Швейцарский психолог и автор теории детской игры Жан Пиаже считал, что ребёнок в процессе игры моделирует различные ситуации – и таким образом, адаптируется к взаимодействию с окружающим миром. Игра – это форма практического размышления ребенка над действительностью, поэтому развитие дошкольников происходит в основном в процессе игровой деятельности.
Детское развитие в процессе игры можно разделить на несколько основных типов: познавательное, эмоциональное, социально-коммуникативное и физическое.
Познавательное развитие
Познавательное развитие формирует ценность познания окружающего мира, развивает любознательность и когнитивные навыки ребенка. Оно формирует у малыша первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, отвечает за развитие воображения и творческой активности.
Тип игрового оборудования, способствующее познавательному развитию:
Навыки, развиваемые в процессе игры на детской площадке:
- Внимание – ребенок ищет возможности для игры, доступные ему на этой площадке
- Планирование – ребенок думает и планирует, в какую игру и с кем играть.
- Память – ребенок, опираясь на свой предыдущий опыт освоения игрового комплекса, улучшает свои навыки и скорость каждый последующий раз.
- Решение проблем – ребенок ищет новые способы взобраться на холм или найти лопату, закопанную в песочнице.
- Когнитивная гибкость – ребенок, не смотря на свое желание покачаться на качелях, предпочитает помочь другу раскачаться на них.
Эмоциональное развитие
Эмоциональное развитие предполагает приобретение навыков понимания человеческих эмоций и чувств, построения причинно-следственных связей, развитие эмоционального интеллекта. Ребенок учится формировать первые дружеские отношения с помощью своих наблюдений за окружающим миром.
Тип игрового оборудования, способствующее эмоциональному развитию:
Навыки, развиваемые в процессе игры на детской площадке:
- Умение определять свои чувства и чувства других людей
- Устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями, которые их вызвали
- Возможность контролировать свои чувства для достижения каких-либо целей
- Умение направлять свои эмоции и чувства в нужное русло
Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение общественных норм, моральных и нравственных ценностей. Оно отвечает за формирование навыков общения ребенка, создания сообществ и его работы в команде, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также формирует основы безопасного поведения в быту, социуме и на природе. Коммуникативное развитие влияет на уровень социальной адаптивности и его лидерских качеств.
Тип игрового оборудования, способствующее социально-коммуникативному развитию:
Типы игры:
- Игра со старшим – общение ребенка со взрослым человеком становится базой для развития дальнейших отношений ребенка со сверстниками
- Параллельная игра – малыши, наблюдая за другими детьми, играют вместе с ними, но не взаимодействуют между собой напрямую
- Совместная игра – к 15-18 месяцам малыши начинают общаться друг с другом во время параллельной игры и даже дарят друг другу игрушки
- Простая игра – с 18 месяцев дети начинают социализироваться и могут играть вместе, следуя простым правилам
- Сложная игра – после 3-х лет дети постепенно переходят к играм с более сложными правилами, основанными на конкуренции или сотрудничестве со сверстниками
Физическое развитие
Физическое развитие создает фундаментальную основу для здоровья ребенка и его полноценного физического развития. Оно формирует опорно-двигательную систему организма, развивает равновесие, координацию движения, крупную и мелкую моторику обеих рук, дает базовые представления про безопасность и заботу о своем теле и начальные представления о некоторых видах спорта, а также способствует овладению подвижными играми с правилами.
Тип игрового оборудования, способствующее физическому развитию:
Навыки, развиваемые в процессе игры на детской площадке:
- Ползание
- Равновесие и координация
- Ходьба
- Прыжки
- Лазание
Ведущие виды деятельности детей разных возрастных групп
Младенческий возраст | 0 лет – 1 год
- Эмоциональное общение со взрослым
- Манипулирование с предметами и исследования
- Восприятие музыки и цветов
- Двигательная активность и тактильные игры
Ранний возраст | 1 год – 3 года
- Игры с бытовыми предметами и динамическими игрушками
- Эксперименты с материалами: песок, вода
- Общение со взрослым
- Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
- Восприятие музыки, рассматривание картинок
- Двигательная активность
Дошкольный возраст | 3 года – 7 лет
- Все варианты игры: сюжетно-ролевая, коммуникативная, игра по правилам
- Исследования объектов окружающего мира и эксперименты с ними
- Изобразительная деятельность: рисование, лепка, конструирование из разного материала
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Музыкальная деятельность: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах
- Двигательная активность
Благодаря игровой деятельности, ребёнок получает всестороннее развитие и формирует социальный и бытовой опыт для дальнейшей жизни. Поэтому игра является не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал воспитания и развития ребенка, а грамотно организованное игровое пространство создает комфортные условия для разнообразных детских игр.