Найти тему

Как превратить коллег в единомышленников за шесть шагов

Оглавление

Если активно нанимаете новых сотрудников и не знаете, как сплотить разношерстный коллектив — прочитайте эту статью с кейсом HRD IT Smart Finance Ольги Светличной.

Наш холдинг создает онлайн-сервисы, которые предоставляют доступ к банковским продуктам. До 2020 года компания росла постепенно, без резких скачков. А затем появились новые бизнес-процессы, продукты, проекты, и мы начали активно нанимать сотрудников.

В феврале 2023 года в компании прошла стратегическая сессия, где собственник обозначил цели на предстоящий год, в том числе, показать значительный рост бизнес-показателей. Было очевидно, что мы не достигнем успеха ресурсами отдельных игроков, все цели командные.

У нас, эйчаров, появилась четкая задача – объединить команду. Для этого решили создать единое информационное поле, то есть однородную среду с понятными ориентирами.

Подготовка к переменам

Мы нащупали несколько проблем, которые тормозят развитие бизнеса:

  1. В компании нет единых правил взаимодействия, все действуют, исходя из своих принципов и видения. Каждый руководитель принимал решения так, как считал нужным, и из-за этого случались конфликты, которые влияли на эффективность.
  2. У всех руководителей разные представления о компетенциях будущих сотрудников, нет единой модели компетенций. Людей подбирали с опорой на опыт начальства. Как следствие – ошибки подбора, высокая текучесть в период адаптации.
  3. «Расслоение»: к нам пришли новые руководители подразделений и компания как бы поделилась на новых и старых. Стало очевидно, что среда неоднородна: навыки, знания, прокачка сотрудников очень отличались.
  4. Информационный вакуум – руководители не проводили планерки в своих подразделениях.
  5. Внутреннего обучения не было – мы не понимали, чему и зачем учить ребят.

Основная гипотеза состояла в том, что единое информационное поле создаст ту команду, которая приведет бизнес к результату. А общие ценности помогут устранить проблемы и ограничения. Поскольку общие убеждения помогают нам принимать решения, мотивируют, делают счастливыми.

Стартанул проект с замеров eNPS и уровня удовлетворенности. Важно было получить точку отсчета. Индекс лояльности персонала составил 34%. Среди прочего задали сотрудникам вопрос: «Что изменить или улучшить в компании?». И по ответам поняли, что мы на правильном пути, так как работникам важно наладить обмен информацией и взаимодействие между отделами.

Шесть шагов к успеху

Шаг 1. Объяснили коллегам суть корпоративных ценностей

Внутренний бизнес-тренер рассказал всей компании, как общие убеждения помогают в работе. Мы отправили в общий чат его информационное трехминутное видео.

Шаг 2. Провели глубинные интервью

Попросили гендиректора назвать сотрудников, которые разделяют его убеждения и подход к работе, а затем провели с ними интервью.

Примеры вопросов: «Что вы больше всего цените в людях?», «Назовите три-пять базовых ценностей, которые важны для вас в работе, взаимодействии с коллегами, клиентами и партнерами?», «Какое поведение сотрудников считаете недопустимым для компании?», «Что объединяет успешных сотрудников?»

Шаг 3. Нашли совпадения в ответах

Обработали ответы и определили, какие ценностные утверждения совпадают у всех респондентов.

Шаг 4. Опросили сотрудников

Трансформировали совпадения в 30 простых утверждений. И запустили в общем чате опрос: нужно было прочитать фразы и выбрать вариант «согласен» или «не согласен». Мы получили ответы от 80% сотрудников, они согласились с 29 утверждениями.

Шаг 5. Сформировали ценности

Разделили 29 одобренных утверждений на четыре смысловые группы: команда, результат, гибкость и развитие. Так сформировали общие ценности.

-2

Пример:

Мы команда

  • Мы уважаем и ценим уникальный опыт и компетенции каждого
  • От профессионализма и решений каждого зависит общий результат
  • Открытость и честность — основа нашего взаимодействия
  • Мы доверяем друг другу и ценим это
  • Мы открыто говорим о сложностях и делимся обратной связью

Шаг 6. Поделились информацией с командой

Генеральный директор обратился к сотрудникам и рассказал, что теперь у компании есть собственные ценности. Сделать их узнаваемыми помогли приветственный курс для новичков, постеры с ценностями, которые мы разместили в офисе, мерч, внутренние конкурсы и тематический летний корпоратив. Также мы запустили обучение для руководителей.

Трудности

Работа с ценностями не была легкой: команда сопротивлялась, приходилось постоянно работать с возражениями. Кроме того, нам не хватало ресурсов: ценности выявляли и внедряли силами команды из двух человек. При этом использовали простые инструменты: общий чат, формы и таблицы Google.

Результаты

За шесть месяцев мы нашли, сформулировали и согласовали с командой ценности, а также донесли их смысл до каждого сотрудника. Теперь общие убеждения мотивируют нас и двигают вперед.

Благодаря переменам мы разработали модель компетенций, которую используем при найме и оценке текущей команды. Модель помогает находить «наших» людей — тех, кто разделяет ценности компании, заранее просчитывать риски, если есть несовпадения. В 2023 году штат компании вырос на 30%.

Мы оценили всю управленческую команду. Теперь руководители знают свои сильные стороны и зоны развития. Топ-менеджмент понимает, как использовать потенциал сотрудников, а эйчары осознают, чему учить управленцев.

Также в компании запустили трехмодульный обучающий курс по прокачке гибких навыков управленцев, который помог объединить команду. Теперь все руководители знают наши ценности и свою роль в работе с командой и в кросс-функциональном взаимодействии. Одинаково понимают как, например, ставить задачи, давать обратную связь, проводить планерки.

Результаты наших действий мы узнаем в феврале 2024 года. Для этого измерим eNPS, уровень удовлетворенности, текучесть и результаты оценки руководителей. А также узнаем, с каким финансовым результатом завершим 2023 год.

Материал по теме: Как сотрудники помогли нам схантить нового директора

Поддержите автора лайком, если вы тоже активно строите корпоративную культуру

HR-лайфхаки с доставкой в чат