Найти тему
Кабинет Востоковеда

Боги "Ригведы": Ушас - заря, которую вы не проспите.

Главный женский персонаж первых мандал "Ригведы" - это Ушас, олицетворяющая рассвет. Женщина-заря описана столь чувственно, что каждое утро, даже утро понедельника для индоарийского мигранта на полуострове Индостан должно превращаться в праздник.

Апсара. Индия, XII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Apsara#/media/File:MET_DP-1062-001.jpg
Апсара. Индия, XII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Apsara#/media/File:MET_DP-1062-001.jpg

"Она увешивает себя украшениями, как танцовщица.
Она обнажает грудь, словно корова — вымя.
Создавая свет для всего мира,
Как коровы — загон, Ушас раскрыла мрак".

(с) Ригведа. Мандала I, гимн 92. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.

"Вот она показывает себя, самая первая из многих.
Она не избегает ни чужого, ни родного,
Красуясь незапятнанным телом,
Она, сверкающая, не сторонится ни малого, ни великого.
Как девица, не имеющая брата, она идет навстречу мужчинам.
Она подобна девице, взошедшей на подмостки, чтобы
приобрести богатства.
Она — как нарядная жена, жаждущая мужа.
Ушас, как любовница, выставляет свою грудь".

(с) Ригведа, I, 124.

"Вот, словно прекрасная женщина,
Приближается Ушас, доставляя наслаждение.
Она идет, пробуждая род двуногих,
По ее велению взлетают птицы.
Та, что побуждает к встречам, побуждает людей,
занятых делом,
Словно по следу мужчин идет, сладострастная.
Птицы не устают летать,
Когда ты загораешься, о щедрая наградами!"

(c) Ригведа, I, 48.

Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, VIII-XI вв. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/32017847339701239/
Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, VIII-XI вв. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/32017847339701239/

Ушас очень юна, охотно выставляет напоказ свои прелести, легко идет навстречу приключениям, не ведая беременностей и КВД. Вот оно - честное представление об идеальной женщине, заложенное в древности.

Вместе с тем богиня Ушас похожа на тайную реликвию. С одной стороны она взаимодействует с главными божествами ведийского пантеона: Индрой, Агни и Сурьей.

Гимны, посвящённые ей, полны почтительных эпитетов и в названиях гимнов её имя стоит по соседству с Индрой. С другой стороны, информация о ней скудна и местами противоречива.

В ранних мандалах "Ригведы" Ушас обозначена как неприступная красавица и дочь Неба. Это в общем-то понятно: если Ушас - персонификация рассвета, то приобщение к ней доступно лишь тому, кто встаёт с петухами. И кто это? Земледельцы, скотоводы, пекари, ночная стража сельской общины, не ты.

Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, X-XI вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/750482725418628949/
Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, X-XI вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/750482725418628949/

"О Ушас, о та, которой неизвестно как понравиться,
Какой смертный насладится тобой, о бессмертная?
К кому ты приближаешься, о озаряющая?
Ведь мы подумали о тебе
Изблизи и издалека,
О яркая, как пламенная кобылица!
Приди ты с этими
Наградами, о дочь неба!
Оставь у нас богатство!"

(c) Ригведа, I, 30.

"Мы переправились на ту сторону этого мрака,
Зажигающаяся Ушас создает свои знаки.
Как соблазнитель, она улыбается, ярко сияя.
Прекрасноликая пробудила людей для хорошего настроения".

(c) Ригведа, I, 92.

Она передвигается на колеснице, запряжённой конями рыжей масти.

"Запрягай же, о богатая наградой,
Сегодня алых коней, о Ушас,
И привези нам все счастливые дары!"

(c) Ригведа, I, 92.

"О Ушас, приди с благими дарами
Из светлого пространства самого неба!
Да привезут тебя алые кони
К дому обладателя сомы!"

(c) Ригведа, I, 49.

Апсара. Индия, Раджастхан или Мадхья-Прадеш, XII в. Источник: https://in.pinterest.com/pin/640426009521525824/
Апсара. Индия, Раджастхан или Мадхья-Прадеш, XII в. Источник: https://in.pinterest.com/pin/640426009521525824/

Её сестра - Ночь, сёстры неразлучны, но при этом простые смертные могут видеть их лишь по очереди.

"А также эти две любимые богини, показывающиеся по очереди:
Ушас и Ночь — побудительницы движущихся существ".

(c) Ригведа, II, 31.

"Так ночь уступила место Ушас.
Со светлым теленком, светящаяся, сияющая, она пришла,
И уступила черная ей свои насиженные места.
Происходящие из одного рода, бессмертные, следующие друг за другом,
Странствуют день и ночь, меняясь нветом.
Общий путь у двух сестер, бесконечный.
По нему странствуют они одна за другой, наученные богом.
Они не ссорятся, не останавливаются, (эти) две хорошо соразмеренные,
Ночь и Ушас одного духа, но разного вида".

(c) Ригведа, I, 137.

Вдвоём одновременно они могут явиться лишь жрецам, т. е. хотарам, вероятно, после возлияний сомой и воспеваний гимнов.

Апсары. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, VIII-XI вв. Источник: https://www.photo.net/gallery/image/1065911-apsara-inside-the-laxman-temple-in-khajuraho/
Апсары. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, VIII-XI вв. Источник: https://www.photo.net/gallery/image/1065911-apsara-inside-the-laxman-temple-in-khajuraho/

"Радостно прославляемые, близкие друг другу
Ночь и Ушас, прекрасно убранные,
Самые юные дочери закона, матери его
Пусть усядутся вместе на жертвенную солому".

(c) Ригведа, I, 142.

"Пусть плодородные, достойные жертв, тесно связанные друг с другом
Ушас-и-Ночь усядутся на свое лоно,
Две божественные юные жены, высокие, с чудесными золотыми украшениями,
Облачающиеся в красоту сверкающих драгоценностей!"

(c) Ригведа, X, 110.

Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, X-XI вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/1900024816887433/
Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, X-XI вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/1900024816887433/

В восприятии индоариев, Ушас не просто включает свет. Приезжая на своей колеснице на смену Ночи, она делает видимой красоту мира со всеми его богатствами и поэтому является щедрой подательницей даров, приносящей счастье.

И дело не только в том, что при свете хорошо видно материальные ресурсы. При свете удобнее осуществлять любую деятельность, поэтому Ушас также считалась великой вдохновительницей, которая приводит в движение мир и всех, кто его населяет.

"Со всем дорогим для нас, о Ушас,
Воссвети нам, о дочь неба,
С высоким блеском, о ярко сияющая,
С богатством, о богиня, — ведь ты богатая дарами!
Богатые конями, богатые коровами, легко всё находящие зори
Стремятся сильно сиять.
Приведи в движение ко мне богатые дары, о Ушас,
Возбуди у щедрых дарителей готовность давать!
Ушас светила всегда, и теперь она будет светить,
Богиня — вдохновительница колесниц,
Которые держались наготове к ее приходам,
Как жаждущие добычи мореходы — к выходу в море".

(c) Ригведа, I, 48

Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, X-XI вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/351912458562644/
Апсара. Индия, Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо, X-XI вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/351912458562644/

К Ушас обращались с просьбами о богатстве и мотивации для достижения целей.

"Лежащего ничком щедрая побуждает к передвижениям,
Другого — к поискам пищи, к богатству,
Плохо видящих — к тому, чтоб видеть далеко.
Ушас пробудила все существа.
6 Того — к власти, этого к славе, иного к поискам
Величия, этого — заниматься своими делами.
Чтобы видны были различные образы жизни,
Ушас пробудила все существа".

(c) Ригведа, I, 113.

"Она запрягла коней издалека —
От восхода солнца.
Выезжает к людям
На сотне колесниц эта приносящая счастье Ушас.
Весь движущийся мир склонился пред ее видом.
Прекрасная создает свет.
Да про гонит светом враждебность щедрая дочь неба!
Да прогонит Ушас светом наши промахи!
О Ушас, сияй своим светлым
Сиянием, о дочь неба,
Привозя нам большое счастье,
Светя на жертвоприношениях, ищущих неба!"

(c) Ригведа, I, 48.

Апсара. Индия, Карнатака, империя Хойсала, X-XIV вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/807833251937385251/
Апсара. Индия, Карнатака, империя Хойсала, X-XIV вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/807833251937385251/

"Чьи сверкающие лучи
Показались, благотворные,
Та Ушас пусть даст нам богатство,
Для всех желанное, чудесно украшенное, легко приходящее!
Те самые прежние риши, что звали тебя
На помощь, для поддержки, о великая, —
Ты и теперь прими благосклонно наши восхваления
Ответив желанием дарить, о Ушас, блестящим блеском!"

(c) Ригведа, I, 63.

"Та богато украшенная легкая колесница,
На которую ты взошла, о Ушас, —
Поддержи сегодня с ее помощью, о дочь неба,
Человека с доброй славой!
Двуногие, четвероногие, о светлая,
А также крылатые птицы,
Пришли в движение в установленные для тебя часы, о Ушас,
Со всех концов неба.
Ведь воспламеняясь, своими лучами
Ты озаряешь все светлое пространство".

(c) Ригведа, I, 49.

Апсара. Индия, Гуджарат, X-XII (?) вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/512777107690770406/
Апсара. Индия, Гуджарат, X-XII (?) вв. Источник: https://in.pinterest.com/pin/512777107690770406/

Единственное, что не дано Ушас, - воскрешать мёртвых.

"Ярко пылая, Ушас, что поднимает всё живое,
Но никогда не пробуждает мертвого".

(c) Ригведа, I, 113.

Ещё на примере Ушас иллюстрируется поговорка "с кем поведешься - от того и наберешься".

"Истинная с истинными, великая с великими,
Богиня с богами, достойная жертв с достойными жертв -
Пусть она проломит твердыни и подарит коров!
Мычат коровы навстречу Ушас".

(c) Ригведа, VII, 75

Ушас обладает твёрдым характером, поскольку от её действий зависит смена дня и ночи и ритм жизни на земле. Именно она прогоняет Ночь, а не наоборот. Её колесница следует строго с Востока на Запад, не сбиваясь с пути.

"Эта дочь неба показалась,
Облекаясь в свет, всегда одинаковая, на востоке.
Она правильно следует дорогой закона;
Как знающая наперед, она не путает направлений.
Ее грудь явилась взорам, как у блудницы (?),
Как Нодхас она открыла свои прелести.
Как муха, будящая спящих,
Она возникла первой из всех пришедших, непрерывно сменяющихся".

(c) Ригведа, I, 124.

Индра. Индия, Орисса, XI-XII вв. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/780811654124505758/
Индра. Индия, Орисса, XI-XII вв. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/780811654124505758/

Удивительно, но у такой положительной барышни есть недоброжелатель и это Индра. Однажды он перепил сомы и ваджрой разбил колесницу Ушас. Единственное, чего они могли не поделить, это власть. Мнительному Индре могло показаться, что Ушас проявляет гордыню.

"И еще это героическое деяние,
Подвиг мужества ты совершил, о Индра,
Что злонамеренную жену,
Дочь неба ты прибил.
Эту самую дочь неба,
Мнящую себя великой,
Ушас, разбил Индра.
Прочь от разбитой повозки
Убежала Ущас, страшась,
Когда бык ее столкнул.
Это ее повозка лежит
Совсем разбитая, в Випаши.
Сама же она бежала в дальние края".

(c) Ригведа, IV, 30.

Самое весёлое - это взаимоотношения Ушас с Сурьей и Агни. Сурья - персонификация Солнца, преданно следует за Ушас как жених или супруг, в образе нежного и прекрасного юноши с золотыми волосами.

"Пламенея лучами Сурьи, она (Ушас) умащается мазью, как блудницы, идущие на свидание".

(с) Ригведа, I, 124.

Сурья, Индия, Карнатака или Андхра-Прадеш, 1100-1150 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.86.94.1. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surya,_The_Sun_God_LACMA_M.86.94.1_%281_of_4%29.jpg
Сурья, Индия, Карнатака или Андхра-Прадеш, 1100-1150 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.86.94.1. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surya,_The_Sun_God_LACMA_M.86.94.1_%281_of_4%29.jpg

И Ушас, как намекают сладострастные комментарии, адресованные богине зари, не отказывает себе во встречах с другими. Но официальный любовник у неё один. Есть ещё одно горячее во всех отношениях божество ведийского пантеона - Агни, который является персонификацией рукотворного огня: огня жертвенных костров и домашнего очага.

Агни - бог-хозяйственник, решает все бытовые вопросы, пробуждаясь "благодаря дровам людей" , "он девицам - любовник и женщинам - муж ("Ригведа", I, 66; V, 1). И Ушас может встречаться с ним во время богослужений, когда восседает на жертвенной соломе со своей сестрой Ночью.

Вы посмотрите, какой душка. Агни. Индия, Уттар-Прадеш, XI в. Художественный музей Кливленда (англ. Cleveland Museum of Art). Учётный номер: 1955.51. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1955.51
Вы посмотрите, какой душка. Агни. Индия, Уттар-Прадеш, XI в. Художественный музей Кливленда (англ. Cleveland Museum of Art). Учётный номер: 1955.51. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1955.51

"С золотыми волосами, в разливе пространства
Змей метнувшийся, словно гудящий ветер,
Светлопламенный знакомец Ушас,
Истинный, как прекрасные деятельные воды..."

(c) Ригведа, I, 79.

"Как любовник утренней зари простер он свою широкую массу
Ярко сверкая, светя, мощно пламенея.
Бык золотистый, чистый светит своим светом.
Он пробудил покорные ему поэтические мысли, поторапливая их.
Словно солнце засиял он от вспышки утренних зорь".

(c) Ригведа, VII, 10

Составители этих жизнелюбивых текстов писали эти гимны так, словно визжали как цикады при каждом пробуждении в те славные ведические дни, когда Индра громил колесницу Ушас и могучий Агни пламенел при виде утренней зари.

Танцовщица из Мохенджо-Даро. Бронза, ок. XXIV-XVIII в. до н.э. Национальный музей Индии (англ. National Museum), Нью-Дели. Источник: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQFo8uvC2vnhBbcqzgn0bjw-P0BMPm9SEAt2Q&usqp=CAU
Танцовщица из Мохенджо-Даро. Бронза, ок. XXIV-XVIII в. до н.э. Национальный музей Индии (англ. National Museum), Нью-Дели. Источник: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQFo8uvC2vnhBbcqzgn0bjw-P0BMPm9SEAt2Q&usqp=CAU

К сожалению, древних изображений Ушас не сохранилось ни в скульптуре, ни в живописи. Неизвестно, какие у нее были атрибуты, за исключением колесницы, запряжённой алыми конями. "Ярко пылающая юная женщина в светлых одеждах", "cверкающая, рыжая", божественная Ушас осталась лишь в "Ригведе".

Литература.

  • Ригведа. Мандалы I-IV. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
  • Ригведа. Мандалы V-VIII. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
  • Ригведа. Мандалы IX-X. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
Боги "Ригведы". | Кабинет Востоковеда | Дзен

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Кабинет Востоковеда