Индская цивилизация, как и многие другие древние цивилизации, зародилась в долинах рек. И жители Хараппы, Мохенджо-Даро и других городов обожествляли эти реки.
Одной из таких рек была Сарасвати и одноимённая богиня стала персонификацией водной артерии, от которой зависела жизнь горожан. Позднее её стали почитать как покровительницу искусства и науки, а также - шакти бога Вишну.
Ещё одной рекой, которая заслужила своё олицетворение в виде богини, стала Ганга. В "Ригведе", самом раннем религиозном тексте полуострова Индостан, Ганга упоминается два раза в VI и X мандалах.
Брибу над Пани
Поднялся на высочайшую вершину,
Словно широкий кустарник на Ганге.
(с) Ригведа, мандала VI, гимн 45 "К Индре". Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
Здесь упоминаются некие Брибу и Пани. Брибу был плотником и последователем культа Индры. Под "Пани" исследователи понимают демона скупости, которого Брибу удалось одолеть. Он одарил коровами голодного жреца Бхарадваджу, и по тем временам это было очень щедрое подношение.
Во второй цитате с упоминанием Ганги перечисляются священные реки.
Примите эту мою хвалу, о Ганга,
Ямуна, Сарасвати, Шутудри, Парушни!
О Марудвридха с Асикни, с Витастой,
О Арджикия с Сушомой, слушай(те)!
(с) Ригведа, X, 75 "К рекам".
В индуизме была сформирована особая иконографическая группа речных богинь. Персонификации рек изображаются одинаково и отличительным атрибутом этих богинь является ездовое животное - макара.
Другим наездником удивительной водной "химеры" является Варуна. В "Ригведе" у этого божества широкая зона ответственности, в частности, он заведует водными артериями: "Пути для бега начертал тебе Варуна" (X, 75).
Когда индийские художники и скульпторы изображают богиню на макаре, то чаще всего они имеют в виду Гангу, как наиболее популярного персонажа.
Макару в этих изображениях можно идентифицировать по витиеватым формам, напоминающим растительные, а также - трогательному хоботку, которым снабжают эту водную химеру.
А сама богиня-река в наиболее ранней пластике изображается красавицей, способной конкурировать с самыми прекрасными апсарами древнеиндийской скульптуры.
В каменной скульптуре первого тысячелетия нашей эры Ганга может изображаться в компании спутников. Это отражает следующий этап, когда в Пуранах (например, в Матсья-пуране), Махабхарате и Рамаяне сформировался новый корпус мифологических представлений, в которых у Ганги была семья.
В одном из мифов мужем Ганги становится царь Лунной династии по имени Шантану, от которого она родила восемь сыновей (Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980. С. 217-218).
В этих мифах Ганга становится дочерью царя гор Химавата и сестрой Парвати, которая стала супругой Шивы. И вытекает она из пальца Вишну.
Существует сюжет, в котором по просьбе царя Бхагиратхи Ганга спустилась с небес на землю, чтобы оросить прах его предков. Когда богиня падала с неба, Шива принял её вес на свою голову.
Несмотря на то, что Ганга выглядит как прекрасная богиня, не стоит забывать о том, что она является персонификацией полноводной реки - считалось, что её тяжесть может разрушить землю, поэтому Шиве пришлось спасать мир от своей свояченицы.
Образ Ганги встречается в индийской миниатюре, изобилующей забавными деталями.
Например, макара может выглядеть усатым сомом или просто огромной рыбой наподобие толстолобика. Эта миниатюра может представлять интерес для зоологов, поскольку здесь, помимо очаровательного слоника, запечатлены гавиалы - пресноводные крокодилы, которые обитают в индийских реках.
Похожие гигантские рыбы встречаются на тибетских танках.
В индийской графике XIX в. Гангу можно увидеть на более традиционной макаре.
Одним из популярных индийских сувениров является современная живопись, выполненная на состаренной бумаге с печатями а ля Британский радж. Образы божеств копируются с винтажных миниатюр и литографий.
В наши дни река Ганг (прим. в санскритской традиции название звучит как "Ганга", IAST ganga) по-прежнему является священной для последователей индуизма. Считается, что её воды очищают от грехов живых и обеспечивают благоприятное перерождение для мёртвых.
Литература
- Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. М.: Республика, 1996. С. 139.
- Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 217-218.
- Ригведа. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999. VI, 45; X, 75.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.