О первых четырех речь шла в предыдущей статье.
Пятое основание возникает в связи с тем, что Бог ненавидит развод (см. Мал. 2:13-14).
Поэтому если развода можно избежать, даже в случае прелюбодеяния; Господь хочет, чтобы мы простили оступившегося супруга, а не разводились с ним.
«Но должен же быть предел тому, сколько раз его прощать?» — говорим мы, и я уверен, что и фарисеи тоже так сказали, или хотя бы подумали.
Поэтому Иисус объяснил:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матф.19:8)
Фарисеи тут же поняли, что Он имеет в виду, а мы не так хорошо знаем Ветхий Завет, поэтому давайте немного поработаем над этим. «Жестокосердие» означает «упрямство» и это слово использовали переводчики Септуагинты — официального еврейского перевода Ветхого Завета на греческий язык. Это слово встречается часто в Септуагинте, но не встречается в обычном греческом языке, кроме случаев, когда цитируется Ветхий Завет, поэтому Иисус, скорее всего, ссылается на определенное место в Ветхом Завете — но на какое? Это было несложным вопросом для фарисеев, многие из которых знали Ветхий Завет наизусть, потому что в контексте развода слово «жестокосердие» встречается только в одном месте — когда Иеремия предупреждает Иудею, что Бог может развестись с ней, как Он развелся с северным царством Израиля:
Иер. 4:4: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего (в Септуагинте: обрежьте свое жестокосердие), мужи Иуды и жители Иерусалима… »
Иеремия описывал Израиль как жену Бога в начале этого раздела (Иер.2:1), и говорил, что она совершила прелюбодеяния с другими богами (Иер.2:20–26), поэтому Бог был вынужден развестись с ней (Иер.3:1–8).
Иеремия предупреждал Иудею, чтобы она не пошла тем же путем, что и ее сестра — северное царство Израиля (Иер.3:10–14) и что она жестокосердна (т.е. упряма) в своем прелюбодеянии (Иер.4:3–4).
Иисус сказал, что брак не был таким «вначале» (Матф.19:8). В Эдеме не было греха, чтобы разрушать брак, и поэтому не было и нужды в разводе. Но когда пришел грех, и супружеские союзы стали терпеть крушение, Моисей «позволил» развод в случае нарушения супружеских клятв (Матф.19:8).
Иисус считал, что люди слишком быстро разводятся, поэтому Он напомнил им, что Моисей позволил развод только тогда, когда имело место «жестокосердие», т.е. упрямое нежелание раскаяться и перестать нарушать супружеские клятвы. Иисус сказал также в другом месте, что нам нужно прощать людям их грехи против нас, если они раскаиваются:
Лук.17:4: «и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему».
В браке также, нам нужно прощать супруга, который согрешил и раскаивается. Сколько бы раз он не согрешил, если он раскаивается и хочет измениться, нам нужно простить. Нам следует рассматривать возможность развода только в случае, если другая сторона постоянно нарушает свои супружеские клятвы с жестокосердием, т.е. упрямо продолжая грешить, не желая раскаиваться и не пытаясь измениться.
Сам Бог оказался в таком положении, когда Израиль постоянно и нераскаянно бегал за другими богами, пока наконец Бог, который ненавидит развод, не развелся с ней за жестокосердное прелюбодейство.
Об этом пойдет речь в следующей статье.
По материалам книги Инстона-Бривера.