В Тбилиси английский нужен фифти-фифти. Люди среднего и старшего возраста - общаются, как правило на русском, кто моложе - на английском.
Бывают и исключения. Как - то в Бургер Кинге я стал делать заказ с собой. Вижу - девчонка молодая, и сразу начал по английски. Мои потейто, плиз, бургер виз чиз, тейк эвей, девушка в униформе спокойно выслушала, пробила заказ. Подавая мне собранный пакет, на чистейшем русском произнесла:
- Так, тут Ваша картошечка, там салфетки и соус.
Пришлось открыть рот, перед тем как подобрать благодарность на подходящем случаю языке.
Кстати, поэтому грузинский учить довольно сложно - русский и английский вкупе позволяют себя чувствовать вполне комфортно, что увы, не очень стимулирует к изучению местного языка.
Все же я выучил грузинский алфавит и несколько бытовых фраз довел до совершенства.
Да так, что кассирши после обмена приветствиями, выяснения нужен ли мне пакет, продолжали говорить со мной по грузински. Тогда я смущенно отвечал что я только похож на грузина, а увы, языком не владею...
…Дочка в Москве начала учить английский в еще частной школе, где кроме того преподавали и китайский. В конце первого класса я решил проверить полученные знания и спросил ее, что она вынесла из этих занятий за год.
- Ни хао! - бодро ответила дочь.
- Это что, все? - растерянно спросил я.
- Яс. - ответил ребенок и проворно ретировался.
Яблоко от яблони… Я вспомнил свой первый курс в универе, конец сессии. Бальзаковская англичанка взвешивает мою зачетку и задает вопрос:
- А почему Вы почти не бывали на моих парах?
- Просыпал. - отвечаю я.
Англичанка округляет глаза - речь шла о третьей паре, которая начиналась в 12 00. Но покоренная честностью и лаконичностью ответа, ставит отметку в зачетку.
Решив не повторять своих ошибок смолоду, нахожу для дочки московского репетитора - Алекса. Он принес какие- то модные учебники и начал занятия. Первый тест показал, что из школы мы выносим катастрофически мало. Алекс покачал головой:«Надо действовать, что называется, нежно. Ни в коем случае нельзя перегружать или напрягать ребенка, иначе он замкнется и that’s all». Поэтому домашки не было, зато было много песенок с ютьюба. Каждый раз, ловя наши родительские вопросительные взгляды, Алекс уверял, что «есть прогресс». Но через пару - тройку месяцев он вдруг потерял интерес к занятиям и нашим вопросам про прогресс, и куда-то исчез. Мы переехали в Грузию, где нам посоветовали настоящего англичанина - Мэтью. У него была классическая английская внешность, произношение и имя. Тест показал, что наши знания близки к нулевым. «Ничего, у меня своя метода. И учебники никакие не нужны. Я сам - учебник английского!» - бодро заверил нас Мэтью и мы успокоились.
С дочкой они лепили фигурки из пластилина, вели тетрадь и что - то разучивали. И также в конце урока мы слышали про регулярный прогресс. Занятия оборвались через три месяца - Мэтью уехал преподавать в другой город, практически не попрощавшись. По английски.
У нас появились планы на Сербию. Там, как я понимал, первое время нагрузка ляжет на интернациональный язык, русский будет уже практически бесполезен.
Я спешно нашел через ФБ учительницу - грузинку, родом из СССР, которая говорила по русски и по английски.
После пробного занятия она сказала с экспрессией:
- Да она у Вас вообще ничего не знает! Бедная девочка! Кто у вас был учитель?!
- Мэтью, из Англии. Лондон. - робко ответил я.
- Кэпитал оф Грейт Британ! - поддакнул ребенок, показывая, что он не так чтобы очень уж безнадежен.
Учительница сочувственно посмотрела на нас:
- Ничего, все поправимо. Запишите учебное пособие….
Был скачен учебник Скультэ еще 60 годов. Я вначале несколько скептически отнесся к такому дедовскому подходу, но почитав хорошие отзывы об учебнике, несколько успокоился.
Начались занятия. Учительница не старалась «действовать нежно» и ничего не лепила. Строгим голосом она как вбивала знания, так и исправляла осанку за столом.
… Через пару недель занятий подошла дочь, и спросила с надеждой:
- Пап, а сегодня будет английский?
- Yes, of course! - безапелляционно констатировал я.
- What the f..ck… - пробормотала удаляющаяся в свою комнату дотэ.
Несколько обескураженный такими ее познаниями в английском, вынесенным откуда-то с тиктока, я все же подумал: «Хороший учитель. Пусть такой - но первый и наглядный результат».