продолжил свое образование в Лейденском университете в Голландии, где проходит курс права, философии, политической и естественной истории. Также князь побывал в Германии, Англии, Португалии, Испании, Франции, Италии, Дании, Австрии. Постоянно путешествовали за границей и по России и другие представители рода князей Юсуповых.

Портрет Николая Борисовича Юсупова - старшего, художник Иоганн Баптист Лампи
Портрет Николая Борисовича Юсупова - старшего, художник Иоганн Баптист Лампи

В своём поведении и образе жизни дворянство ориентировалось на достаточно определенный идеал. К дворянским детям применялось «нормативное» воспитание, которое не столько развивало личность, сколько вырабатывало соответствие образцу (впрочем, это относилось ко всякому сословию: дети должны были походить на родителей).

Этикет с его подробной регламентацией избавлял человека от опасности оказаться в неловком положении или быть неправильно понятым. Было известно заранее, как и кому кланяться, как и о чем разговаривать, как ухаживать и делать предложение, как говорить комплименты, как учтиво благодарить.

Всякий дворянин чётко знал своё место в длинной веренице предков и родных, он знал свою родословную во всех подробностях и постоянно соотносил себя со своими предками. Любые дворянские мемуары начинались с генеалогического очерка. Так, мемуары князя Феликса Юсупова начинаются с фамильного древа рода Юсуповых.

Феликс Юсупов со своей женой Ириной
Феликс Юсупов со своей женой Ириной

Каждый дворянин принадлежал не только себе, но и своему роду и знал, что от него зависит и существование этого рода, и его репутация, то есть родовая честь.

Всякий дворянин чётко знал свои права – общие со всем благородным сословием, и в первую очередь, свое право служить царю и быть им за то взысканным.

Обязанности дворянина, также твёрдо им усвоенные, - не только проливать кровь за отечество, но и отвечать за всех «своих» - семью, детей, слуг, «подданных». Все они зависели от него – их благополучие, благосостояние, моральное и физическое здоровье – всё это было делом дворянина, и он сызмальства знал, за всех будет давать ответ Богу.

Благородство и достоинство – качества, которые были необходимы каждому дворянину. Чтобы развить эти качества, сделать их неотъемлемой частью личности и существовало дворянское воспитание.